Конспект занятия по познавательному развитию №23 в подготовительной группе Тема: «По морю, по океану…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «По морю, по океану…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23_po_moryu_po_okeanu.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «По морю, по океану…»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: расширять у детей знания о мировом океане.
Программное содержание: учить находить взаимосвязи реальности человека с живой и неживой природой (на примере добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, океанского лайнера; работы службы предупреждения о природных бедствия: цунами, землетрясениях, извержениях вулканов, наводнениях); формировать представления о человеке как о части живой природы.
Предварительная работа: перед занятием, за несколько дней, вместе с детьми налить в блюдце воды из крана столько, чтобы она успела до конца высохнуть. Оставшийся налёт понадобится в объяснении.
Материалы и оборудование: пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши; презентация.
Планируемые результаты: у детей сформированы знания о мировом океане.
Структура занятия
I | Вводная часть | Игра «Собери рюкзак» | 4 мин |
II | Основная часть | 24 мин | |
1 | Беседа | О мировом океане | 10 мин |
2 | Физкультминутка | «Стихийное бедствие» | 3 мин |
3 | Работа в пособии | Задание 2 | 4 мин |
4 | Работа в пособии | Задание 3 | 3 мин |
5 | Работа в пособии | Задание 4 | 4 мин |
III | Заключительная часть | 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Игра "Собери рюкзак" задание 1
- Ребята, нам пора уплывать, а у полярников было столько работы, что вещи они собрать не успели. Помогите им, пожалуйста. Отправляемся на двух кораблях. Одна команда будет исследовать подводный мир, а другая – поверхность воды. Вещи надо собрать очень быстро – надвигается ураган. Вам надо собрать все вещи на корабль, но можно взять лишь самое необходимое. Каждый должен положить только по одной вещи. Посмотрим, чей корабль быстрее выйдет в море. Приготовились, начали.
В ходе игры появляется затруднение - дети берут те предметы, которые в море не нужны (палатку, термос и пр.) или нужны для морских развлечений (шезлонг, водные лыжи и пр.).
- Интересно, где вы поставите на корабле палатку. Откуда возьмете воду для термоса – будете соленую из моря пить? Вместо того чтобы от урагана спасаться, станете на водных лыжах кататься?.. Да, собрались вы быстро, но теперь подумайте, сможете ли вы с помощью этих вещей в море дышать, согреться, поспать, попить, вымыться, поесть, передвигаться, вести наблюдения, действовать в непредвиденных ситуациях (спасение тонущих, опасность морских хищников).
Дети принимают решение - надо поменять неправильные предметы.
II. Основная часть
- Беседа о мировом океане
- Хорошо, что мы играем и можем что-то изменить. А то бы вы так и уплыли без необходимых вещей. Давайте я буду рассказывать, а вы по ходу исправите все свои ошибки и найдете необходимые предметы. Вспомните, что вы уже знаете об исследованиях океанов и морей. (Их исследуют экологи, чтобы вода была чистой, а метеорологи ведут наблюдения за погодой.)
- Правильно. Все океаны вместе называют Мировым океаном. Несмотря на различия в положении, многое в Мировом океане одинаково во всех широтах. Во-первых, в океанах и морях вода солёная. Кто же ее солит, ведь в реках, которые впадают в океан, вода пресная. Вспомните, мы несколько дней назад налили пресную воду в блюдце. Посмотрите, вода высохла, а на блюдце появился налет. Если мы будем добавлять туда воды и высушивать вновь, то налета будет оставаться все больше и больше. То же самое происходит в море - вода испаряется, а соль со всех рек остается. Самое соленое море находится в Азии. Оно называется Мёртвым морем. Вода там настолько солёная, что в ней не живет ни одно существо.
- Именно в океане появились первые живые существа. Поэтому его ещё называют колыбелью жизни на Земле. В океане, так же как на суше, существуют растения. Как они называются. (Водоросли.)
- В океане живёт множество разных животных: самые крупные на Земле и самые мелкие. Их изучают учёные-биологи. Самый сложный вопрос – как появились первые живые существа. Пока учёные не могут точно на него ответить, поэтому вырастайте побыстрее – может быть, кто-нибудь из вас спустится на батискафе на морское дно и найдет там ответ на этот вопрос.
- Кроме биологов, океан изучают и другие ученые. Например, те, кто занимается поиском полезных ископаемых. Ведь территория океана больше суши в два раза.
- Океан используют для перевозки грузов и людей на кораблях. Конечно, самолётом быстрее, но корабль может взять на борт на много больше людей и груза, чем самолёт. Люди с удовольствием путешествуют на кораблях – и отдохнуть можно, и увидеть много интересного.
- Ещё исследуют океан, чтобы отслеживать в нем передвижение косяков рыб. Специальные рыболовецкие суда выходят в определённое место и ловят рыбу к нашему столу. Как называются профессии людей, работающих в море. Попробуйте вспомнить. (Капитан, рыболов, моряк, биолог, эколог, спасатель и т.д.)
- Океан очень опасен для путешественников. Какие опасности подстерегают его исследователей. (Штормы и ураганы могут перевернуть корабль.)
- Да, но не только. Дело в том, что наша планета преподносит и другие сюрпризы. Это землетрясения. От каких слов произошло это слово. (Земля трясётся.)
- Правильно. Землетрясение бывают разрушительными и не очень, в зависимости от того, насколько сильно содрогается земля. Но самые опасные землетрясения происходят в океане. От сотрясения поднимается огромная волна. Она называется цунами и может прокатиться от одного континента до другого через весь океан. Такая волна может уничтожить всё на своем пути. Бывали случаи, когда корабли, находящиеся в море, цунами относила на несколько десятков километров в глубь суши.
- Ещё одна опасность подстерегает моряков в океане – это вулканы. Дело в том, что наша планета только сверху твёрдая, а внутри находится большое количество расплавленных горных пород. Если случается землетрясение, то где-то наверняка "заработает" вулкан. Горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается мгновенно и превращается в пар. Даже может возникнуть взрыв. Но вулканы когда-то давно и сотворили сушу такой, какой мы её все сейчас знаем.
- О стихийных бедствиях людей на побережье предупреждают учёные-сейсмологи. Они изучают морское дно и прослушивают его, как доктор слушает ваши лёгкие. Если где-то захрипело в лёгких, врач сразу найдёт болезнь и пропишет лекарство. Люди ещё не научились спасаться от стихийных бедствий, но определить, где произойдёт землетрясение или извержение вулкана, уже могут. В мире существует целая система оповещения о приближающихся ураганах, штормах, землетрясениях, цунами и извержениях. В опасные районы выезжают, выплывают или вылетают спасатели и увозят оттуда как можно больше людей. Спасатели же первыми появляются в районах, потерпевших бедствия, и помогают людям восстановить разрушенное. Им помогают и военные. Так что защитники Родины не только воюют за свою родину, но и спасают жизни людей и в мирное время.
- Самый опасный океан называется Тихий. В нем чаще всего возникают все стихийные бедствия: штормы, ураганы, землетрясения, цунами, извержения наземных и подводных вулканов. Но великий путешественник Фернан Магеллан, который совершил первое кругосветное путешествие и первым открыл для европейцев и описал Тихий океан, не встретил на своём пути ни одного шторма. Поэтому он и дал ему такое название.
2. Физкультминутка "Стихийное бедствие"
- Попробуйте изобразить стихийное бедствие по картине, которую я вам покажу.
Можно сделать "картину" из фигур детей: ураган, землетрясение, вулкан и т.д.
3. Работа в пособии – Задание 2
- Нарисуйте, что можно увидеть на дне океана.
4. Работа в пособии – Задание 3
- Зачеркните все рисунки, на которых люди поступают неправильно. Почему вы так думаете?
5. Работа в пособии – Задание 4
- Море дарит нам много подарков. Только надо догадаться, что из чего сделано. Рассмотрите рисунки и найдите пары.
III. Заключительная часть
- Давайте посмотрим, все ли необходимые вещи у нас собраны. Можем ли мы исследовать Мировой океан?
- Как вы думаете, для чего люди так рисковали, чтобы исследовать океаны и моря? (Открывали новые земли; по морю везти груз легче и быстрее, чем на телегах или караванах; добывали рыбу и украшения.)
- Какие профессии, связанные с морем, вы знаете. (Капитан, рыболов, моряк, биолог, эколог, спасатель и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема: «Защитники Отечества»...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема:«Откуда хлеб пришел»
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема: "Откуда хлеб пришел"...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе Тема: «Почему цветы называют первоцветами»
Вашему вниманию представлен конспект занятия по познавательному развитию...
Конспект занятия по познавательному развитию №17 в подготовительной группе Тема: "Путешествие в Америку"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Америку»...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Обитатели морей и океанов»
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Обитатели морей и океанов»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обита...
Конспект занятия по познавательному развитию №28 в подготовительной группе Тема: «Полярники и метеорологи»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Полярники и метеорологи»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию детей в подготовительной группе Тема: «Улицы нашего города»
Цель: расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста об улицах родного города.Задачи:1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе, его...