Занятие – исследование «Огонь – друг или враг». Для детей 6-7 лет.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Панкрашкина Инна Анатольевна

Создание условий для знакомства детей со способами тушения огня; выявление опытным путём того, что при горении изменяется состав воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_ili_vrag.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь

Занятие – исследование

Тема: «Огонь – друг или враг».

Для детей 6-7 лет.

Составила: воспитатель

Панкрашкина Инна Анатольевна

Цель: познакомить со способами тушения огня. Выявить, что при горении изменяется состав воздуха.

Задачи: 

- закрепить знания о пожарной безопасности, правила поведения с огнем в быту и на природе;

- развивать у детей любознательность, решительность в экстремальной ситуации;

- воспитывать чувство сопереживания другому.

Материал: 

- плакаты с изображением огня, действиями при пожаре;

- спички;

- две тарелки;

- бумага;

- стакан с водой;

- 2 свечи;

- стеклянная банка (1 литр);

- ведерко с песком;

- кукла.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я вас приглашаю в школу юных друзей пожарных.

Раздается стук в дверь.

Появляется кукла-мальчик. У него забинтованы руки и голова.

Кукла Алеша: здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеша.

Воспитатель: Алешенька, а что  с тобой случилось? Почему ты весь в бинтах?

Алеша: я только что выписался из больницы, ожоги еще не зажили. Я ведь дома нечаянно пожар устроил.

Воспитатель: как же это случилось?

Алеша: однажды я остался дома один. На улице шел дождь. Было скучно и я решил поиграть. Я представил себя на лесной полянке. Даже коврик зеленый расстелил, задернул на окнах шторы, будто наступила в лесу ночь. Я решил сделать маленький костер в своем лесу. Я только один маленький листочек бумаги зажег, но почему-то сразу загорелся коврик, потом шторы. Столько дыма появилось! Я так испугался, что скорее спрятался под кровать. Ничего дальше не помню, очнулся в больнице.

Воспитатель: да, Алеша, натворил ты дел! Разве не знаешь, что спички – это не игрушка!

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай,

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

И под кроватью не прячься – учти,

Что от огня просто так не уйти.

Не оставайся в квартире с огнем,

А выбирайся доступным путем:

Мокрым шарфом нос и рот завяжи,

К двери входной через дым поспеши!

  (Г. П. Шалаева, О.М. Журавлева                                            

«Новые правила поведения для воспитанных детей»)  

Алеша: теперь я понимаю, что я делал неправильно.

Воспитатель: пожар может возникнуть не только в квартире, но даже в детском саду. Ребята, давайте покажем Алеше, что нужно делать, если мы в группе услышали сигнал тревоги.

Дети: если это холодное время года, быстро одевают только обувь, куртки, шапки,  надевают марлевые повязки на лицо и собираются у пожарного выхода из группы.

Алеша: как вы все быстро и дружно делаете, не толкаетесь, не кричите. Спасибо, я понял, как нужно действовать при пожаре!

Дети снимают одежду, садятся на коврик.

Воспитатель: огонь – один из лучших помощников человека. Он тысячи лет назад согревал человека, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Как вы думаете, а сейчас огонь – друг человека или враг?

Проводится дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Алеша: да, если с огнем не дружить, он может превратиться в злобного врага. Ребята, а вы умеете загадки отгадывать?

Дети: да, умеем.

Алеша: 

С язычком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

Что бывает если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает он ладонь. (огонь)

Воспитатель: ребята, а человек может огонь победить?

Дети: да!

Воспитатель: как люди борются с огнем?

Дети: огонь можно залить водой, засыпать землей.

Воспитатель: правильно. Недаром говорят: «Шипит, злится, воды боится». Давайте в этом убедимся.

Дети переходят к мини лаборатории.

Опыты «Огонь и вода»,   «Огонь и песок».

Воспитатель на две тарелки кладет по скомканному листу бумаги. Поджигает один из них и заливает водой. Объясняет, что огонь боится воды, поэтому ее и используют при тушении пожаров. На другой тарелке подожженную бумагу засыпают песком. Сбивают пламя.

Воспитатель: есть одно очень важное правило: ни в коем случае нельзя заливать водой электроприборы.  Это опасно для жизни!  Горящие электроприборы засыпают песком или накрывают толстым одеялом.

Опыт «Свеча в банке».

Воспитатель: об огне говорят, как о живом организме: огонь съедает, огонь губит, огонь идет, огонь дышит. Чем дышит человек?

Дети: воздухом, кислородом.

Воспитатель: как вы считаете, может ли человек дышать под водой?

Дети: может, если у него есть специальное снаряжение.

Воспитатель: вы правы. А теперь давайте проведем опыт с огнем. На столе у меня стоят две свечи, зажжем их, а одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?

Дети высказывают версии.

Воспитатель: в банке выгорел весь воздух. Огонь его «съел», т.к. банка перевернута, то воздух в нее не поступает. В банке остался газ от горения свечи, а он не пригоден для дыхания ни человеку, ни огню. А если от этого газа гаснет огонь, то его можно использовать для тушения пожара. Именно поэтому можно потушить пламя, накинув на него плотную ткань или толстое одеяло. Ведь воздух поступать к огню не будет и огонь погаснет. Чтобы не задохнуться при горении от дыма, люди одевают влажные маски, что мы сегодня и делали.

Алеша: ух ты, как все это интересно и поучительно! Я много понял и многому научился. Теперь я знаю, как потушить огонь. Но спички без взрослых брать никогда не буду.  Мне пора домой, мама меня заждалась.

Воспитатель: чему вы сегодня научились в школе юных друзей пожарных? Было ли вам интересно? Страшно?

Рефлексия детей.

Воспитатель: я думаю, что  теперь вы можете своими знаниями поделиться с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Телевизор друг или враг наших детей"

Работая психологом в детском саду, я столкнулась с тем, что не редко в поведении у детей шести лет наблюдаются особенности подросткового возраста. Чаще это свойственно  мальчикам: дер...

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности по теме «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Основные задачи: Научить детей правилам поведения при пожаре. Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить знания детей о причинах возникновения п...

Развлечение "Огонь - друг или враг?" для детей старшего дошкольного возраста

Организация развлечения  по пожарной безопасности помогает детям в занимательной форме выявить полезное и вредное воздействие огня; в условиях опытной лаборатории узнать, как с огнем взаимодейств...

Конспект занятия «Огонь нам друг и враг»

Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении; учить детей правилам безопасного обращения с огнём; убедить в недопуст...

Конспект занятия - беседа «Огонь – друг и враг».

Цель: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении, учить детей правилам безопасного обращения с огнем, убедить в не...

занятие -презентация Огонь-друг, огонь-враг

Занятие-презентация для дошкольников о работе пожарных....

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности Тема «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Цель: привитие навыков осторожного обращения с огнем, воспитание чувства ответственности....