Конспект занятия по познавательному развитию №28 в подготовительной группе Тема: «Полярники и метеорологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Полярники и метеорологи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_polyarniki_i_meteorologi.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Полярники и метеорологи»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: познакомить детей с профессиями «полярник» и «метеоролог».

Программное содержание: учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере антарктических станций, наблюдений за изменениями в погоде, таянием ледников; работы служб предупреждения о природных бедствиях: ураганы, циклоны),  формировать представление о человеке как о части живой природы.

Материалы и оборудование: пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши; глобус; карточки с изображением предметов: календарь, компас, градусник уличный, утеплённая одежда, спальный мешок, термос, очки от солнца, снегокат, лыжи, письменные принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, верёвка, лестница с крюками, карты с циклонами, ласты, шезлонг, зонт, кепка, канистра с водой, палатка; мягкие модули, кубики, спасательный круг; емкость с водой; иллюстрации по теме.

Планируемые результаты: у детей сформированы знания о профессиях «полярник» и «метеоролог».

Структура занятия

I

Вводная часть

 

3 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Игра

«Собери рюкзак»

4 мин

2

Беседа

О полярниках и метеорологах

4 мин

3

Опыт

3 мин

4

Физкультминутка

«Шторм»

3 мин

5

Беседа

3 мин

6

Работа в пособии

Задание 2

2 мин

7

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

8

Работа в пособии

Задание 4

3 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- В прошлый раз мы  с вами путешествовали в Австралию. Остался у нас только один континент, на котором мы ещё не были. Кто найдёт его на глобусе? (Вот он.)

- Можно ли по карте определить, где на нашей Земле холодно? (Да, льды нарисованы белой краской.)

- Это верно. В каком месте, обозначенном белым цветом, мы уже побывали? (На Северном полюсе.)

- Правильно. А сегодня мы отправимся на другую сторону земного шара, на Южный полюс. Что вы представляете, когда слышите слово «южный»? (Тёплое море, жару.)

- На Южном полюсе, который называется Антарктидой, никогда не бывает тепло. Это самое холодное место на Земле.

II. Основная часть

  1. Игра «Собери рюкзак»

 Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

А на деле Антарктида

Холодней, чем даже с виду.

В холодильнике и то было б жарче без пальто.

- Как вы думаете, могут ли там жить люди? (Нет, там очень холодно.)

- А вот и не угадали. Конечно, там живёт очень мало людей, и они туда приезжают работать не некоторое время, но люди в Антарктиде живут. Впервые на Южном полюсе побывал европеец Руаль Амундсен около 100 лет назад. Интересно, что примерно в это же время другой европеец, Роберт Пири, побывал на Северном полюсе. Группа людей, отправляющаяся в такие опасные путешествия, называется полярной экспедицией. Хотите попутешествовать вместе с такой экспедицией, плывущей в Антарктиду? (Да, конечно.)

- Тогда нам нужно для начала помочь собрать им вещи. Будьте внимательны. Предметов может быть только пять.

Затруднение – дети взяли те предметы, которые брали в поход раньше (палатку, фляжку с водой, и пр.)

- Собрались? Теперь посмотрим, как с помощью этих предметов согреться, поспать, попить, вымыться, поесть, передвигаться, вести наблюдения, действовать в непредвиденных ситуациях (обморожение, трещины во льдах и пр.) разве можно согреться в палатке, если ты находишься во льдах? А как замёрзшую воду достать из фляжки?..

2. Беседа о полярниках и метеорологах

- Давайте поступим так: я вам буду рассказывать, а вы – исправлять свои ошибки. Договорились?

- Как же мы доберёмся до Антарктиды? (На корабле.)

- Правильно, и поплывём мы через Атлантический океан. Он расположен между Евразией и Африкой с одной стороны и Америкой – с другой.

Воспитатель показывает на глобусе.

- В пути нас подстерегают опасности: циклоны и ураганы. Они приносят людям большие беды. Сильный ветер и дождь могут перевернуть корабль, разбить его о скалы. Но ещё больший вред ураганы приносят на суше. Дождь может вызвать наводнение, сильный ветер ломает всё на своём пути, вырывает с корнями деревья, разрушает дома, уничтожает сады и огороды. А если с циклоном приходит холодный ветер, то может выпасть сильный снегопад или град. За передвижениями циклонов и ураганов следят метеорологи, работающие в таких экспедициях, как наша. Они вовремя передают на сушу предупреждение об опасности. Каждый день по телевизору вы можете услышать прогноз погоды на следующий день – это работа метеорологов. Им помогают спутники, которые из космоса фотографируют Землю. Всю эту информацию сравнивают с наблюдениями с Земли и составляют прогноз на несколько дней вперёд.

- Но не только метеорологи находятся в полярной экспедиции. Помните, я вам рассказывала об экологах? Что они делают? (Охраняют природу, следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воду и воздух и не отравили людей.)

- Правильно. Экологи обязательно есть в каждой научной экспедиции. Они берут пробы воды, пока корабль плывёт, а в Антарктиде они будут брать пробы воздуха и льда. Льды там образовались много столетий назад, и, сравнивая их чистоту с водой, которая была взята сейчас, можно сделать вывод о том, насколько изменилась окружающая среда.

- В полярной экспедиции обязательно должны быть спасатели. Много неожиданностей преподносит Антарктида своим исследователям. Это и трещины во льдах, и айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжёлые глыбы и отправляются в путешествие по океану.

3. Опыт

- Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда. Лёд легче воды, поэтому он и не утонул. Где большая часть льда – под водой или над водой? (Под водой.)

- Да, под водой находится большая часть айсберга, который достигает размеров с дом, причём над водой видна вполне безобидная и иногда даже незаметная верхушка. Как вы думаете, представляет ли айсберг опасность для кораблей?

Возможно, дети слышали историю о «Титанике», если нет, то можно её рассказать.

4. Физкультминутка «Шторм»

Мягкие модули разной высоты лежат в виде «Дорожки». Дети встают с одной стороны этой «дорожки» с кубиками в руках. Воспитатель стоит с другой и качает стол, на который дети складывают кубики.

- Внимание! Приборы на нашем корабле показывают, что к нам приближается шторм. Нам нужно спасти наш корабль. Представьте, что вы стоите на корабле, ветер усиливается, и волны поднимаются всё выше и выше. Если вы потеряете равновесие, то попадёте в воду. Вам надо перебраться на другую сторону корабля и перенести туда груз так, чтобы корабль не перевернулся. Если кто-то окажется за бортом, то его нужно спасти – кинуть ему спасательный круг.

5. Беседа

- Чем ближе мы подплываем к Антарктиде, тем холоднее становиться. Что происходит с водой при понижении температуры. (Она превращается в лёд.)

Мы идём себе вперёд,

Очень удивляемся:

Слева – лёд,

И справа – лёд,

Перед носом – тоже лёд,

Где же он кончается?

- И действительно, вокруг нас ледовая пустыня. Как же плыть дальше? (На ледоколе.)

- Вспомните, как образовалось это слово. (Корабль, который лёд колет.)

- Молодцы!

6. Работа в пособии – Задание 2

- А теперь выполним задание на сообразительность. Отметьте погоду в Антарктиде и у нас сегодня. Где теплее?

- Где круглый год зима?

7. Работа в пособии – Задание 3

- Вспомните, что я рассказывала про ураганы. Расставьте рисунки в порядке усиления ветра и правильно назовите это погодное явление.

8. Работа в пособии – Задание 4

- Какие осадки вы знаете?

- Зачеркните лишнюю картинку.

- Какие осадки идут в Антарктиде?

III. Заключительная часть

Работа в пособии – Задание 1

 - Можете ли вы теперь показать в задании 1, что мы возьмём с собой в полярную экспедицию? (Да, конечно.)

- А как вы считаете, могут полярники быть трусливыми и слабыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема:  «Защитники Отечества»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема:«Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема: "Откуда хлеб пришел"...

Конспект занятия по познавательному развитию №17 в подготовительной группе Тема: "Путешествие в Америку"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Америку»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Обитатели морей и океанов»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы  Тема «Обитатели морей и океанов»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обита...

Конспект занятия по познавательному развитию №23 в подготовительной группе Тема: «По морю, по океану…»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе  «По морю, по океану…»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию детей в подготовительной группе Тема: «Улицы нашего города»

Цель: расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста об улицах родного города.Задачи:1.     Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе, его...