Долгосрочный годовой проект по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Роденкова Ада Александровна

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный годовой проект

По экологическому воспитанию


Пояснительная записка………………………………………………………..3

  1. Визитная карточка……………………………………………………………..8
  2. Материально-техническая база………………………………………………11


Пояснительная записка

Основная цель проекта- реализовать принцип преемственности между образовательными учреждениями разных ступеней.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Принципы обучения:

Личностно-ориентированные:

Принцип адаптивности. (Создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающий гуманный подход к развивающейся личности ребенка).

Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым целым)

Принцип систематичности (предполагает наличие единых линий развития и воспитания).

Принцип ориентировочной функции знаний. (помощь в формировании у ребенка ориентировочной основы, которую он может использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности).

Принцип овладения культурой. (способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей).

Деятельно ориентированные принципы.

Принцип обучения деятельности. (Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое, путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление в процессе обучения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.)

Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:

- сюжетно-ролевая игра;

- рассматривание;

- наблюдение;

- беседа;

- экскурсии;

- конструирование;

- экспериментирование;

- исследовательская деятельность;

- коллекционирование;

- развлечения, викторины, конкурсы.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.

Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Тематический план составляется для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направления, каждое из которых представлено несколькими темами.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими блоками. Изучение каждого блока осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата. На изучение каждого блока отводится определенное количество часов. В конце года проводится диагностическое обследование по изученным темам.

1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В группе должен быть уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Задача педагога состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. 

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Взаимодействие с родителями. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям подобран практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.


Визитная карточка

Реализация проекта рассчитана на 1 год. На реализацию исследовательской деятельности отводится 18 часов в год. Продолжительность НОД не более 25 минут.

1.

Экспериментирование (интеграция направлений развития социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического)

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы:

выполняют несложные исследования;

умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др.

делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями;

помогают друг другу для достижения общей цели;

приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают рабочее место после работы.

Беседы, рассказы, чтение

Экологические экскурсии на групповые участки

Постановка и проведение опытов и экспериментов

Игры, развлечения

Экологические праздники

Познавательный: тренировка и освоение разнообразных мыслительных процессов;

Природоведческий: знакомство с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-следственными связями окружающего мира;

Лингвистический: умение давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта;

Социальный: знакомство с формами сотрудничества, общения;

Личностный: познание свои личных возможностей, повышение самооценки, самостоятельности

2.

Живая и неживая природа

НОД

Понятие о живой и неживой природе; ее роли в жизни человека; понятия: объект природы,  явление природы

Рассматривание картины, беседа об объектах природы; работа с карточками

Имеют представление о живой и неживой природе; различают объекты живой и неживой природы.

3.

Что такое магма

2 часа

Представление о строении вулкана, понятия спящий и действующие вулканы

Опыты с растительным маслом; беседы о вулканах, наблюдения за вулканами, изготовление вееров; слушание аудиозаписей; чтение сказки; дидактические игры

Имеют представление о видах вулканов.

Проводят опыты и делают выводы.

4.

Извержение вулкана

3 часа

Понятие о поверхности Земли (горы состоят из камней). Что такое вулкан и почему происходят извержения. Вулканические породы. Вулканический песок

Беседа о горах, рассматривание глобуса и карты, рассматривание минералов и камней, лупы с камнями, песком, минералами, извержение вулканов. Рождение «Мира динозавров»

Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней, минералов).

Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой.

Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты. Знают, что такое вулкан, чем опасны извержения.

Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

5.

Мир динозавров

2 часа

Уточнение и обобщение знаний детей о свойствах металла и дерева (в сравнении).

Знакомство со свойствами магнита.

Создание с макетами вулканов «Мира динозавров», Рождение динозавра.

Опыты с деревом и металлом; беседа на основе проблемных вопросов о значении дерева и металла в жизни человека. Опыты с магнитом, поиск ответов в решении проблемных ситуаций.

Имеют представления о свойствах дерева и металла. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств. Имеют представление о прошлом нашей планеты, о существах, обитавших на ней.

Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы.

Знают о бережном отношении к природе.

6.

Гейзеры

3 часа

Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Расширение представлений о свойствах снега и льда, как об одном из свойств воды. Формирование представлений о трех состояниях воды.

Что такое гейзер?

Опыты с водой, снегом, льдом. Знакомство с микроскопом.

Опыт «Гейзер» Чтение сказки, стихов, отгадывание загадок. Дидактические игры.

Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать.

7.

Почему погибли динозавры

1 час

Формирование представлений о планете, о том, что она кружится. Сезонные изменения в природе. Метеориты.

Опыты с глобусом и настольной лампой. Опыт «Падение метеорита». Беседа на основе проблемных вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «В лаборатории»

Имеют представления о планете, сезонных изменениях в природе. . Понимают взаимосвязь и взаимозависимость смены времени суток от вращения земли..

8.

Вода, бумага и дерево

2 часа

Обобщение знаний о свойствах бумаги, ее качества. Знакомство с разными видами бумаги.

Определение свойств воды и бумаги, определение свойств дерева. Изготовление бумажного кораблика в технике оригами. Рассказ воспитателя о производстве бумаги.

Игра «Приключения бумажного человечка».

Имеют представление о свойствах, качестве, видах, производстве бумаги.

Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность.

Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы.

9.

Ловим электричество

1 час

Знакомство с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Закрепление правил пользования электроприборами.

Опыты с предметами для получения статического электричества. Дидактические игры.

Беседы по электробезопасности.

Имеют представление о  причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов.

Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллективе.

10

Человек и его организм

2 часа

Знакомство с пищеварительным трактом и его основными отделами; показ способности желудка растворять и впитывать различные вещества.

Формирование представлений о коже и ее роли как покрова тела человека.

Опыты-имитации

Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Беседы о полезной и вредной еде, повторение правил правильного питания. Составление рассказов о коже.

Имеют представление о пищеварительном тракте, называют правила правильного питания.

Знают о роли кожи для тела человека, соблюдают простые правила гигиены.


Материально — техническая база:

  • отдельное учебное помещение 25 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности
  • мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы
  • технические средства обучения: ноутбук
  • учебно-методические пособия, включенные в УМК
  • иллюстрации объектов живой и неживой природы
  • природный материал с образцами почв, камней, минералов
  • измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)
  • увеличительные приборы: микроскоп, лупы
  • глобус, карты, макеты
  • наглядный и дидактический материал
  • канцелярские принадлежности
  • фотоаппарат
  • дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Презентация к годовому проекту " Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или "С чего начинается Родина"".

Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошколного возраста....

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - друзья природы!"

Формирование экологических представлений у дошкольников, составляет основу бережного, ответственного отношения к природе. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесто...

Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию «В стране музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: музыкаОбласть интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.Вид проекта: групповой, долгосрочный.Цель:Развить устойчивый интерес к миру...

Проект по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода....

"Природа - мы твои друзья!" - долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.Этапы реализации проекта:1 этап — подготовительный: постановка цели и за...