Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов ДОО | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»
Цель: Формирование компетентности педагогов по использованию метода «Детское экспериментирование» в организации образовательного события.
1 слайд
Приветствую сегодня всех,
Я рады встрече с вами.
Ведь не случайно в этот зал
Всех вместе нас собрали.
2 слайд
Свое выступления я начну с видеоролика, прошу, всё внимание на экран (дети «цифрового поколения).
3 слайд
Ни для кого не секрет, что современные дети в значительной мере отличаются от детей прошлого. Дети в век цифровых технологий сами могут найти всё, что их интересует, они привыкли к доступности ярких реалистичных «картинок» (фотографии, познавательные фильмы, эффект 3-д), все это приводит к тому, что им не интересно слушать из пассивной позиции. Перед воспитателем стоит вопрос: как заинтересовать детей и активизировать их познавательную деятельность, чтобы было современно и интересно? Это, конечно же, ИКТ и современные педагогические технологии.
Прежде, чем я представлю Вам свой опыт организации познавательной и увлекательной образовательной деятельности, который, на мой взгляд, замечательно, вписывается в концепцию заданную ФГОС дошкольного образования. Давайте, проведем маленький блиц-опрос
«Ищем, думаем, дерзаем,
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!»
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
- Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
- Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
- Как быть под водой и оставаться сухим одновременно? (надеть водолазный костюм)
- Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
- По какому животному ходят люди и проезжают машины? (зебра)
4 слайд
Уважаемые, коллеги, приглашаю тех, кто получил жетончик за ответ, к себе. (6 человек)
Сейчас мы с вами на практике прочувствуем технологию «Образовательное событие». На мой взгляд, это отличная возможность для педагога и детей увлекательно, оригинально и познавательно организовать игровое мероприятие, и не только как часть реализуемого проекта в детском саду.
- ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ
Предлагаю на время детьми стать и со мною поиграть!
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер.
Вот, кончается зима,
К нам опять придет весна.
- Вы соскучились по весне, теплому солнышку и по пенью птиц?
5 слайд
На экране Снежная королева: «Я повелительница снега и льда,
Весну в своем замке заперла!
Если хотите ее освободить
Надо вам меня повеселить!
Мои сложные задания выполнять
Свои знания про зиму рассказать!
Когда карту зимы найдёте
Тогда и весну свою вернете!
Тролля встретите в пути
Он расскажет, что вы выполнить должны!»
- Как же мы без Весны, неужели, целую вечность, зима будет? Вот беда, что же делать нам друзья? (весну спасать)
- Предлагаю, больше не медлить и скорее отправиться к замку Снежной королевы, на помощь весне!
6 слайд
Физминутка: Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
7 слайд Вот и царство льда, мы увидали.
- Но, что же здесь нас ждет?
8 слайд
На экране Тролль: «Здравствуйте! Приготовила Снежная королева для вас не простых заданья, только сплоченность и сообразительность поможет вам с ними справиться. Первое задание - сделайте снег, который ни когда не растает, второе задание – устройте радугу для Снежной королевы, а третье задание, от меня, только растопив злую льдинку из сердца снежной королевы, вы сможете Весну освободить. Только знайте, в руки брать его нельзя, вы замерзните тогда! Думайте, гадайте, ключ от карты заполняйте. Как все ключи соберёте, так и кату зимы найдете!»
9 слайд
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Прежде, че мы приступим к выполнению заданий, давайте вспомним…
- Что такое радуга и как она образуется? (природное явление, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях)
- Почему в радуге семь цветов? (Луч света состоит из нескольких цветов; капельки воды по-разному отражают свет, отчего простой белый свет превращается в разноцветный спектр)
- что такое снег и как он образуется? (Снег — это водяной пар, который в атмосфере замерзает в кристаллы льда)
- почему снег скрипит? (Снег состоит из ледяных кристаллов, пространство между которыми заполнено воздухом. Когда мы наступаем на снежный покров, воздух из него выходит, снежинки трутся друг о друга и ломаются, издавая характерный скрип)
- Что такое лед? (замершая вода) Как его можно растопить?
- Вы, молодцы, пожалуй, все самое важное о радуге, снеге и льде вы знаете, значит, точно сможете помочь весне и преодолеть испытания Снежной королевы.
- Предлагаю вам разделиться, согласно полученным жетончикам. Только помните, вам надо не только выполнить задания, но и заполнить ключи от карты.
3. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ
- Скажите, пожалуйста, а Вы знаете, что с этими ингредиентами делать? Ведь если у нас не получится сделать радугу и снег, мы не сможем спасти весну!!!
- Как мы можем это узнать, что с этим делать? (Спросить у взрослых, посмотреть картотеку опытов, обратиться в интернет)
- Может Тролль оставил нам где-то подсказки? Осмотритесь вокруг…
- Что же обозначаем картинка миксера? (смешать все ингредиенты)
- Как вы думаете, что обозначают эти цветные кружки со стрелочкой в середине? (выложить конфетки по кругу, воду вылить в середину)
- Как вы понимаете свою подсказку? (1-цветные капельки, 2- ватную палочку)
- А вы догадались ,что нужно делать?
- Приступайте к выполнению заданий Снежной королевы и заполнению последовательности опыта на ключе. Кто будет готов, встаньте перед столом.
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Опыт «Искусственный снег».
- Понадобится: 2 стакана картофельного крахмала, 1\4 стакана детского массажного масла (или светлого растительного масла). В миску с крахмалом добавить масло и тщательно перемешать.
- Понадобится: 2 стакана пшеничной муки, 1\4 стакана детского массажного масла (или светлого растительного масла). В миску с крахмалом добавить масло и тщательно перемешать. На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.
- Опыт «Радуга на воде». Понадобится: конфеты в виде драже, например «Skittles» или «M&M’s», тарелка, теплая вода. В тарелке по кругу разложить конфеты в порядке цветов радуги. В центр тарелки налить тёплую воду. Следить, чтобы вода достала до каждой конфеты. Немного терпения.
- Опыт «Радуга в молоке».
Для проведения опыта вам понадобится: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.
- Налейте молоко в тарелку;
- Добавьте несколько капель красителей (капли окрашенной воды);
- Потом возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком - молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться. На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.
- Вы помните, что сказал про него Тролль? Как нам его растопить? (вода эта наверняка волшебная, и только благодаря ей ледяное сердце Снежной королевы не тает)
4. Опыт «Достань лед без рук». Понадобится: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. Нужно пустить лед в стакан с водой; нитку положить на край стакана, так чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности; насыпать немного соли на лед и подождите 5-10 минут. Взять за свободный конец нитки и вытащите кубик льда из стакана. На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.
- Посмотрите друг другу результаты ваших трудов. (если кто-то задерживается)
5.ВКЛЮЧЕНИЕ НОГОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
- Вот мы с вами и собрали ключи. Расскажите, что вы делали, чтобы их получить? Что нового вы узнали, выполняя задания Снежной королевы?
- Вывод: при смешивании масла и крахмала может получиться искусственный снег, который хрустит как в морозный день, а при смешивании муки и масла снег получается более влажный, чем в прошлом рецепте, он уже не хрустит, сильнее сбивается в комки и имеет слегка желтоватый оттенок. Вместо чего, вы можете его использовать (кинетический песок)?
- Вывод: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
- Вывод: вода растворяет красители на конфетах и в вашей тарелке получится радуга!
- Вывод: соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается с ниткой.
10 слайд
На экране Герда: «Здравствуйте, друзья! Вы такие молодцы всю карту зимы нашли, только Снежная королева хитра, просто так Весну может не отпустить… Надо вам ее убедить, что вы ее любите и будете ждать в следующем году. Карта Вам поможет в этом деле!»
11 слайд
- Соберите кусочки карты в одну, и составьте по ней хвалебный рассказ о Зиме. (используя интеллект-карту, мы работаем сверху по часовой стрелке)
12 слайд Я люблю зиму за красивые пейзажи
На экране Снежная королева: «Весну я отпускаю, пусть шагает не спеша, всю природу пробуждая ото сна. Ну, а с вами прощаться мне пора, до свидания, детвора!» (видео весна идет) Вот. Мы и освободили Весну. Очень скоро она о до нас дойдет!
13 слайд
Вот и закончилась игра.
Но я надеемся, что вы с ней
Стали чуточку умней.
Рефлексия по результатам совместной деятельности
Игра «Пожелания»
А сейчас мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье…..
Закончить свое выступление хочу словами Антона Семеновича Макакенко: "Большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, а движение коллектива к ним и участие в них, являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и формирования нового взгляда на жизнь". Спасибо за внимание и участие в мастер– классе. Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД с использованием метода детского экспериментирования и информационных компьютерных технологий(коммуникация, познание, конструирование)
Данный материал представляет собой подробное описание содержания интегрированного занятия с указанием целей, задач и перчня материалов и оборудования....
Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического воспитания дошкольников....
Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".
Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....
Мастер- класс для педагогов на тему: "Нейрографика как метод арт- терапии в работе с детьми дошкольного возраста "
Конспект данного мастер- класса содержит основные понятия и правила применения нейрографики с детьми дошкольного возраста. Применение этого метода может способствует снижению уровня тревоги и страхов ...