Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию «В стране музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста
проект по музыке
Образовательная область: музыка
Область интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Цель:
- Развить устойчивый интерес к миру музыки.
- Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
- Создать условия для активного использования музыкального опыта детей в их творческой деятельности
Задачи проекта:
- Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
- Знакомство и классификация музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные, русские народные, шумовые,): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
- Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
- Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
- Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
- Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
- Прививать интерес к музыкальным играм.
8.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (октябрь 2023 – февраль 2024 г.)
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники, родители.
Материалы и оборудование: Мини-музей, музыкальный центр, компьютер, принтер, видеокамера, файлы с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_strane_muzykalnyh_instrumentov.doc | 389 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька», г. Смоленск
Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию
«В стране музыкальных инструментов»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации проекта:
октябрь 2023 г. - февраль 2024 г.
Автор проекта:
музыкальный руководитель Григорьева С.В.
Смоленск, 2023 г.
Образовательная область: музыка
Область интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Цель:
- Развить устойчивый интерес к миру музыки.
- Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
- Создать условия для активного использования музыкального опыта детей в их творческой деятельности
Задачи проекта:
- Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
- Знакомство и классификация музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные, русские народные, шумовые,): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
- Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
- Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
- Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
- Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
- Прививать интерес к музыкальным играм.
8.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (октябрь 2023 – февраль 2024 г.)
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники, родители.
Материалы и оборудование: Мини-музей, музыкальный центр, компьютер, принтер, видеокамера, файлы с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Основные формы реализации проекта:
- игровые занятия по слушанию музыки,
- интегрированные занятия,
- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
- работа с познавательной литературой,
- продуктивная деятельность,
- музыкальные гостиные,
- музыкальные викторины,
- релаксационные паузы,
- посещение концертов народной музыки,
- встречи с учениками музыкальной школы
Понятия, которые можно изучить в ходе проекта:
История развития музыки, разнообразие музыкальных инструментов, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами музыкальной грамотности: нотный стан, темп, жанр музыки, характер музыки, музыка природы, музыка живописи, музыка сказок, музыкальный словарик.
Гипотеза: знакомство детей с разными группами инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор, знания об истории создания инструментов, их тембра, умение классифицировать по группам, приобщить к шедеврам мировой классической музыке и повысить качество
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, изготовить инструменты сделанные руками детей, внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, обогащение театрализованного уголка: элементами костюмов, атрибутикой для музыкального творчества, внесение книг в книжный уголок по тематике музыкальные инструменты, слушание музыки со звучанием инструментов, рассказами о их истории создания, видео-презентации и мультфильмы, освещающие тему инструментов, обогащение уголка изодеятельности.
Предполагаемый результат:
Дети:
- дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
- более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
- находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
- Различают на слух и дают название музыкальных инструментов,
самостоятельно классифицируют их.
- Различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрации, умеют о них рассказать (история создания, из чего сделаны)
- Самостоятельно играют в игры с музыкальными инструментами
Коммуникативные навыки:
- получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
- преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
- имеет адекватную самооценку, статус в группе;
Родители:
- активный и заинтересованный участник педагогического процесса
- повышение общей и музыкальной культуры
- проявляет интерес к созданию инструментов своими руками
произведениях, различают жанры музыкального искусства
- слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
2 этап –практический (реализация намеченных планов)
3 этап – заключительный (подведение итогов, внесение поправок, в случае нерешённых проблем, обобщение опыта).
Занятие № 1
Тема: «Ударные музыкальные инструменты»
Цель: развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;
- формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.
Ход занятия
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка.
Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.
«Ударная семья»
Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.
- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.
Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:
- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?
Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.
- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.
- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.
- Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.
Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.
- Трах-тах-тах – трещали трещотки.
- Трам-там-там – били барабанные палочки.
- Динь-дон! – звенел колокольчик.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.
Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.
- Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!
Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.
Вопросы викторины
- Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?
- Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
- Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?
- Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
- Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.
Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями ударных музыкальных инструментов.
Занятие № 2
Тема: «Ударные инструменты» (продолжение)
Цель: Знакомить детей с ударными инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под маршевую музыку, аккомпанемент к которой исполняют ударные инструменты.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с ударными инструментами. Сегодня у нас вернисаж музыкальных ударных инструментов. Выходя по очереди, вы называете один из инструментов, а я читаю вам о нем стихотворение.
Бубен В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит,
Бубен радостно звенит.
Ложки Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки – пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано,
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Барабан Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан,
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.
Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Колокольчик На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка,
Слышен звон издалека.
Колокольчик – музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Педагог: А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».
Описание.
Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.
Педагог: Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.
Дети рисуют ударные инструменты под фонограмму пьесы А.Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.
По окончании творческого задания педагог и дети вывешивают свои работы в выставочном уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.
Занятие№3
Тема: «Легенда о барабане»
Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.
Ход занятия
Педагог. - Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….
«Легенда о барабане»
- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.
- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.
- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.
В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.
- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.
- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.
- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.
- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?
Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».
Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:
- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.
Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.
Дед с удивлением спросил:
- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?
Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.
- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.
Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.
- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.
Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.
- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.
Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.
Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.
Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.
Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.
С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.
Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?
Ответы детей.
Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?
Ответы детей.
Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала их ведерка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.
Занятие № 4
Тема: Духовые инструменты
Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограмму группы «Иван Купала» и исполняют танцевальные движения русского народного танца по показу музыкального руководителя.
Педагог:
Дудочка играет Есть у Даши дудочка —
С дырочками трубочка.
Если в дудочку дудеть,
Куклы будут песни петь
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?
Дети: Дудочки, рожки, флейта…
Педагог: Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты, как труба, саксофон, фагот, а к народным духовым инструментам – жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которые нужно дуть воздух для того, чтобы они запели.
Свирель Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
- Ребята, скажите пожалуйста, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?
Дети: - Чтобы коровы слышали их звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.
Педагог: А в каких еще профессиях людям помогали игра на музыкальном инструменте. Как вы думаете, а современные пастухи сейчас играют коровам на свирели или жалейке?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, давайте пофантазируем с вами и придумаем, на каких инструментах нужно играть барашкам, курочкам, козам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?
Волынка По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотонное звучанье,
Много в нем тоски страданья
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Педагог демонстрирует детям картину, на которой изображена волынка и исполняет музыкальную пьесу И.Баха «Волынка».
Педагог: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, почему волынку надо сначала наполнить воздухом для того, чтобы она запела?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, я хочу, чтобы вы дома придумали сказку, почему у волынки печальный голос, и нарисовали этот инструмент.
Занятие № 5
Тема: «Чья песня лучше?»
Цель: Познакомить детей с различными духовыми инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под марш в исполнении духового оркестра и занимают свои места на банкетках.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам сказку о споре духовых инструментов, кто же из них лучше. Может, вы поможете разрешить этот спор?
Чья песня лучше?
Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом – жалейка плачет жалобно, а её плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть, да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.
- Не смей, князь, моих слуг – музыкантов обижать! – молвила девушка певучим голосом.
- Я приказал запретить музыку и игры! А кто ты такая? – гневно закричал князь.
- Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, - ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть, а не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставить сердце князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.
- Я хочу на жалейке сыграть, - сказал один музыкант. – Её жалобная песня любого тронет.
- Хорошо, - ответил мастер, - вот тебе жалейка – деревянная удочка с дырочками. На конец этой дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил «пищик».
- А мне волынка больше нравится, заявил второй музыкант. – Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
- Очень удобный инструмент – волынка – согласился мастер. – Сделал я её в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку можно воздух в мешок нагнетать, через другую – можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
- Дайте мне свирель, её переливчатая музыка за душу берет, попросил третий музыкант.
- Возьми вот эту свирель, - предложил мастер. – Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой и прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной затычкой, только узенькую елку оставил для воздуха.
- Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? – спросил внук мастера.
- Все эти инструменты – духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, - ответил старик.
Пошли музыканты в замок, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался.
Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.
Звучит отрывок песни жалейки. - Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел в сторону музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по Родине тоскует.
Звучит отрывок мелодии, исполняемой на волынке. - Слезинка выкатилась из глаз княгини, а князь даже голову не повернул.
Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Звучит отрывок песни свирели. - Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
- А ты умеешь играть?
- Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, - ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.
Педагог: Ребята, вот мы и прослушали сказку. Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?
Ответы детей.
Педагог: А на каком инструменте вы бы сыграли князю, чтобы оживить его сердце?
Ответы детей.
Педагог: Давайте мы с вами немного пофантазируем и придумаем рецепт музыкального лекарства, от которого сердце становится добрее.
Дети размышляют на тему, что же нас делает добрее и лучше?
Педагог: Ребята, а как вы представляете себе фею музыки, какая она. Я предлагаю вам нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть волшебников и фей.
Занятие № 6
Тема: «Музыка флейты»
Цель: Познакомить детей со звучанием флейты.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограммы пьесы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта.
Педагог обращает внимание детей на звучание инструмента.
Педагог:
Флейта – сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим о флейте, замечательном духовом инструменте, чей звук зачаровывал людей много веков подряд.
Голос флейты Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
Педагог: Ребята, автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком. Звучание каких инструментов, вам напоминает порыв ветра, шум дождя, звон ручья, шелест крыльев?
Ответы детей.
Волшебная флейта
Много разных инструментов продавалось в музыкальном магазине. В одном углу стоял важный черный рояль. В другом - жили гулкие барабаны, литавры и звонкие тарелки. На одних полках лежали скрипочки в своих бархатных футлярах и другие струнные инструменты. На других расположились свирели, флейты и трамбоны. Одна флейточка – темно – вишневая красавица с серебряными кнопками, красовалась на самом видном месте. Никто не знал, что красавица флейта дружит с мальчиком слугой. Когда мальчик протирал пыль на полках, он украдкой гладил красавицу, а та в ответ тихонько звенела. Больше всего на свете мальчик мечтал купить эту чудесную флейту, но она стоила слишком дорого.
- Дзинь – звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.
- Что желаете? – любезно произнес хозяин, увидев богатого покупателя.
- Мне нужна флейта, - ответил старик, - В детстве я мечтал стать флейтистом, а стал директором фабрики. Теперь у меня, наконец, появилось свободное время. Конечно, учиться музыке уже поздно, но я хочу купить у вас лучшую флейту в память о своей мечте.
- Мальчик, принеси нашу красавицу флейту, - приказал хозяин.
Мальчик расстроился, но послушно принес флейту. Старик спросил:
- Ты умеешь играть на флейте, мальчик?
- Что вы, я умею играть только на своей деревянной дудочке.
Мальчик вынул из кармана дудочку и поднес её к губам. Дудочка спела журчащую мелодию, и чудесная флейта еле слышно подпевала ей.
- Отлично! Теперь сыграй на флейте, - попросил старик. Мальчик поднес флейту к губам, и полилась переливчатая, сверкающая музыка. Старик и хозяин с удивление смотрели на мальчика, но сам он был удивлен не меньше.
- Это не я, - прошептал мальчик, - флейта сама поет, наверное, она волшебная.
Старик тут же купил красавицу флейту, заплатив за неё втридорога. Мелодия флейты звучала у него в голове целый день. Вечером старик не выдержал и отправился к учителю музыки. К своему удивлению, он встретил там мальчика из книжного магазина.
- Господин учитель, пожалуйста, дайте мне урок, - умолял мальчик.
- Твоих денег мало, мальчик, даже для одного урока, - ответил учитель.
- Я заплачу десять золотых монет, если вы научите меня играть на этой флейте, перебил мальчика богатый старик.
- Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель. – А ты дружок, обратился он к мальчику, приходи, когда накопишь денег.
Получив плату, учитель старался из всех сил. Прошел первый урок, второй…, десятый, но ничего не получалось. Однажды ночью старик долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но флейта лишь фальшиво свистела. Измучившись, старик задремал. Разбудила его волшебная музыка флейты. Старик открыл глаза и увидел прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.
- Кто вы? – прошептал старик.
Синие глаза строго смотрели на богача, и переливчатый голос прозвенел:
- Я фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.
Старик вскочил с дивана, но видение исчезло. Всю ночь старик думал о словах феи. Утром он пошел в музыкальный магазин
- Собирайся, сказал старик мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Я обо всем договорюсь и заплачу за твое обучение.
Старик устроил мальчика в музыкальное училище и отправился домой.
«Наконец-то моя флейта заиграет», - думал он по дороге. Но, увы! Раз за разом старик пытался извлечь из флейты мелодию, но она только фальшиво свистела. Вдруг слуга доложил, что к хозяину пришел мальчик с дудочкой.
- Пусть войдет, - пробормотал старик, наверное, пришел еще денег просить.
- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - мне хочется поблагодарить вас, и я сочинил для вас песенку. Вот послушайте.
Мальчик поднес к губам дудочку, но старик протянул ему свою флейту:
- Лучше сыграй свою песенку на флейте.
Мальчик поднес флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая мелодия, которая так понравилась старику в магазине.
Когда музыка смолкла, старик сказал:
- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.
- Что вы, господин. Я не могу принять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.
- Тогда давай меняться. Ты дашь мне свою дудочку, а я тебе – флейту, - предложил старик и насильно вложил в ладонь мальчика музыкальный инструмент.
Мальчик ушел, не чувствуя под собой ног от радости.
Вечером, собираясь спать, старик взял с дивана деревянную дудочку мальчика и поднес её к губам, и полилась прекрасная журчащая песенка…..
Педагог: Какая прекрасная сказка, и поучительная… Как вы думаете, дети, зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте от его характера? Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
Ответы детей.
Педагог. Я хочу, ребята, чтобы волшебство этой сказки вошло в нашу жизнь. А для этого нужно нарисовать волшебную флейту из сказки. Мы соберем их все вместе и у нас получится чудесная книга.
Занятие № 7
Тема: «Струнные музыкальные инструменты»
Цель: Познакомить детей со струнными инструментами, их разновидностями, спецификой звучания.
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал и занимают свои места на банкетках.
Звучит фонограмма «Па-де-де» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
На музыкальном фоне педагог начинает свой рассказ.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова продолжим свое путешествие по стране музыкальных инструментов. Сегодня наш путь лежит в город струнных инструментов.
Струна У струн таинственный язык,
На нем никто не пишет книг,
На нем никто не говорит,
Он в недрах музыки разлит.
Он то волна, то солнца луч,
То серое скопление туч,
То ласковый весенний луг,
Он сокровенный сердца друг.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему язык струн понятен каждому?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ведь струны напевают музыку, а для того, чтобы понимать и восхищаться прекрасной музыкой – слова не нужны. А какие струнные музыкальные инструмент вы знаете?
Дети перечисляют: Скрипка, гитара, балалайка, виолончель, альт, контрабас, арфа…
Педагог демонстрирует плакаты, с изображением этих инструментов.
Педагог. Ребята, посмотрите, на плакаты и скажите у какого струнного музыкального инструмента больше всего струн?
Дети называют арфу, гусли.
Педагог: Гусли – старинный народный музыкальный инструмент, звучание которого покорило царицу морскую. Как звали исполнителя? (Садко).
Предлагаю вам немного пофантазировать и нарисовать жителей морского царства, а звучание гуслей поможет вам перенестись в сказку.
Дети проходят к приготовленным заранее художественным принадлежностям и начинают рисовать. По окончании рисунки сдают музыкальному руководителю для тематической выставки.
Занятие № 8
Тема: «Семья струнных смычковых инструментов»
Цель: Познакомить детей с составом оркестра струнных
Ход занятия
Дети входят под фонограмму классической музыки и занимают свои места.
Педагог. Альт, контрабас, виолончель –
В оркестре дружная артель.
Басы их скрипка разбавляет,
Она как будто бы летает.
С чудесной легкостью она
Высокие берет тона
И голосит, как птица, звонко,
Звуча пронзительно и тонко.
Педагог: Ребята, вот такое замечательное стихотворение написал поэт про семейство смычковых. Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее. Почему их называют семьей? Что у них общего?
Дети отвечают.
Педагог. Как вы думаете, какой инструмент из этого семейства самый старший, младший, хрупкий, добрый?
Дети отвечают и обосновывают свои ответы.
Педагог. Ребята, однажды под Новый год я услышала разговор музыкальный инструментов. Вот о чем они говорили.
Сказал однажды контрабас:
- Имею я волшебный бас,
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Четыре толстые струны
Басить в мелодии должны.
Пусть тяжело мое звучанье,
Есть в звуках низких обаянье.
Пропела тут виолончель:
- А у меня густая трель,
Мой голос, словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
Как ты¸ дружище контрабас,
В звучании я имею бас,
Но в высь, за скрипкой, я стремлюсь
И нот высоких не боюсь.
В беседу скромный альт вступил,
Достойно он проговорил:
- В звучании я не так высок,
Басит порой мой голосок.
Зато я скрипки брат родной,
Сестра моя гордится мной.
Я звуки скрипочки люблю
И с нею в унисон пою.
Молчала скрипка до сих пор,
Но тут вступила в разговор:
- Прекрасны все мы и равны,
Все граждане одной страны.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто оказался самым мудрым инструментом?
Дети: Скрипка.
Педагог: А почему?
Дети: Потому что она не спорила и не хвасталась. Хвастаться не хорошо.
Педагог. Как называется страна, гражданами которой являются музыкальные инструменты?
Дети: Страна музыкальных инструментов.
Педагог: Правильно. И как в каждой волшебной стране, там очень любят сказки. Вот и вам предлагаю послушать одну из них.
Три музыкальных медведей и Машенька
«Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене цирка»! – такие афиши были расклеены по всему городу. Все билеты были раскуплены за одни день.
Машеньке и её маме не повезло, они не смогли купить билеты.
- Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной школе. Неужели я не увижу знаменитое трио медведей? – расстроилась девочка.
- Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, - вздохнула мама. Говорит, что папа – медведь Михайло Косолапыч играет на контрабасе, мама Матрена Потаповна – на виолончели, Мишутка - на скрипке.
Ночью, когда мама уснула, мама отправилась в цирк. Она тихонечко проскользнула мимо охранника и вошла в помещение цирка. Машенька долго бродила по коридорам и , наконец, увидела табличку на двери: «Музыкальные медведи».
Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены стояли два футляра, один огромный, другой чуть поменьше. Еще один маленький футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно.
«Наверное, они спят в другой комнате», - подумала девочка и открыла самый большой футляр. Она с трудом вытащила тяжелый контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас загудел рубым, фальшивым басом.
«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», - вспомнила Машенька.
Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не уронила контрабас на пол. Он взревел, словно зверь. Машенька оставила контрабас и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и взяла смычок. Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипка в её руках запела пронзительно и звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей, бросила скрипку и юркнула под стол.
- Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? – заревел медведь.
- Кто трогал мою виолончель и не положил её на место? – зарычала медведица?
- Кто взял мою скрипочку и играл на ней? – заплакал Мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек платья девочки.
- Мама, папа, под столом кто-то сидит! – закричал Мишутка.
Машенька выскочила из-под стола, но Михайло Косолапыч загородил дверь и зарычал:
- Говори, зачем пришла, безобразница?
- Я хотела услышать, как вы играете. А билетов в цирк не было, - пролепетала девочка.
- Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, - вдруг предложил Мишутка.
Все ещё сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама – виолончель, а мишутка взял в руки скрипку.
Контрабас загудел солидным басом, виолончель запела мягким, глубоким голосом, а скрипочка веселилась, звенела, издавая голосистые тонкие трели.
Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька хлопала в ладоши так, что они заныли. Но настала пора прощаться. Машенька обняла медведей и . сдерживая слезы проговорила:
- Больше всего на свете я мечтаю выступать в цирке.
- Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу. Пусть она играет на альте, - умоляюще произнес Мишутка.
- А наш квартет назовет «Машенька и три медведя», - согласились мама и папа.
Скрипка У скрипки голос звонкий,
Четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет
И звуки извлекает.
Педагог. - Ребята, вот мы прослушали сказку и стихотворение о струнных инструментах. Как они назывались?
Ответы детей.
Педагог. - В каждом из этих произведений музыкальные инструменты жили в своих футлярах. Как вы думаете, почему музыкальные инструменты необходимо переносить в футлярах?
Ответы детей.
Педагог. - На следующие занятие, ребята, я прошу вас нарисовать футляры для различных музыкальных инструментов, и по футляры мы с вами догадаться, какой инструмент лежит в них.
Занятие № 9
Тема: «Душа арфы»
Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом – арфой.
Ход занятия
Дети под фонограмму классической музыки входят в зал и занимают свои места.
Арфа На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.
У арфы ласковый напев,
Спокойный, равный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Её таинственный язык.
Звучит фонограмма звучания арфы.
Педагог: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным инструментом. Его звучание сравнивается с волшебным всплеском волны. Называется этот инструмент – арфа. Арфа похожа на большое крыло бабочки, на которое натянуто множество струн. Арфа – это женский инструмент, потому что звучание арфы такое же нежное и ласковое, как женщина. Послушайте прекрасную сказку, о том, как возникла арфа.
Душа арфы
Стоял посреди моря остров, окруженными неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь морского царя молодого охотника с острова.
- Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? – грозно спросил царь морской.
- Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, - ответила русалка.
- Зачем ты, дочь мя, слушала этого юношу? – снова спросил морской царь.
- Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, - ответила русалка.
- Ты – русалка, и не сможешь жить с человеком, - грустно сказал морской царь.
- Я умру без него, батюшка, - ответила русалка.
Тогда отпустил морской царь дочку на остров. Русалка дождалась, когда молодой охотник появился на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в своей любви.
Засмеялся охотник в ответ и сказал:
- Я люблю красавицу из нашей деревни и любовь русалки мне не нужна.
Окаменела от горя русалка и опустилась на дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.
Тогда гневно крикнул морской царь:
- Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!
Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда сильный шторм утих, все жители острова, кроме юноши разучились любить.
Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес он в подарок своей любимой девушке.
- Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, - сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.
- Подарок я возьму, но что такое любовь? – спросила девушка.
- Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.
- Значит, любовь - это болезнь? – усмехнулась красавица.
- Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы!
- Прыгай, если тебе так угодно, равнодушно ответила девушка.
Тогда юноша прыгнул в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из жемчуга русалочка. Увидела русалочка любимого юношу и ожила. Рассказала молодому охотнику обо всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце у морского царя жить.
- Ты сама без любви не смогла жить, а меня по твоей милости любви лишили, - горько воскликнул юноша. – Нет, не будет мне здесь счастья.
Долго думала русалка, что теперь делать, и однажды сказала юноше.
- Ложись спать. Пока ты спишь, я твой охотничий лук превращу в музыкальный инструмент один диковинный, о любви поющий, арфу сладкозвучную. Когда проснешься, возьми эту арфу и поднимайся наверх. Вложи арфу в руки своей любимой девушке. Заиграет она на ней и вспомнит свою любовь.
Уснул юноша, а русалка вынула из своего сердца струны любви и натянула их на лук юноши. Так лук юноши превратился в арфу. Юноша взял арфу. Юноша взял арфу, вынырнул на берег и в свою деревню пошел. Принес он арфу своей любимой девушке и попросил провести пальцами по струнам, тронули пальцы девушки струны арфы, и полились нежные переливчатые звуки. Музыка обволакивала девушку и наполняла её грудь сладкими, нежными чувствами.
- Почему мое сердце бьётся так быстро? Почему мне хочется поцеловать тебя? – прошептала девушка.
- Музыка арфы вернула тебе любовь, - обрадовался юноша.
С тех пор играют девушки на арфах. Перебирают они струны, и поет арфа о любви и о море; о том, как морской ветер шевелит золотые волосы влюбленных и играет барашками морских волн.
Педагог: Вот, ребята, мы прослушали чудесную сказку о любви морской деву и простого юноши. Давайте, мы с вами немного пофантазируем и представим что мы - морские владыки. Какие бы инструменты мы взяли для своего королевского оркестра?
Ответы детей.
Педагог: ребята, а дома вы должны нарисовать мне морской музыкальный инструмент, выполненный из ракушки или морской звезды. А на следующем занятии мы рассмотрим с вами эти рисунки и посмотрим, кого из вас фантазия унесла далеко – далеко.
Занятие № 10
Тема: «Клавишные инструменты»
Цель: Познакомить детей с группой клавишных инструментов.
Ход занятия
Фортепиано До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Педагог: Ребята, посмотрите на клавиатуру нашего фортепиано, которое много лет служит верой и правдой на наших музыкальных занятиях. Прикасаясь к его белым и черным клавишам, музыкант дарит нам прекрасные музыкальные произведения. Как вы думаете, почему музыкант примиряет все клавиши, когда начинает играть на фортепиано?
Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?
Дети придумывают рассказ.
Педагог: Ваш рассказ очень интересен, а теперь вы послушайте мою сказку.
Бабушкин концерт
Жило – было старое пианино. Оно одиноко стояло в комнате, потому что бабушки не было дома. Она приболела и лежала в больнице. Однажды маленькая девочка, внучка бабушки распахнула дверь в комнату с пианино и весело сообщила:
- Мою бабушку сегодня выписывают из больницы. Мы с мамой сейчас поедем за ней.
Девочка убежала и не слышала, как пианино мечтательно побормотало:
- Какое счастье. Неужели ласковые и сильные пальцы моей хозяйки снова прикоснутся к моим клавишам?!
- Тик-так, - тикают часы. – Болтать каждый может, а вот четко, как часы, выполнять свою работу - не каждый. Тик – так.
- Музыка – это не работа, а вдохновение. Все же пианино могла хотя бы раз порадовать нас музыкой, - прощебетала канарейка.
Потом все стихло, пока в комнату снова не вошла девочка, на этот раз она была вместе с бабушкой. Старушка села на круглую табуретку, открыла крышку, ласково провела рукой по клавишам. В ответ клавиши жалобно зазвенели.
- Не плачьте, милые, - проговорила бабушка. – Простите меня, что мы не виделись так долго. Но теперь все будет хорошо. Меня вылечили, а завтра придет настройщик и вылечит вас.
На следующий день в квартире появился старичок с сундучком.
- Бедное пианино, не волнуйся, сейчас приведем в порядок твои клавиши и струны, - приговаривал старичок, подтягивая специальным ключом одну струну за другой. Девочка внимательно наблюдала за его работой и взахлеб рассказывала:
- Вы знаете, мастер, это пианино умеет говорить. Оно мне рассказало и про монохорд и про клавикорд, и про клавесин. Жаль, что сейчас нет таких инструментов. Только я не поняла, какая разница между пианино и фортепиано?
- Ах, ты, тараторка, - улыбнулся мастер. – Ты хоть кого разговоришь. Неудивительно, что старое пианино заговорило.
- Фортепиано действительно – величайшее изобретение в мире музыки, - продолжал рассказывать мастер. – Видишь молоточки, которые ударяют по струнам, обтянуты войлоком. Благодаря этому мягкому материалу, фортепиано получило удивительный мягкий голос, который умеет меняться от тихого щебетания птички до грома бури. Многие мастера трудились над созданием этого славного инструмента, и в конце концов получилось два вида фортепиано. Один из них – рояль, что означает королевский, с корпусом, похожим на крыло огромной птицы.
В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид фортепиано – это пианино. В нем струны расположены вертикально и не занимают так много места, как в рояле. Поэтому оно больше подходит для дома.
За разговором время пролетело незаметно. Настройщик закончил свою работу и пробежал пальцами по клавишам. Звонкие аккорды музыки наполнили комнату музыкой.
На следующий день бабушка давала домашний концерт. Маленькая седая старушка, одетая в блестящее черное платье, волновалась, как школьница перед первым концертом.
Но вот она положила руки на клавиши, и волнение исчезло. Звуки сонаты переливались, звенели, рассыпались мелким бисером по комнате.
- Мама, я тоже хочу так играть! – воскликнула девочка, когда концерт закончился.
- Вот и хорошо, дочка. Попросим бабушку переехать вместе с пианино к нам и стать твоей учительницей музыки.
- Учить внучку музыке – это самое большое счастье для меня, - ответила бабушка. – Тем более мое любимое пианино будет со мной.
- Оно будет рассказывать мне сказки, - подхватила девочка.
- Надеюсь, оно будет меньше разговаривать, а больше играть, - засмеялась бабушка, и все пошли пить чай.
- тик – так, недурно играете, тик – так, - вдруг громко сказали часы.
- Да, голос у вас не хуже, чем у меня, - откликнулась канарейка.
Педагог: Ребята, прослушав сказку, вы, наверное, сможете ответить мне на вопрос: Чем отличается пианино от рояля?
Ответы детей.
Педагог: А почему фортепиано отличается более мягким звучанием?
Ответы детей.
Педагог: А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.
Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки».
Педагог: Ребята, нарисуйте дома этих веселых бабочек, про которые вам рассказало наше пианино.
Заключительное занятие "Музыкальные инструменты"
Цель: Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. Познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов.
Задачи:
- Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности.
- Обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку.
- Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
- Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.
Ход занятия
Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальной гостиной. Звучит фонограмма пьесы Эдварда Грига «Утро».
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра «Поздоровайся со мной»
Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – поклониться руг другу;
2 раз – пожать другу;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны. Я думаю, что вас я могу пригласить посетить прекрасную страну Музыки.
Страна музыки
Есть на Земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант!
Его порыв, его талант.
Его желание творить
И людям красоту дарить!
- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того, чтобы это было легче представить, я предлагаю вам создать сказочный, музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям получше познакомиться со страной Музыки.
Дети подходят к рабочей зоне, где для них приготовлены красочные картинки с изображением музыкальных инструментов, деревьев, цветов. Дети выбирают понравившиеся картинки и наклеивают их на основное панно, подготовленное педагогом заранее. Для ускорения процесса создания коллажа рекомендуется использовать двухсторонний скотч.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, как красива наша страна Музыки. Сколько в ней различных музыкальных инструментов мы разместили. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Чтобы они больше не путались, я придумала для них вот такой большой просторный дом, где у каждого инструмента будет своя комната.
Педагог демонстрирует детям таблицу.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этом домике живут музыкальные инструменты.
-Первыми в очереди на вселение у нас стоят ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадайка»
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно, …………….
(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.
Мальчики исполняют «ритуальный» танец охотников с гимнастическими палками.
2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи хлебать,
А можно и «Барыню» сыграть.
(Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.
3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, трещит, гремит.
Ему совсем не больно.
(Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
4. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной.
(Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.
5. Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон?
(Колокольчик)
Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.
6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка.
(Маракас)
Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.
7. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро.
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник
Что такое……….
(Треугольник)
Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.
8. Знайте, они с барабаном соседи.
Только сделаны из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка.
В музыке тоже бывают …..
(Тарелки)
Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Они сейчас поведают вам сказку «Медведь и пчелы»
Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку.
Медведь и пчелы
- Шел однажды по лесу медведь. Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить. Завыл медведь, застонал медведь. Еле ноги унес! Бежит по лесу , а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал пилить его.
Летела мимо птичка – синичка. Увидела она медведя и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом.
«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь, а сам продолжает пилить ветку.
Скакала по веткам белочка.Увидела она медведя и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»
«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит.
Пробегал мимо олень с оленятами. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит.
Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадет медведь!»
Тут сук обломился и рухнул. Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб. Заплакал, застонал: «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Музыкальный руководитель: Вот такую поучительную сказку мы с вами услышали. А теперь настало время для игры. Игра называется «Почта».
Игра «Почта»
Описание: Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который с колокольчиком в руках оббегает детей.
Ведущий: Динь-динь-динь!
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: От куда?
Ведущий: Из города.
Дети: А что делают жители города?
Ведущий: Отгадайте!
Звучит отрывок музыкального произведения, характер которого указывает, что жители города: спят, поют, танцуют, маршируют. Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители музыкального города.
Музыкальный руководитель: Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже хотят поиграть с вами в игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?». Какие вы знаете духовые инструменты?
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта, гобой, кларнет, волынка, медные трубы.
Музыкальный руководитель: Духовые инструменты предают нам звуковые приветы, а мы должны узнать, какой инструмент для нас пел?
Игра «Отгадай, кто поет?»
Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Сколько инструментов уютно разместилось в его окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Описание: Дети встают в круг, и, каждый, по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.
Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Музыкальный руководитель:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о многообразии этой группы инструментов.
Слайд 1,2,3. Давным–давно, наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелы. Однажды один из охотников обратил внимание на то, что тетива при этом издавала красивый, мелодичный звук.
Из тетивы струна возникла.
Упругой быть она привыкла.
Но только в луке не звенела,
Певучим голосом не пела.
Ум человеческий решил
Струну создать из тонких жил.
И в сокровенный тот момент
Родился струнный инструмент.
Слайд 4. Разговор смычковых инструментов
Альт, контрабас, виолончель –
В оркестре дружная артель.
Басы их скрипка разбавляет.
Она как будто бы летает.
Слайд 5. Сказал однажды контрабас
- Имею я прекрасный бас.
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Слайд 6. Пропела тут виолончель:
А у меня густая трель.
Мой голос, словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
Слайд 7,8. В беседу скромно альт вступил,
Достойно он проговорил.
В звучанье я не так высок,
Басит порой мой голосок,
Зато я скрипке брат родной.
Моя сестра годится мной.
Слайд 9. Молчала скрипка до сих пор,
Но тут вступила в разговор:
Прекрасны мы и все равны,
Мы граждане одной страны.
Слайд 10. Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благославляли.
Слайд 11. Балалаечник идет,
Балалаечка поет.
Три струны её звенят.
Всех в округе веселят.
Слайд 12. Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Слайд 13,14. На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят.
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут.
Куда-то за собой зовут.
Подобно шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, ребята превратиться в маленьких рыбок, и поплавать в волнах, нарисованных нежными, струящимися звуками арфы.
Дети исполняют ритмо – пластическую импровизацию с цветными ленточками.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам немного повеселиться и спеть шуточную песенку «Две лягушки»
Инсценировка песни «Две лягушки».
Музыкальный руководитель: Ребята, лишь несколько окошек остались свободными. Какую группу инструментов мы поселим в них?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Музыкальный руководитель. Первое почетное место должно занять наше старое, доброе пианино, которое исполнило для нас много музыкальных произведений, и было главным помощником на наших праздниках.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Музыкальный руководитель: А еще этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Это потому, что этот инструмент более сложный в отличие от барабана и трещотки, да и дудочка с ним не сравниться по богатству оттенков звучания. Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают сильные, красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.
Применив метод «Хор рук» дети выполняют творческую импровизацию под пьесу «Бабочки».
Музыкальный руководитель: ребята, а какие клавишные инструменты вы знаете?
Ответы детей: Рояль, клавесин, челеста, аккордеон, баян, орган.
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Музыки. Мы помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Создали прекрасный коллаж, который будет напоминать вам о нашем путешествии и украшать музыкальный уголок в вашей группе.
Душа без музыки страдает
Она как будто замирает.
И сердце бьется еле-еле,
Когда душа более в теле.
Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рождения нам,
Чтобы душа не уставала,
А выше облаков взлетала.
Занятие окончено.
Литература:
1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы
детском саду» Волгоград,2011г.
2.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду»
Скрипторий 2010г.
3.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.
4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область
"Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.
5.Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.
6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»
Ярославль 2009г.
7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.
8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991г.
9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год
10. Воспитатель ДОУ. №11/2008
11. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12/2010.
12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.:
ТЦ Сфера, 2010.
13. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое
обеспечение. М.:Линка-Пресс, 2009.
14. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/07/pedagogi...kalnykh-instrumentov
sundekor.ru/referat/ucheba/pedagogicheskii-proekt-...mentov/?singlepage=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...
Конспект "Знакомство с нетрадиционным музыкальными инструментами» для детей старшего дошкольного возраста"
кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Образовательные проекты как средство воспитания культуры поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста
Одним из компонентов культуры человека по праву можно выделить культуру взаимодействия с миром природы – культуру экологическую. Жить в согласии с природой – одно из условий сохранения цив...
Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию на тему: «Защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: информационно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.Цель проекта: осуществление комплексного подхода ...
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...
Проект по патриотическому воспитанию «9 Мая. День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне. ...
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Мой город-мой дом" для детей старшего дошкольного возраста
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...