Проект "Стекло и керамика"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Татьяна Михайловна

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_steklo_i_keramika.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей подготовительной группы: «Стекло и керамика»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Макарова Т. М.

Актуальность проекта

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Срок реализации проекта: 1 неделя

Цель проекта

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.

Задачи проекта

Образовательные:

- Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи

- Помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.)

- Знакомить детей со способами изготовления стекла

- Познакомить с правилами обращения со стеклом

- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов

- Формировать представление об истории возникновения стекла

Развивающие:

- Развивать память, воображение, мышление, речь

- Развивать наблюдательность, слуховое внимание

- Обогащение образной речи, словарного запаса по теме «Стекло»

- Развивать бережное отношение к вещам

- Развивать умение использовать карты, схемы, алгоритмы

- Развивать интерес к поисково- познавательной деятельности

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к окружающему миру

- Воспитывать эстетическое отношение к миру

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта

Воспитатели, родители, дети

Предполагаемые результаты

Предложенная система поможет:

Педагогам:

- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуальной развитой личности, способной понимать, анализировать;

- внедрить инновационные технологии, современные формы и новые методы работы;

- совершенствовать предметно - развивающую среду

Детям:

- расширить представление о свойствах стекла;

- развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

- познакомиться с историей стекла, со способами изготовления стекла;

- познакомиться с правилами обращения со стеклянными предметами;

- сформировать навыки постановки элементарных опытов, научиться делать выводы на основе полученных результатов;

- узнать много новых слов и понятий;

- развить коммуникативные навыки.

Родителям:

- такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;

- приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

1. Определение цели, задач проекта.

2. Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.

3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

4. Разработка тематического планирования материала.

2 этап

Практический

3 этап

Заключительный

  1. Оформление материалов проекта. Выставка в раздевалке группы:

- фотографий совместной деятельности воспитателя с детьми;

- рисунков детей на тему «Стеклянная и керамическая ваза»

     2. Пополнение развивающей среды и паспорта группы

     3. Подготовка презентации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

- Выставка предметов из стекла (посуда, стаканы, ваза, фигурки из стекла);

- приборы с использованием стекла (лупа, бинокль, очки); шарик, глина, дощечки, чашечка с мыльным раствором, трубочки, аудиозапись, ДVД,

- Д/и «Разбитая ваза», мелкие игрушки, алгоритмы: правила поведения,  

свойства стекла, способы получения стекла.

Механизм реализации проекта

Дата

Основные виды деятельности

Ответствен

ные

Понедельник

Опытно- экспериментальная деятельность:

Опыт №1 «Стекло прозрачное или нет»

Опыт №2 «Пропускает ли стекло воду?»

Рассматривание игрушек из стекла

Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная»

Знакомство с профессией – стеклодув

Рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло»

Просмотр видеоматериала

Заучивание физ. минутки «Стеклодув»

Д/и «Из чего сделан предмет», «Назови предмет из стекла в группе»

Воспитатель

Вторник

Рассматривание предметов из стекла с помощью лупы

Опытно- экспериментальная деятельность:

Опыт №1 «Стекло: твердое или мягкое?»

Опыт №2 «Выдувание мыльных пузырей»

Д/и «Часть и целое», «Что лишнее»

Решение проблемной ситуации «Что будет, если не будет лампочки?»

Воспитатель

Среда

ОД «Две вазы»

Рассматривание изделий из стекла и керамики

Опытно- экспериментальная деятельность

Опыт №1 «Стекло - гладкое или шероховатое?»

Опыт № 2 «Родственники стекла»

Д/и «Что видел, а что запомнил?», «Часть и целое»

Отгадывание загадок на тему «Стекло»

Рассказ о предмете по схеме

Что это?

Вид изделия

Цвет, размер

Материал

Детали

Применение

Воспитатель

Четверг

Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» (очки, лупа, микроскоп, телескоп, бинокль)

Рассматривание иллюстраций

Решение проблемной ситуации: «Разбилась ваза»

Проговаривание правил использования стеклянных приборов и посуды

Чтение стихотворения «Со стеклом будь осторожен…»

Д/и «Собери разбитую вазу»

Опытно- экспериментальная деятельность

Опыт №1 «Стекло - хрупкий материал?»

Опыт №2 «Имеет ли стекло звук?»

Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского

Заучивание физ. минутки «Вот большой стеклянный чайник…»

Воспитатель

Пятница

Рассказ воспитателя «История стекла»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Художественное цветное стекло» (витражи, художественные сосуды, архитектурные детали, скульптура, светильники, искусственные драгоценности, бижутерия, декоративные композиции)

Д/и «Один – много», «Что для чего?», «Чего не хватает?», «Назови свойства стекла»

Решение проблемных ситуаций «Что будет, если – не будет посуды; - не будет окна

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Заучивание физминутки «Зеркальное отражение»

Опытно- экспериментальная деятельность

Опыт №1 «Отражение в зеркале»

Опыт №2 «Солнечный зайчик»

Воспитатель

Формы и методы реализации проекта

Игровые

Познавательно- исследовательские

Иллюстративные

Наглядные

Словесные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сокольская керамика"

Презентация создана для дошкольников в ходе осуществления проекта "Сокольская керамика". Может быть использована воспиателями ДОУ, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования....

Занятие по рисованию в подготовительной группе Тема: «Балхарская керамика»

Познакомить детей с традиционным народным промыслом Дагестана...

Знакомство с народным промыслом "Гжельская керамика". Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель.Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом "Гжельская керамика".Воспитывать уважение к труду народных мастеров.Дать представление о художественных особенностях гжельской ро...

Проект"Семикаракорская керамика"

Проект"Семикаракорская керамика"...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Презентация "Стекло и керамика"

Данная презентация поможет детям узнать о способах  изготовлении стекла и керамики....