КОНСПЕКТ НООД по экспериментальной деятельности «Опыты со льдом и снегом» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ХУДЯКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА

 

        Уже в младшем дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много различных вопросов. Зима-  отличный период для проведения опытов со снегом и льдом.  Предлагаемые опыты со снегом и льдом развивают мышление, логику, творчество воспитанников, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и почему?». Особое значение для развития личности воспитанника имеет усвоения им представлений о взаимосвязи природы и человека.
       Простейшие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они простейшие, а главное – дети все проделываю сами!!!
      Опытно – экспериментальная деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его умение мыслить логически, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nood_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 198»

КОНСПЕКТ НООД по экспериментальной деятельности
«Опыты со льдом и снегом»
в подготовительной к школе группе.

Разработала и провела

воспитатель:

Худякова Анастасия Геннадьевна

г. Новокузнецк, 2021

Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:

1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.

2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

Развивающие: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности:

познавательно – исследовательская.

Форма работы с детьми: групповая

Оборудование и материал: иллюстрации, изображающие явления неживой природы, дидактическая игра «Явления неживой природы», молоточек, пакет с солью, льдом, снегом, конверт, одноразовые стаканчики для снега и льда, одноразовые ложки.

На столах у детей: одноразовые стаканчики для  снега и  льда,  одноразовые ложки для опытов, зелёные и красные картонки, салфетки.

Используемая литература: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7лет»

Н. Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 – 7 лет»

О. А. Соломенникова ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду»

Деятельность воспитателя

1 часть – вводная

Создание образовательной ситуации

Дети, сегодня почтальон принес конверт от «Деда Мороза», хотите узнать, что в нем?

В конверте загадки. Отгадайте первую загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Ответы детей: Зима.

А какие зимние явления вы знаете?

Ответы детей: метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед.

А почему всё это называют неживая природа?

Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель достаёт из конверта другие загадки, загадывает их детям.

«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).

«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).

Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.

Дети отгадывают загадки

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?

Тогда приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!

2 часть – основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Посмотрите, у меня на столе в тазу снег и лед, Возьмите одноразовые стаканчики и ложечкой положите в один стакан -снег, а в другой -лед. Чем же похожи и отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.

Опыт №1. Возьмите в руки ложки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?

Снег можно проткнуть ложкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)

Опыт №2. Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Верно, вывод: лёд хрупкий и колется (хором). Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.

Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).

Опыт №4. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?

Что появилось на ладошках?

Откуда взялась вода?

А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?

Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.

Дети повторяют вывод хором

Опыт №5. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.

Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега.

А пока поиграем с пальчиками.

(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.

Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.

Опыт №6. Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину одного кубика немного соли (опыт проводится на столе воспитателя, вызывается 1 ребёнок). Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, если вынести лёд на улицу, где низкая температура? Ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. А ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие.

(Вывод делает воспитатель).

Вывод: Солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. (Хором).

Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.

Игра «Хорошо – плохо»

Давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

Что хорошего от снега?

Для кого и когда снег – плохо?

Когда лёд приносит пользу?

Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!

Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лёд и чем отличаются?

Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!

Пора возвращаться, скажет слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны

1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...

Конспект проведения опытно-экспериментальной деятельности по изучению состояний воды для детей подготовительной к школе группе

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательная: продолжать знакомить детей со свойствами воды.Развивающая: развивать интер...