Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с учетом регионального компонента для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бобылева Елена Анатольевна

старшей группы

Тема: «Путешествие по Краснодарскому краю»

Цель: Расширять у детей представления о малой
Родине.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.

Образовательные: Углублять знания о природе и экологии края.

Развивающие: Развивать познавательный интерес о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края (реки - притоки реки Кубань, озёра, искусственные водоёмы); память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Материал: экологическая карта Краснодарского края, компас, презентация памятников природы Краснодарского края, ярко оформленные остановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с учетом регионального компонента для детей старшей группы

Тема: «Путешествие по Краснодарскому краю»

Цель: Расширять у детей представления о малой
Родине.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.

Образовательные: Углублять знания о природе и экологии края.

Развивающие: Развивать познавательный интерес о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края (реки - притоки реки Кубань, озёра, искусственные водоёмы); память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Материал: экологическая карта Краснодарского края, компас, презентация памятников природы Краснодарского края, ярко оформленные остановки.

Ход

Мотивация.

1.Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности.

В: Ребята, мы с вами живем в прекрасном крае где много богатств и хороших людей. А как называется наш край, где мы живем?

Д: Краснодарский край

В: Правильно, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир знаний по разным частям света Краснодарского края (на север, восток, юг, запад).Ребята, а если вы потерялись, например, в лесу, что будете кричать?

– Ау!

В:А как еще можно звать на помощь?

 – Кричать имя.

2.Планирование с детьми их деятельности.

В:А чтобы не потеряться, мы должны правильно ориентироваться. А поможет нам компас.

Первая остановка у нас находится на востоке.(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

3. Реализация детского замысла.

Первая остановка «Животный и растительный мир».

В: Дети, кто знает, какие животные обитают в Краснодарском крае? Расскажите. (Дети рассказывают).

В: На равнине обитают лисица, ласка, хорек, заяц-русак, грызуны. В горных лесах - бурый медведь, волк, шакал, енотовидная собака, барсук, рысь, лесной кот, куница, кабан, благородный олень, косуля. черный дятел, клест - еловик, снегирь. коршун, совы. сычи, куропатки. На берегах рек - норка и выдра, ондатра. В лиманах живут водоплавающие птицы, пеликаны. Чайки, чибисы. кулики, гуси, цапли. Высоко в горах - западнокавказский тур, серна, снежная полевка, кавказские тетерева.

В: А вы знаете,что загрязненность почвы и воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьев. Зато увеличилось количество ворон, голубей.

В: Кто расскажет о растительном мире?

Д: У нас есть деревья, трава, кустарники и многое другое.

В: В горах - широколиственные леса (дубовые, буковые, в районе Сочи - смешанные колхидские) и хвойные (пихта, ель). Высоко в горах - альпийские луга, степи.

В: Следующая остановка на севере.(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти заданное направление).

Вторая остановка «Водный мир».

-Это экологическая карта краснодарского края. Если посмотреть на неё и сфотографировать с самолёта, то она будет полосатая, как тигр. А почему? Как вы думаете (ответы детей).

В: Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на Кубанской земле.

Работа с картой.

В: Самой важной рекой является Кубань. Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток – это начало реки. Она мчится по ущельям – это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода в реке мутная, пресная и без неё не обойтись. Она нужна людям в хозяйстве, без неё не смогут работать электростанции. Кубань полезная река. По ней ходят суда. Они перевозят людей и грузы. А можно просто отдохнуть, порыбачить на берегу. Впадает река в Азовское море – это устье реки.

В: у Реки Кубань есть притоки, то есть малые реки. Это такие реки как Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс (показ на карте). Это горные реки, а ещё все они питаются атмосферными осадками и грунтовыми водами.

В: Кто из вас ребята расскажет, что это за воды? (ответы детей).

В: Тают ледники и небольшим прозрачным ручейком начинается река.На юго-западе наш край омывается водами Чёрного моря. На северо-западе Азовского моря и Керченского пролива. Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, т. к. часто штормит. В нём много рыбы и других морских животных. Вода в нём солёная. Азовское море меньше, чем Чёрное. Это самое маленькое и мелкое море. Вода в нём сильно прогревается и поэтому там быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.

В:Дети! Послушайте загадку.

Начинается на «о»

Оно в горах встречается

Нигде не повторяется

И кончается на «о»

Значит это (озеро)

В: Озеро – это большое природное углубление (замкнутый водоём с водой)

В:И у нас на Кубани есть много озёр. Большинство из них находятся в горах.Самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края находится недалеко от Новороссийска на гористом полуострове Абрао. Оно так и называется - Абрао.Есть озёра степные горько-солёные - Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Они богаты лечебной солью. Озеро Ханское около г. Ейска известно своими лечебными грязями.

В: У нас в Краснодаре тоже есть озёра. Какие? (ответы детей)

В: Это Карасунские озёра - старинные озёра. Раньше это была река Карасун, но построив на ней дамбы образовались озёра – прекрасное место для отдыха и рыбной ловли. Но надо сказать, что состояние всех водоёмов края вызывает тревогу в связи сих загрязнением.

В: Дети, а кто из вас знает об исскуственном водоеме? (ответы детей)Это Краснодарское водохранилище. Оно обеспечивает водой рисовые поля, в нём разводят ценные породы рыб, а ещё это хорошая зона отдыха.

В: Много мы сегодня говорили о воде, которая играет важную роль в жизни людей, животных, растений. Это часть нашей природы, которую надо любить и охранять.Есть такая пословица о природе: «Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!»

Физкультминутка: «Найди части света».

(Дети становятся по стрелке компаса лицом на «Север».Вытягивают руки в стороны: правая рука будет показывать на «Восток», а левая рука на «Запад». За спиной у детей остается «Юг». Воспитатель дает команду – «Юг», дети поворачиваются на «юг» и т. д.)

Третья остановка «Памятники природы».

В: Дети, а кто знает, чем славится наш Краснодарский край?

В: Какие природные памятники вам знакомы? Расскажите о них.

(Воспитатель показывает презентацию).

В: Слайд «Скала Парус» – памятник природы, находящийся в 17 км от курорта Геленджик, вблизи села Прасковеевка, получил свое название благодаря уникальности очертаний скального массива, расположенного по берегу Черного моря. Это вертикально стоящий пласт песчаника, по всем очертаниям напоминающий парус.

– Слайд «Биосферный заповедник». Мостовской район находится на юго-востоке Краснодарского края. Большая часть территории района входит в Кавказский биосферный заповедник. По природно-климатическим условиям территория района ничуть не уступает швейцарским Альпам. Климат в заповеднике умеренно континентальный, в году 8 теплых месяцев. Зима короткая, часто случаются оттепели. В июле средняя t° воздуха +25° С, в декабре –5° С

– Слайд «Ейская коса» – намывная песчаная коса в Азовском море. Разразившимся в 1914 году сильным ураганом часть косы была смыта, ее окончание оказалось отрезанным и превратилось в остров, в последствии названная Зеленым островом.

– Слайд «Дольмены» (в переводе – «каменный дом») – гигантские гробницы, рассеянные в горах Западного Кавказа, сложенные из каменных плит весом до 30 тонн.

4. Рефлексия по итогам деятельности:

- Следующее направление на юг.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Четвертая остановка «Итог».

В:Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по Краснодарскому краю. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

В:Мне было приятно работать с вами, вы старались и проявляли интерес, поэтому я хочу поделиться  вами смайликами хорошего настроения чтобы у вас было хорошее настроение и вы могли поделиться им с друзьями или родителями.

Оценка_________________

Воспитатель_____________

Методист_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо  ознакомлению с природойна тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы....

ООД на тему "Водные ресурсы Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования с детьми 5-6 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования с детьми 5-6 лет на тему«Водные ресурсы»....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой "Грибы"

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о грибах.Задачи: познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов; упражнять в употреблении существительных во множественном ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в средней группе "Снегурочка в гостях у ребят"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы на тему: «В гостях у Лесовичка»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой для детей подготовительной группына тему:«В гостях у Лесовичка»...