Кормилица наша – Земля
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Прокопьева Анастасия Анатольевна

Кормилица наша – Земля (познавательная сказка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kormilitsa_nasha_zemlya_poznavatelnaya_skazka.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кормилица наша – Земля

Знаете ли вы, дорогие ребята, как называется самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений? В этом слое живут насекомые, черви и другие, не всегда заметные нашему глазу, обитатели.

Это почва. Она бывает разной: глинистой, песочной, а самую плодородную почву называют черноземом.

- как вы думаете, из чего состоит почва?

Оказывается, в ней есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной, образующийся из опавших прошлогодних листьев, засохших стебельков и корней растений.

В почве живут различные микроорганизмы, которые перерабатывают перегной, и тот вследствие химических реакций выделяет минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни.

В почве находится все, что нужно растению: воздух, вода, растворенные в ней питательные вещества.

Животные, обитающие в почве, перемешивают ее, рыхлят и измельчают остатки растений. Тем самым они повышают плодородие почвы, - а ведь это самое главное ее свойство!

И в поле, и на огороде почва любит уход и заботу. Люди вскапывают землю, рыхлят, поливают и удобряют ее, и тогда почва дает богатые урожаи зерна и овощей, ягод и фруктов. Русский народ говорит: «Хоть земелька и черная, а белый хлеб родит» и не забывает, что «поле любит труд».

Послушайте стихотворение.

Часть родной земли

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

- а теперь послушайте сказку.

Как образовалась почва

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Потоки дождевой воды увлекали за собой куски камней. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячу лет превращались в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселялись на песке и глине, а корни, сгнивая, образовывали тонкий плодородный слой. В этот слой попадали семена других растений. Они разрастались и, отмирая, увеличивали слой чернозема.

Так на земле появился плодородный слой. На его образование ушли тысячи лет, но, к сожалению, разрушить его очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, вода размоет ее, а ветер выдует, и вместо плодородного чернозема останется бесплодный песок.

- вопросы

  1. Что такое почва?
  2. Из чего она состоит?
  3. Как образовалась почва?
  4. Как называется самая плодородная почва?
  5. Какие животные обитают в почве?
  6. Какую пользу они приносят?

Какое значение имеет почва для людей?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"...

Консультация для родителей "Наше будущее - наша Земля"

Консультация для родителей "Наше будущее - наша Земля"...

«Каша – кормилица наша» (конспект открытого занятия)

Каша особое блюдо,необходимое всем полезное, каша — традиционная русская еда, как и из чего её варят....

Проект «Каша – кормилица наша»

     Уже ни для кого не секрет, что большая часть проблем со здоровьем современного жителя большого города, во многом, связана с кардинально изменившимися приоритетами в питании....