Отчёт по экологическому воспитанию (младшая группа)
статья по окружающему миру (младшая группа)
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_ekologii.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по экологическому воспитанию (младшая группа)
Подготовила Воспитатель Постнова Е.В.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, и т. д., растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. На удобном стеллаже находятся иллюстрации животных и растений, различные коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Дети учатся самостоятельно работать с календарём природы, определять время года. Учимся ухаживать за живыми объектами - растениями : поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки, весной – пересаживать.
Наблюдаем за ростом и развитием растений, учимся делать выводы какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке («Значение света для растений», «Зачем растениям вода? », увидели появление почек, а впоследствии и листьев на ветке, поставленной в воду, прорастание семян гороха, посадкой лука и наблюдение за его ростом (весна)
Создана экологическая тропа по территории детского сада, большая. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по участку детского сада. На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований. Рассматривая одуванчик, мы с детьми наблюдали за образованием и распространением его семян. Из познавательных бесед дети
узнали о строении одуванчика.
Наблюдения во время прогулки.
Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами неживой (солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т. п.) и живой природы (растения, животные). Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, увидели первые заморозки, обратили внимание на постепенное похолодание, моросящие дожди, исчезновение насекомых, уменьшение количества птиц; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго и оно совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков, первая травка и цветы, вдруг откуда-то появилось множество насекомых, звонкий птичий гомон приводит в восторг любого слушателя, буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь деткам всё это увидеть; лето – самых благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.
Беседы
«Зачем нужна вода? », «Что нужно растениям? », «Деревья спят», «Где живёт и чем питается? », «Кто как зимует? », «Зелёные друзья», «У кормушки», «Зачем кормить птиц зимой? », «Чем мне нравиться зима? »,
«Трава-доктор», познавательный рассказ «Гусеница», «Капелька», «Птицы прилетели».
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Найди такой же листок», «Чей листок? », «Собери букет», «Чей малыш? », «Путаница», «Сбор урожая», «Что где растёт? », «Кто в домике живёт, «Чьи следы? », «Угадай по описанию», «Когда это бывает? », «Угадай на вкус», лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения»; подвижные игры: «Беги к ёлке (берёзе, шиповнику) », «Птицы в гнёздах», «Снежинки и ветер», «Наседка и цыплята», «Цапля», «Плыви, плыви кораблик»; игры со снегом, песком, водой, снежные постройки, катание на санках т. п.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек
Произведения В. Сутеева («Яблонька», «Кто сказал «мяу»? », «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», «Хвосты» и др. ;
«Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый» С. Я Маршак, «Падают, падают листья» Н. Ивенсен, «Если на деревьях листья пожелтели» М. Ходякова, «Золотая осень» А. Барто, «Осень пришла» Е. Авдеенко, «В январе, в январе» С. Я Маршак, «Глянь-ка, мама, посмотри. » Е. Говоров, «Покормитк птиц зимой» А. Яшин, «Снежок порхает, кружиться» Н. Кононенко, Е., «Зима прошла» М. Клокова, «Голуби» И. Токмакова, «Галка» Е. Трутнева; потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», «Уж ты зимушка-зима» и др. ; закличка: «Пришла весна-вёснушка! ».
Художественное творчество
Аппликации: «Осенний букет», «Цветы», «Облака». «Снегирь», «Снежинка», «Гусеница»;
Рисование: «Рябина», «Овощи», «Фрукты», «Снег идёт», «Дерево в снегу», «Вьюга», «Птички», «Улитка», «Дождик», «Ручейки» «Солнышко», «Травка», «Почки-листочки», «Цветы на лугу», «Божьи коровки»;
Лепка: «Гроздья рябины», «Гусеница», «Улитка», «Овощи-фрукты», «Грибы», «Птичка».
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов
«Времена года», «Кошка с котятами», «Собака со щенком», «Петушиная семья», «Гуси», «Корова с телёнком» из серии «Домашние животные», «Лиса», «Заяц», «Медведи» и др. из серии «Дикие животные», «В лесу», «На лугу», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Растения весной», «Зимние узоры».
Труд в природе (совместно со взрослыми)
Уборка участка от мусора, сухих и, сломанных, ветром веток, сучков; сбор сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовление простейших поделок из природного материала (кораблик из листочка), сгребание снега к корням деревьев, укрытие многолетников на зиму, развешивание кормушек, подкормка птиц, высадка рассады цветов на клумбы, уход за ними.
Экспериментальная деятельность
Игры с водой, песком, проведение опытов «Что растворяется в воде? », «Чистый – грязный», «Превращения воды», «Лепится – не лепится», опыты со снегом, льдом, изучение свойств почвы.
Игры - экперименты с воздухом.
Работа кружка
В течение года велась работа кружка «Капелька», где реализовывались задачи по экологическому воспитанию, применялись разнообразные формы, методы и приемы.
Взаимодействие с родителями
Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Мы поставили перед родителями следующие задачи:
-приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья;
-учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь;
-систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь приседы и человека;
-воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Проводим групповые, индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации, Консультации «Любите природу», «На прогулке летом», «Зимние забавы». Мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.
Проводилась выставка совместных детских работ из овощей и фруктов «Что нам осень подарила». Организовывались праздники, развлечения
( «Разноцветная осень» и др.)
Работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.
Заключение
Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету экологическое воспитание (младшая группа)
Программа разработана на основе: примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и др., Москва, 2014г. ...
Отчёт по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе
Отчёт по экологическому воспитанию детей старшего возраста....
Мастер - класс «Инновационные технологии экологического воспитания». Младшая группа. Тема: «Бабушка Федора и герань». Конспект и презентация.
Материал представлен в виде мастер-класса. Конспект и презентация составлены на основе сюжета экологической сказки Т.Ф.Воротниковой....
Отчёт по экологическому воспитанию в старшей группе №11
Отчётпо экологическому воспитанию в старшей группе за октябрь....
Отчёт по экологическому воспитанию в старшей группе №11
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть...
Анкета для родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания» младшей группы 14.10.2022
Анкета для родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»...
Отчёт по экологическому воспитанию в первой младшей группе за 2022 - 2023 учебный год
В современном мире, взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Поэтому в детском саду, экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, в формир...