Экологический проект. «Цветы вокруг нас»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность проекта
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_-_tsvety_vokrug_nas_-_podg._gruppa.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
- Экологический проект.
- «Цветы вокруг нас»
- Подготовительная группа.
Актуальность проекта
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный. (Совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»
Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи:
-Дать понятие, что такое цветок.
-Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
-Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
-Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
-Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
-Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
-Развивать умение сравнивать и анализировать.
-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
-Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.
-Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
-Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
-исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
-самостоятельное наблюдение;
-коллективное наблюдение;
-наглядные: театральное представление, тактильное–мышечная наглядность;
-словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей. Объяснения, указания, словесные инструкции;
-технология моделирования;
-слушание музыки.
Формы организации проекта:
-Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
-Экскурсии;
-Дидактические игры
-Трудовая деятельность детей.
-Экологические викторины
Ресурсное обеспечение проекта.
-Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
-Методический инструментарий.
-Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека. Стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки. Песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов. Салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь
-Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольное-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода.
Д) Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: март – апрель
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы реализации проекта Период: Март 1 неделя.
1.этап подготовительный.
Мероприятия: -Сбор и анализ литературы по данной теме;
-Разработка плана реализации проекта
-Разработка дидактических игр, пособий
-Подборка иллюстративного материала.
-Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
-Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
-Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
-Подготовка семян цветов, рассадников.
Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
2 Этап: Основной. Март 2-4 недели
-Беседа «Цветы вокруг нас»
-Занятие «Первоцветы» «Насекомые и цветы созданы друг для друга»;
-Цель: знакомство с цветами моего края.
-Загадывание загадок, ребусов.
-Заучивание и чтение стихотворений.
- Чтение художественной, познавательной литературы,
-Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
-Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).
-Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
-Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
-Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия о внешних признаках.) Закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями
Апрель 1-3 неделя.
-Беседа «Берегите природу» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире).
-Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветом.
-Подвижные игры.
-Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
В.Моцарт «Цветы» П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»,
Ю.Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»,
М. Протасов «Одуванчики»
Опыты и исследователь но-поисковая деятельность:
-если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.
-где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);
-«Наблюдаем, как растет лук» (Зарисовать)
- «Проращиваем семена, луковица»
Трудовая деятельность
-на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.
-Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».
-Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
Работа с родителями:
-Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».
Художественно-творческая деятельность:
а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;
б) изготовление цветов из бумаги;
в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:
г) принимать участие в выставках в детском саду:
«Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)
- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
Картотека дидактических игр:
«Угадай цветок по описанию»;
«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;
«Собери цветок из геометрических фигур»;
«Укрась цветами ковер».
«Назови лишний цветок»
-Наблюдения ( одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются).
-Работа в уголке природы, уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».
3 Заключительный этап.
4 неделя.
- Интегрированное занятие по художественной литературе Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Приложение №1
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе. Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Программное содержание:
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход занятия:
Воспитатель. Ведущий: - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка про одуванчик
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
Воспитатель: - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Воспитатель - Располагайтесь и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Беседа об одуванчике
Анализ
– С чем мы сегодня познакомились на занятии? Что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
Приложение №2
Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур».
Цель: учить детей составлять из геометрических фигур цветок, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать интерес, обогащать их словарь (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок).
Приложение № 3
Художественно-творческая деятельность, изготовление цветов из бума
Приложение №4
Занятие: «Комнатные растения уголка природы».
Цель: закрепить знание детей о комнатных растениях, сравнивать, находить сходства и различия по внешним признакам, развивать желание ухаживать за растениями.
Приложение №5
«Цветы вокруг нас»
Приложение №6
Беседа «Цветы в легендах»
ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ
Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: «лето красное»?
«Красным» в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?
А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.
Цветы – это символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты и всё это непременно сопровождается цветами. С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу. У всех цветов есть свои легенды, истории.
СИРЕНЬ Ребята послушайте историю.
Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.
Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лиловый и белый.
Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.
А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.
Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью. Сирень – первое чувство любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект «Цветы вокруг нас». Подготовительная группа
Экологический проект «Цветы вокруг нас»Воспитатель Логинова Юлия Геннадьевна. МДОУ №98 «Сказка»Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, ро...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен...
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Де...
экологический проект "Цветы вокруг нас"
экологический проект для детей младшей группы...