Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" для детей 4-5 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Горлова Елена Яковлевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый счет" является программой социально- педагогического направления, по функциональному назначению- учебно- познавательная, по форме организации-групповая. Реализация данной образовательной Программы дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_schet_gorlova_e_ya.docx81.45 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Бакчарского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад с. Бакчара»

ПРИНЯТО:                                                                                                                                                                        

на педагогическом совете                                                                                                                                        

МБДОУ «ЦРР-детский сад с. Бакчара»                                                                                                                          

Протокол от  24.10.2019 № 2

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                                                 заведующий МБДОУ

 «ЦРР- детский сад с.Бакчара»            _______  Н.А.Лаврикова

Приказ от 24.10.2019 № 75 -од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»  

Направленность  - социально – педагогическая

Возраст детей- 4 – 5 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 1 ГОД

Разработчик:  

воспитатель 1 кв.категории:  Горлова Елена Яковлевна

с.Бакчар 2019.

        Содержание.

1.Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Методическое обеспечение и условия реализации программы

4.Планируемые результаты освоения учащимися содержания Программы

5. Учебно- тематический план.

6. Содержание Программы.

7. Литература

8. Приложения

                                                       2.  Пояснительная записка

             Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый счет» (далее Программа) является программой социально- педагогического направления; по функциональному назначению- учебно- познавательная; по форме организации- групповая. Реализация данной образовательной Программы дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Формирование логического мышления, в свою очередь, -важная составная часть педагогического процесса. Решается она, в- основном, средствами занимательности в обучении математике. Задача воспитателя- помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить деятельностью детей, организовывать и направлять ее.  Программа является авторской разработкой.

          Актуальность Программы заключается в том, что она дополняет традиционный подход к обучению, способствует овладению детьми математическими методами поиска решений, логическим рассуждениям, построению и изучению математических моделей.

        Новизна Программы– предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений; в работе используется увлекательная проблемно- игровая деятельность, а содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

    Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, а также создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Используются современные технологии:
     - игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка(игры на объемное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры на составление целого из частей, игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)

-ИКТ технологии;

-здоровьесберегающие технологии

     Педагогическая целесообразность Программы:

Данная  программа дополнительного образования  педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации дети овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно одно, два, три или четыре свойства

        Цель программы:

Отличительной особенностью Программы является системно-

деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами

занимательных заданий по математике. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами,  знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.Программарассчитана на 1 год, возраст  детей 4 – 5 лет. Списочный состав группы -25 человек.Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Кружок работает 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут, во второй половине дня, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.Главным результатом реализации программы является повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольниковПедагогическаяцелесообразносДанная  Программа дополнительного образования  педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации дети овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памятиодновременно одно, два, три или четыре свойства.Цель программы:

Создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способа познавательной деятельности у дошкольника.

       Задачи программы:

Образовательные:

1.Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда

2. Знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом

3. Закрепление представлений о величине

4. Ознакомление с пространственными отношениями

Развивающие:

1.Развитие логического мышления ребенка (умение сравнивать, анализировать, доказывать, обобщать, группировать)

2.Развитие памяти, внимания, творческого воображения

Воспитательные

1. Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе

     Формы организации НОД :

В процессе НОД используются различные формы:

- Традиционные (в занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры)

- Комбинированные

- Практические

- Игры, конкурсы, викторины

Методы обучения:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)

      - игровой (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

- исследовательский

- проблемно-поисковый

- показ мультимедийных презентаций

В основу работы по программе положены следующие принципы:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности– ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

 В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия,  увлекательные игры и упражнения для детей с цифрами, геометрическими фигурами, что позволяет качественно подготовить детей к школе.

Основными принципами программы математического кружка являются:

- принцип умственного развития дошкольника.

- принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

- принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.

   Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  •  Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
  • Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.12.2013 № 2506-р

                        3.Программно- методическое обеспечение.

Помещение:  Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей шкафах.

Подсобное помещение:шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

-доска;

-стол для педагога;

-раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; фломастеры,  дидактические игры и пособия и т.д.);

-демонстрационный материал

- Дидактический материал: таблицы,  дидактические карточки, раздаточный материал для  каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы, головоломки («Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор»), логико – математические игры(«Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и цифры»),  развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»)

- Материально – техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.

- Информационное обеспечние: аудио, фото, видео, интернет источники;

- Кадровое обеспечние:  воспитатель Горлова Елена Яковлевна, первая квалификационная категория

4.Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет:

  • Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
  • Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).
  • Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
  • Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
  • Различает величины; (длину ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
  • Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различает и называет плоские и обьемные геометрические фигуры:  круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, призма. Проводит их сравнение.
  • Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
  • Умеет определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называет части суток и знает их основные признаки.
  • Знает состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.

                                        5.  Учебно-тематический план

 

п/п

 

Раздел,  тема

 

всего

Количество часов

Формы организации

Формы аттестации

теория

практика

1.

Введение в программу. Инструктаж.

Знакомство с кружком «Веселый счет»

 

0,5

 

0,5

 

-

Игровая ООД

Беседа

2.

Количество и счет

4

 -

 4

Практические задания

2.1

Виды счёта (прямой, обратный, порядковый). Счет до 5

1

-

1

Игровая НОД

Практические задания

2.2

Числовой ряд. Порядковый счёт. Слева направо, справа налево.

1

-

1

Игровая ООД

Практические задания

2.3

Место числа в числовом ряду. Антонимическая игра. Число, цифра «0». Сборка целого из частей.

1

-

1

Коммуникативная ООД

Практические задания

2.4

Игры-головоломки. Зашумленные картинки (цифры)

Логические задачи и упражнения.

1

-

1

Математические и логические загадки и задания

Практические задания

3

Ознакомление с геометрическими фигурами

3

 

 3

3.1

Квадрат. Зеркальное отображение.

1

-

1

Игровая ООД

Практические задания

3.2

Треугольник, овал.

1

-

1

Игровая ООД

Практические задания

3.3

Зашумленные картинки(геометрические фигуры)

1

-

1

Продуктивная ООД

Практические задания

4.

Определение величины

14

 

 14

4.1

Большой, маленький, больше, меньше, одинаковые по величине

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД(1), продуктивная (1)

Практические задания

4.2

Толстый, тонкий, толще, тоньше, одинаковые по толщине.

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД,(1) продуктивная(1)

Практические задания

4.3

Широкий, узкий, шире, уже, одинаковые по ширине.

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД,(1) продуктивная(1)

Практические задания

4.4

Высокий, низкий, выше, ниже, одинаковые по высоте.

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД(2), продуктивная (2)

Практические задания

4.5

Длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые по длине.

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД(1), продуктивная (1)

4.6

Сравнение трех предметов по величине. Раскладывание их в убывающей и возрастающей последовательности. Обозначение результатов сравнения словами длинный, короче, самый короткий; короткий, длиннее, самый длинный.

2

-

2

Квест

Практические задания

4.7

Сравнение 4-5 предметов по ширине, раскладывание их в убывающей и возрастающей последовательности; обозначение результатов сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий; узкий, шире, самый широкий

2

-

2

Занятие- путешествие

Практические задания

5.

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскост

5

 1

 4

5.1

Ориентация во времени: временные части суток (утро, день, вечер, ночь). Раньше-позже.Графические работы.

2

-

2

Познавательно-исследовательская ООД

Практические задания

5.2

Ориентация в пространстве. Сверху вниз. Снизу вверх. Впереди, сзади; слева, справа.

1

-

1

Двигательная ООД

Практические задания

5.3

Ориентация на листе бумаги: строка, столбик клеток, отдельная клетка (центр, стороны, углы клеток), страница, лист.

1

-

1

Продуктивная ООД

Практические задания

5.4

Логические игры и упражнения на ориентировку во времени и пространстве

1

-

1

Игра-соревнование

Практические задания

6.

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Решение логических задач. Игры-головоломки. Логические задачи и упражнения.

Игры-головоломки

Логические задачи и упражнения

Логико- математические игры

Математические и логические загадки и задания

Математические сказки и лабиринты

Математические пазлы

6

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

6

1

1

1

1

1

1

Продуктивная ООД

Игра-путешествие

Игровая НОД

Игровая НОД

Игра- соревнование

Игровая НОД

Продуктивная НОД

Практические задания

 

Итого часов

32

0,5

32

 6.Содержание программы

Образовательный процесс по Программе организуется  в очной форме. Вся НОД проводится  в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач). В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Большое внимание уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

      НОД проводится с учетом возрастных особенностей детей, строится на основе индивидуально -дифференцированного подхода к детям.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой

деятельности.

«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической ) в различных формах и видах детской деятельности.

«Физическое развитие» - развитие ориентировки в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения,  подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 «Художественно – эстетическое развитие» - развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

        Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

     

Контроль

  • Итоговые НОД
  • Мониторинг

Разделы рабочей программы:

1. «Количество и счет»

Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).

Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 морковки, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

3.«Определение величины»

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные:длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, аберезка растет далеко).

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

5. «Решение  логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Работа с родителями

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.

• Консультации

• Родительские собрания

• Оформление папок- передвижек

• Презентации

• Математическая игротека

• Дни открытых дверей

                                              7.Используемая литература

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  / под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.

  1. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
  2. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.

- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.

4.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына

5. Математика для малышей. Средняя группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» под

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

  Интернет- ресурсы:

208с.

Интернет-ресурсы

1.  Занимательный  материал  в  обучении  дошкольников  элементарной  математике

математике  –  http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-

obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2.  Занимательные  задачки  для  дошкольника!  –

http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3.  Занимательная  математика,  занимательные  задачи  по  математике.  –

http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4.  Интересная  математика  и  счет  для  дошкольников  –

4. Интересная математика и счет для дошкольников

http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-

doshkolnikov/  

5. Михайлова  З.А.  Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников  –

http://bib.convdocs.org/v14303

Приложение 1

Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

    16-25

В. высокий  

С.средний  

Н. низкий

Приложение 2 Календарно- учебный график

п/п

месяц

число

Время проведения

занятий

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

Место

Форма контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28

29.

30

31

32

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

4

11

18

25

3

9.

16.

23

7

13

21

27

4

11

18

25

9

15

22

29

5

12

19

26

4

11

18

25

3

10

17

24

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00- 16.20

16.00-16.20

16.00- 16.20

16.00- 16.20

16.00- 16.20

16.00- 16.20

16.00- 16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00- 16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

16.00-16.20

Занимательная игра

Продуктивная ООД

Игровая ООД

Коммуникативная ООД

Игровая ООД

Игровая ООД

Продуктивная ООД

Познавательно- исследовательская деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Продуктивная

деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность

Познавательно- исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность

Познавательно- исследовательска

я деятельность

Занятие- игра

Занятие-беседа

Решение задач в режимных моментах

Занятие- путешествие

Графическая работа

Игра-соревнование

Графическая работа

Игра-соревнование

Игровая НОД

Игровая НОД

Игровая НОД

Продуктивная НОД

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Инструктаж. Знакомство с кружком «Веселый счет»

Прямой, обратный, порядковый счет до 5.

Числовой ряд. Порядковый счет. Слева направо, справа налево

Место числа в числовом ряду. Антонимическая игра. Число, цифра «ноль». Сборка целого из

частей

Квадрат. Зеркальное отображение

Треугольник, овал.

Зашумленные картинки(геометрические фигуры)

Большой- маленький, больше-меньше, одинаковые по величине

Большой- маленький, больше-меньше, одинаковые по величине

Толстый-тонкий, толще-тоньше, одинаковые по толщине

Толстый-тонкий, толще-тоньше, одинаковые по толщине

Широкий-узкий, шире-уже, одинаковые по ширине

Широкий-узкий, шире-уже, одинаковые

по ширине

Высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые по высоте

Высокий-низкий, выше-ниже, одинаковые по высоте

Длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине

Длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине

Сравнение 3х предметов по величине. Раскладывание их в убывающей и возрастающей послед-ти.

Сравнение 3х предметов по величине. Раскладывание их в убывающей и возрастающей послед-ти.

Сравнение 4-5 предметов по ширине, раскладывание их в убывающей и возрастающей последовательности; обозначение результатов сравнения соответствующими словами: широкий-уже-самый узкий; узкий-шире-самый широкий.

Сравнение 4-5 предметов по ширине, раскладывание их в убывающей и возрастающей последовательности; обозначение результатов сравнения соответствующими словами: широкий-уже-самый узкий; узкий-шире-самый широкий.

Ориентация во времени: временные части суток(утро, день, вечер, ночь). Раньше-позже

Ориентация во времени: временные части суток(утро, день, вечер, ночь). Раньше-позже

Ориентация в пространстве.Сверху вниз. Снизу вверх. Впереди, сзади, слева, справа.

Ориентация на листе бумаги: строка, столбик клеток, отдельная клетка, (центр, стороны, углы клеток), страница, лист

Логические игры и упражнения на ориентировку во времени и пространстве

Игры-головоломки

Логические задачи и упражнения.

Логико-математические игры

Математические и логические загадки и задания

Математические сказки и лабиринты

Математические пазлы

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

Беседа

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание, просмотр и анализ работ

Практическое задание(инд карточки)

Инд. карточки(оценочный материал)

Графическая работа

Устные опросы(индивидуальные, парные)

Занятие-игра

Индивидуальные карточки(оценочный материал)

Индивидуальные, парные, групповые опросы

Зашумленные картинки

Групповые опросы

Дидактическая игра

Индивидуальные, парные, групповые опросы

Просмотр и анализ работ

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Ступенька» Степ аэробика

Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми наруше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей «Карапуз» (бисероплетение), художественная направленность.

Разработчики:Козлова Альфинур Хидиятовна, воспитательСимонова Ирина Борисовна, старший воспитательСавуляк Лилия Владимировна, педагог-психологАктуальность Программы определена запросом родителей, мате...

Методическая разработка.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИСОВАНИЕ» дети 3-4,4-5 лет.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рисование» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"...