Долгосрочный годовой проект по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный годовой проект
По экологическому воспитанию
Пояснительная записка………………………………………………………..3
- Визитная карточка……………………………………………………………..8
- Материально-техническая база………………………………………………11
Пояснительная записка
Основная цель проекта- реализовать принцип преемственности между образовательными учреждениями разных ступеней.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Принципы обучения:
Личностно-ориентированные:
Принцип адаптивности. (Создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающий гуманный подход к развивающейся личности ребенка).
Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым целым)
Принцип систематичности (предполагает наличие единых линий развития и воспитания).
Принцип ориентировочной функции знаний. (помощь в формировании у ребенка ориентировочной основы, которую он может использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности).
Принцип овладения культурой. (способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей).
Деятельно ориентированные принципы.
Принцип обучения деятельности. (Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое, путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление в процессе обучения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.)
Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.
Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:
- сюжетно-ролевая игра;
- рассматривание;
- наблюдение;
- беседа;
- экскурсии;
- конструирование;
- экспериментирование;
- исследовательская деятельность;
- коллекционирование;
- развлечения, викторины, конкурсы.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.
Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Тематический план составляется для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направления, каждое из которых представлено несколькими темами.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими блоками. Изучение каждого блока осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата. На изучение каждого блока отводится определенное количество часов. В конце года проводится диагностическое обследование по изученным темам.
1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В группе должен быть уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Задача педагога состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Взаимодействие с родителями. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям подобран практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Визитная карточка
Реализация проекта рассчитана на 1 год. На реализацию исследовательской деятельности отводится 18 часов в год. Продолжительность НОД не более 25 минут.
1. | Экспериментирование (интеграция направлений развития социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического) | Беседа Рассматривание иллюстраций | Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы: выполняют несложные исследования; умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др. делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями; помогают друг другу для достижения общей цели; приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают рабочее место после работы. | Беседы, рассказы, чтение Экологические экскурсии на групповые участки Постановка и проведение опытов и экспериментов Игры, развлечения Экологические праздники | Познавательный: тренировка и освоение разнообразных мыслительных процессов; Природоведческий: знакомство с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-следственными связями окружающего мира; Лингвистический: умение давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта; Социальный: знакомство с формами сотрудничества, общения; Личностный: познание свои личных возможностей, повышение самооценки, самостоятельности |
2. | Живая и неживая природа | НОД | Понятие о живой и неживой природе; ее роли в жизни человека; понятия: объект природы, явление природы | Рассматривание картины, беседа об объектах природы; работа с карточками | Имеют представление о живой и неживой природе; различают объекты живой и неживой природы. |
3. | Что такое магма | 2 часа | Представление о строении вулкана, понятия спящий и действующие вулканы | Опыты с растительным маслом; беседы о вулканах, наблюдения за вулканами, изготовление вееров; слушание аудиозаписей; чтение сказки; дидактические игры | Имеют представление о видах вулканов. Проводят опыты и делают выводы. |
4. | Извержение вулкана | 3 часа | Понятие о поверхности Земли (горы состоят из камней). Что такое вулкан и почему происходят извержения. Вулканические породы. Вулканический песок | Беседа о горах, рассматривание глобуса и карты, рассматривание минералов и камней, лупы с камнями, песком, минералами, извержение вулканов. Рождение «Мира динозавров» | Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней, минералов). Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой. Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты. Знают, что такое вулкан, чем опасны извержения. Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности. |
5. | Мир динозавров | 2 часа | Уточнение и обобщение знаний детей о свойствах металла и дерева (в сравнении). Знакомство со свойствами магнита. Создание с макетами вулканов «Мира динозавров», Рождение динозавра. | Опыты с деревом и металлом; беседа на основе проблемных вопросов о значении дерева и металла в жизни человека. Опыты с магнитом, поиск ответов в решении проблемных ситуаций. | Имеют представления о свойствах дерева и металла. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств. Имеют представление о прошлом нашей планеты, о существах, обитавших на ней. Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы. Знают о бережном отношении к природе. |
6. | Гейзеры | 3 часа | Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Расширение представлений о свойствах снега и льда, как об одном из свойств воды. Формирование представлений о трех состояниях воды. Что такое гейзер? | Опыты с водой, снегом, льдом. Знакомство с микроскопом. Опыт «Гейзер» Чтение сказки, стихов, отгадывание загадок. Дидактические игры. | Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать. |
7. | Почему погибли динозавры | 1 час | Формирование представлений о планете, о том, что она кружится. Сезонные изменения в природе. Метеориты. | Опыты с глобусом и настольной лампой. Опыт «Падение метеорита». Беседа на основе проблемных вопросов. Сюжетно-ролевая игра «В лаборатории» | Имеют представления о планете, сезонных изменениях в природе. . Понимают взаимосвязь и взаимозависимость смены времени суток от вращения земли.. |
8. | Вода, бумага и дерево | 2 часа | Обобщение знаний о свойствах бумаги, ее качества. Знакомство с разными видами бумаги. | Определение свойств воды и бумаги, определение свойств дерева. Изготовление бумажного кораблика в технике оригами. Рассказ воспитателя о производстве бумаги. Игра «Приключения бумажного человечка». | Имеют представление о свойствах, качестве, видах, производстве бумаги. Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность. Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы. |
9. | Ловим электричество | 1 час | Знакомство с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Закрепление правил пользования электроприборами. | Опыты с предметами для получения статического электричества. Дидактические игры. Беседы по электробезопасности. | Имеют представление о причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллективе. |
10 | Человек и его организм | 2 часа | Знакомство с пищеварительным трактом и его основными отделами; показ способности желудка растворять и впитывать различные вещества. Формирование представлений о коже и ее роли как покрова тела человека. | Опыты-имитации Загадывание загадок. Дидактические игры. Беседы о полезной и вредной еде, повторение правил правильного питания. Составление рассказов о коже. | Имеют представление о пищеварительном тракте, называют правила правильного питания. Знают о роли кожи для тела человека, соблюдают простые правила гигиены. |
Материально — техническая база:
- отдельное учебное помещение 25 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности
- мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы
- технические средства обучения: ноутбук
- учебно-методические пособия, включенные в УМК
- иллюстрации объектов живой и неживой природы
- природный материал с образцами почв, камней, минералов
- измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)
- увеличительные приборы: микроскоп, лупы
- глобус, карты, макеты
- наглядный и дидактический материал
- канцелярские принадлежности
- фотоаппарат
- дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе "Аленький цветочек" на тему: "Берёзка - русская краса" Воспитатель: Краснова С. В. Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г. по31.05.2017г.)
Тип проекта: познавательный Продолжительность: долгосрочный (с 01.04.2017г....
Презентация к годовому проекту " Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или "С чего начинается Родина"".
Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошколного возраста....
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - друзья природы!"
Формирование экологических представлений у дошкольников, составляет основу бережного, ответственного отношения к природе. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесто...
Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию «В стране музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: музыкаОбласть интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.Вид проекта: групповой, долгосрочный.Цель:Развить устойчивый интерес к миру...
Проект по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода....
"Природа - мы твои друзья!" - долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.Этапы реализации проекта:1 этап — подготовительный: постановка цели и за...