Конспект занятия по ФЦКМ " Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия ФЦКМ
в средней группе «Масленица»
Цель: Формировать представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы
Задачи: Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности, развивать речь, воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Предварительная работа: Разучивание песни «Мы давно блинов не ели»
И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний
Материал: Аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз
Ход занятия:
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне –красне. Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна, приходи, красна!
Давай, солнышко -колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту, тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи, а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.
Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Воспитатель:
1.Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день-
Понедельник - (встреча)
В этот день делают куклу-чучело (показ иллюстрации) и строят снежные горки.
И, конечно же, начинают печь блины.
Воспитатель: Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живёт масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все в круге поют:
Дили-динь, Дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем.
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как
участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.
Воспитатель:
2.У меня ещё вопрос…..
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас (заигрыш)
Воспитатель: В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем
П/ига: «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонну. Игроки берутся за руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара. «Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят:
-Дин -дон, дин -дон.
Выбегай скорее вон.
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
«Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь»
«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель:
3.Разгулялись,господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названьем (лакомка)
В этот день приходят гости на блины
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печёт блины.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)
Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)
И Иван приди (загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)
И Стас приди,
Да и Костя приди,
Да и Максим приди.
А Женечка,
Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки)
Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)
И Стасу блин,
Да и Кости блин,
Да и Максиму блин,
А Женечки -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)
Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)
Прощай, Иван (поочереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших)
Прощай Стас,
Прощай Костя,
Прощай, Максим,
Прощай, Женечка!
Воспитатель:
4.Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни
Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»
Воспитатель: Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете, зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались (зрители улыбаются)
Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.
Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"
Дети передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен.
Быстро - быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам
Воспитатель: Давайте ещё посмотрим на картинку.
Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «Масленица». На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).
Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.
Воспитатель:
5.Вот и пятница пришла
Гостей в дом привела
Есть блины, кататься с горки
Это тёщины (вечёрки)
Воспитатель: Тёща - мать жены или по-другому мама вашей мамы
Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины-просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:
На тарелке он один - называем просто….(блин)
Много испекли их мы - тогда назовём…..(блины)
Испекли для дочек - назовём……(блиночек)
Будет кушать их сынок - назовём тогда…..(блинок)
Огромный, как домище - назовём…..(блинище)
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины. Блины , блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины- то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой ,блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои
Воспитатель:
6.А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам неохота,
И резвятся, словно белки,
Это – золовкины посиделки. Золовка - это сестра мужа, или по-другому, сестра папы
В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.
Воспитатель:
7.День последний подошёл,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печёные
А зовётся воскресение (прощенное)
Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53529.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы
Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124595-1350222188.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"
Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/25/picture-225254-1692955358.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"
Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-300343-1386530911.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-345830-1410877877.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел?"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымский район»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект занятия в подготовительно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375276-1388688867.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Космическое путешествие".
"Космическое путешествие" с детьми младшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541250-1417280854.jpg)
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...