Рабочая программа по предмету экологическое воспитание (младшая группа)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Овчинникова Нина Григорьевна

Программа разработана на основе:  примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и др., Москва, 2014г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_predmetu_ekologicheskoe_vospitanie.docx86.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф.Атакшева»

Утверждена

Приказом по лицею

№_______от «___»__________20____год

Рабочая программа

по предмету экологическое воспитание

(младшая группа)

Количество занятий 32

Программа разработана на основе:  примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и др., Москва, 2014г.


 

        

г. Югорск

2015 г.

Составитель: Овчинникова Н.Г.

Воспитатель дошкольных групп, первая квалификационная категория

Согласовано: зам. директора по дошкольному образованию ____________

Дата: «___»___________2015 год

Рекомендации:

Дата: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………
  2. Организационные условия реализации программы.……………………………
  3. Учебно-тематический план……………………………………..........................
  4. Содержание программы…………………………………………………………..
  5. Тематическое содержание программы …..……………………………………...
  6. Ценностные ориентиры содержания курса……………………………………...
  7. Прогноз результативности………………………………………………………...
  8. Методические условия реализации программы ………………………………..
  9. Список литературы ……………………………………………………………….

3

5

5

6

7

8

9

10

11


Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Экологическое воспитание» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155. Предназначена для  младшего дошкольного возраста. Расчитана на 1 учебный год (34 занятия, 1 раз в неделю)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой (младшая группа):

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой и др.
  • Рабочие тетради, Д.Денисова, Ю.Дорожин
  • Наглядно-дидактические пособия, В.В.Гербова
  • Методические пособия, Л.В.Куцакова
  • Электронные образовательные ресурсы «Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С.Комарова, «Ознакомление детей с народным искусством», О.А.Соломенникова.

        Новизна и отличие данной рабочей программы от примерной заключается в введении проекта «Мы – дети природы». Проект рассчитан на 4 года и является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Экологическое воспитание».

       Цель проекта – воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оценку происходящему и собственным действиям, принимать посильное участие в сохранении природы.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: создание условий для формирования нравственных и этических качеств дошкольника посредством экологического воспитания. 

Задачи:

-социализация ребёнка через воспитание моральных и нравственных качеств, формирования образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-формирование умений сосредотачивать внимание на предметах, явлениях природы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями природы, делать простейшие обобщения;

-воспитание любви к природе, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Основные принципы обучения и воспитания.

       
       
Общедидактические: наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, доступность;

        Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, воспитание личности в коллективе, уважение личности воспитанника, гуманное отношение к ребёнку, опора на положительные качества личности, обеспечение эмоционального благополучия, индивидуальный подход.  

Организационные условия реализации программы.

        Программа предназначена для реализации в младшей дошкольной группе «Непоседы», возраст воспитанников – с 3 до 4 лет, в группе по списку 23 ребёнка, из них:

  • с задержкой психического развития  – 1 человек;
  • с задержкой развития речи – 3 человека;
  • с ограниченными возможностями здоровья – 1 человек
  • достаточного уровня развития – 18 человек.

Ребёнок с ОВЗ – Исакова Надя – имеет достаточный уровень психического и умственного развития и не нуждается в специальной коррекционной работе по данному направлению (требуется коррекция медицинского характера). Индивидуальная коррекционная работа необходима ребенку с ЗПР – Овчинникову Антону, которая должна вестись согласно рекомендациям узких специалистов. Для детей с ЗРР программа предусматривает индивидуальные занятия согласно ИОМ.

      Программа рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю), продолжительность занятия – 15 минут. Предполагает экскурсии (1 раз в месяц), целевые прогулки (2 раза в месяц), социальное партнерство (1 раз в месяц), наблюдения, эксперименты, исследовательскую деятельность, подвижные игры, конструктивно-модельная деятельность. При проведении занятий используется фронтальная форма работы, индивидуальная в целях коррекции, групповая и мелкогрупповая при проведении исследовательской деятельности и практических занятий. Основная форма подачи и закрепления материала – игра.

       
       Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • мультимедийная установка;
  • литература: Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», Москва, 2003; М.А.Фисенко «Природа вокруг нас», Волгоград, 2008; Н.Н.Ахметова «План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении», Пермь, 2001; И.П.Волчок «Подвижные игры», Минск, 1988; Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», Москва, 1988; художественная литература;
  • серия картин «Времена года», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Труд в природе».
  • рабочие тетради, дневник наблюдений;
  • пробирки, пипетки, палочки для рыхления, пластиковые стаканчики, перчатки;
  • лаборатория для наблюдения за ростом растений;
  • природный материал (шишки, камешки, песок, почва, вода);
  • совочки, ведерки, кашпо;
  • гербарий растений нашего края;
  • настольно-печатные игры;
  •  дидактические игры (картотека).

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела

Количество занятий

Всего

Целевые прогулки

Экскурсии

Занятия

1

Времена года

12

6

6

2

Явления природы

6

6

3

Растения

6

2

4

4

Вода

4

2

2

5

Животные

4

1

3

6

Птицы

4

4

7

Насекомые

2

2

Содержание программы

Учебный предмет «Экологическое воспитание» является частью образовательной области «Познавательное развитие», занимает особое место среди учебных предметов дошкольного образования, поскольку познание детьми окружающего мира, природы, экологии не ограничивается рамками занятия в детском саду. Оно продолжается постоянно. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на занятиях, продолжалась в той или иной форме и после их окончания.

Основные содержательные линии предмета «Экологическое воспитание» определены стандартом дошкольного образования.

 В процессе изучения предмета «Экологическое воспитание» дошкольники получают представления о природных и социальных объектах, учатся осмысливать характер взаимодействий человека с природой. Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, дошкольники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе.

Основной особенностью экологического воспитания является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке. Интегративный подход даёт возможность ребёнку воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.

Экологическое воспитание создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе обучения ребенок овладеет навыками организации своего рабочего места, культурно-гигиеническими навыками (мытьё рук по мере загрязнения), познакомится с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходит в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, расширят представление о растениях и животных.

В процессе обучения ведутся наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с природным материалом, выполняют практические работы. При этом, учитывая возрастные особенности детей, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

В рабочую программу включены экскурсии и целевые прогулки, подвижные игры, дидактические игры, исследовательская деятельность. Так же программа предусматривает социальное партнерство (музей, «Амарант», родители)

Реализация ФГОС при изучении предмета «Экологическое воспитание» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в рабочих тетрадях; личностным подходом; системой игровых ситуаций.

Формированию универсальных учебных умений способствует исследовательская деятельность, игра, уход за растениями, ведение дневника наблюдений, соблюдение культурно-гигиенических и трудовых навыков.

Тематическое содержание программы.

  1. Времена года (12 занятий)

Зима. Весна. Лето. Осень. Признаки времен года.

Цель: учить замечать изменения в природе в соответствии с временем года. Научить выделять основные признаки времени года.

Знать/уметь:

Уметь: назвать время года, характерные особенности, замечать красоту природы в разное время года.

Знать: порядок следования времен года.

Целевые прогулки: «На огород», «На участок к старшим детям», «В гости к рябинке» в разное время года.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: зима - зимние постройки, лето - озеленение территории, осень – «осенний калейдоскоп»

  1. Явления природы (6 занятий)

Солнышко. Облака. Ветер - невидимка. Дождик. Радуга. Град. Снег. Части суток.

Цель: дать представление об объектах неживой природы и их влиянии на людей и животных.

Знать/уметь:

Знать: о влиянии объектов неживой природы на человека и способах защиты; условные обозначения; названия времени суток.

Уметь: изображать солнышко, радугу, дождь, град, снег; воспроизводить ветер; вести дневник наблюдений; называть время суток.

Целевые прогулки по наблюдению за явлениями природы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: ведение дневника наблюдений совместно с ребенком.

  1. Растения (6 занятий)

Цветы. Комнатные растения. Кусты. Деревья.

Цель: учить детей классифицировать о обобщать растения по определенным признакам; познакомить со строением растений; воспитывать чувство прекрасного.

Знать/уметь:

Знать: названия двух-трех растений; названия частей растения: ствол, корень, листья, стебель, цветок, что для роста растений нужны земля, вода и воздух

Уметь: различать растения по их внешнему виду (цветок, дерево, куст, комнатное растение); называть части растения (ствол, корень, листья, стебель, цветок).

Целевые прогулки: «Березкины именины», «Растения нашего участка»

Исследовательская деятельность: «Выращивание лука», «Путешествие бобового зернышка»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: семейный проект «Растет на окошке цветок – огонек»

  1. Вода (4 занятия)

Свойства воды. История одной капельки. Путешествие воды. Аквариум в доме.

Цель: изучить свойства воды в процессе экспериментов.

Знать/уметь:

Знать: свойства воды (течет, прозрачная, безвкусная, льется, переливается, нагревается, охлаждается).

Исследовательская деятельность «Путешествие воды»

Экскурсии: «Фонтан», «К реке» с привлечением родителей.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная согласно ИОМ.

  1. Животные (4 занятия)

Дикие животные. Домашние животные.

Цель: познакомить детей с домашними и дикими животными и их детенышами.

Знать/уметь:

Знать: различие между домашними и дикими животными, диких животных нашего края (медведь, лиса, белка), названия детенышеный (ягненок, щенок, котенок, теленок, жеребенок, медвежонок, лисенок, бельчонок), как дикие звери готовятся к зиме.

 Уметь: называть родителей и детенышей домашних и диких животных, заботится о домашних животных (кормить, гулять), рассказывать о животном (описать внешний вид, повадки, чем питается, где живет, как зимует, какую пользу приносит).

Целевые прогулки: «К нам пришла собачка» с привлечением родителей.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: фотогазета «Мой пушистый друг»

  1. Птицы (4 занятия)

Цель: учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.

Знать/понимать:

Знать: названия птиц (синица, голубь, воробей, снегирь, ворона)

Понимать: что зимой птицам голодно и холодно, что о них нужно заботиться, подкармливать их.

Целевые прогулки: «Птицы на участке», «Птицы в кормушке»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: изготовление кормушек.

  1. Насекомые (2 занятия)

Цель: расширить представление о насекомых.

Знать/понимать:

Знать: названия насекомых (бабочка, шмель, божья коровка, стрекоза), строение (крылышки, усики, брюшко, лапки, глазки)

Понимать: что насекомое – живое существо, которым можно любоваться.

Целевые прогулки: наблюдение за насекомыми

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуальная согласно ИОМ.

Работа с родителями: конкурс рисунков.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства;
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
  • Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

Прогноз результативности

Личностные универсальные учебные действия

  • ориентация на проявление доброго отношения к природе, людям, уважения к их труду;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
  • бережное отношение к природе.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
  • действовать согласно словесной инструкции;
  • оценивать (с помощью воспитателя) результаты исследовательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
  • пользоваться простыми условными обозначениями.
  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в сотрудничество с воспитателем и сверстниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Предметные результаты

  • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, растений, животных, объединять их в группы;
  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; домашних и диких животных, птиц, насекомых, наиболее распространённые растения
  • называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, животных;
  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, животных;
  • сравнивать растения, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
  • различать внешние части дерева, цветкового растения, птиц, насекомых;
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в рабочей тетради);
  • оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
  • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Методические условия реализации программы.

        Реализация программы обеспечивается наличием следующих компонентов: календарно-тематическое планирование; проектная и исследовательская деятельность; система диагностики; фиксированные промежуточные результаты, при составлении которых необходимо учитывать следующее:
       Основы экологического воспитания закладываются лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы в процессе воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологического воспитания выделяются следующие компоненты:

 

        Все компоненты тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью экологической культуры дошкольника целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Занятия, беседы, игры необходимо выстраивать так, чтобы они пробуждали чувства ребенка, вызывали сопереживание. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. Необходимо ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
     


Список литературы:

  1. М.А.Васильева и др., Программа «От рождения до школы», М., 2012г.
  2. Н.Е.Шуркова, Новое воспитание, М., 2000г.
  3. Л.Н.Прохорова и др. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие, М., 2010г.
  4. Е.С.Евдокимова, Технология проектирования в ДОУ, М., 2006г.
  5. С.Д.Сажина, Составление рабочих учебных программ для ДОУ, М., 2006г.
  6. К.Ю.Белая, Инновационная деятельность в ДОУ, М., 2007г.
  7. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова, Общение педагога с родителями в ДОУ, М., 2006г.
  8. М.Д.Маханева, Индивидуальный подход к ребенку, М., 2005г.
  9. Г.А.Ковалева, Воспитываем маленького гражданина, М., 2008г.
  10. С.Н.Николаева, Методика экологического воспитания в детском саду, М., Просвещение, 1999г.
  11. С.Н.Николаева, Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду, М., Мозайка-Синтез, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Экологическое воспитание дошкольников старшей «Б» группы на 2015-2016 учебный год»

Рабочая программа «Экологическое воспитание дошкольников старшей «Б» группы на 2015-2016 учебный год» (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной ...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы"

Раобочая программа по нравственно - экологическому воспитанию в средней группе "Мы - друзья природы"....

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Окно в мир» (для детей старшей и подготовительной группы)

laquo;Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума»В. Сухомлинс...