«Познавательно- исследовательской деятельность как средства развитие дошкольника»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
«Познавательно- исследовательской деятельность как
средства развитие дошкольника»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выгодский,
В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.
Для дошкольника среднего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательно- исследовательской активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление)
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира)
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Дети четвёртого года жизни устанавливают связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста? В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В среднем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, игра, прогулка, умывание.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов четырёхлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:
-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование познавательных действий, становление сознания.
-Развитие воображения и творческой активности.
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательно- исследовательской деятельности.
Характерными чертами познавательно- исследовательской деятельности являются:
-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (исследование, изучение объектов и явлений в системе);
-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным).
Методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности:
Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на поставленный воспитателем вопрос.
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (педагог предлагает детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали педагогу, или друг другу.
Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (воспитатель говорит- наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечают ошибку, исправляют и доказывают, ошибочность в высказывания педагога).
Приемы по развитию познавательно- исследовательской активности:
Используя метод мнемотехники (схемы, коллажи), моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомство детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире. Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).
Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать. Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых. В предварительной работе применяются для рассматривания картины, плакаты, книги на определенную тему. Прием- «Узнай информацию из книг».
С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводились наблюдения – длительные (за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений), кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
- Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых
инструкций;
- Не сдерживать инициативу детей;
- Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Развивая личность ребенка, педагог выполняет важную цель воспитания и обучения в дошкольном образовании. В процессе педагогической деятельности для педагога основная цель не должна сводиться только к достижению ребенком всех знаний и умений, а на протяжении всего дошкольного детства должна заложить в нем основу тех необходимых человеческих качеств, без которых он не сможет находиться в обществе, в современном социуме. Это самое основное, что должен дать маленькому человеку педагог, который вступает в большую жизнь.
Литература:
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательно- исследовательской деятельность как
средства развитие дошкольника»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выгодский,
В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.
Для дошкольника среднего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательно- исследовательской активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление)
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира)
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Дети четвёртого года жизни устанавливают связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста? В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В среднем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, игра, прогулка, умывание.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов четырёхлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:
-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование познавательных действий, становление сознания.
-Развитие воображения и творческой активности.
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательно- исследовательской деятельности.
Характерными чертами познавательно- исследовательской деятельности являются:
-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (исследование, изучение объектов и явлений в системе);
-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным).
Методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности:
Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на поставленный воспитателем вопрос.
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (педагог предлагает детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали педагогу, или друг другу.
Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (воспитатель говорит- наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечают ошибку, исправляют и доказывают, ошибочность в высказывания педагога).
Приемы по развитию познавательно- исследовательской активности:
Используя метод мнемотехники (схемы, коллажи), моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомство детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире. Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).
Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать. Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых. В предварительной работе применяются для рассматривания картины, плакаты, книги на определенную тему. Прием- «Узнай информацию из книг».
С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводились наблюдения – длительные (за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений), кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
- Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых
инструкций;
- Не сдерживать инициативу детей;
- Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Развивая личность ребенка, педагог выполняет важную цель воспитания и обучения в дошкольном образовании. В процессе педагогической деятельности для педагога основная цель не должна сводиться только к достижению ребенком всех знаний и умений, а на протяжении всего дошкольного детства должна заложить в нем основу тех необходимых человеческих качеств, без которых он не сможет находиться в обществе, в современном социуме. Это самое основное, что должен дать маленькому человеку педагог, который вступает в большую жизнь.
Литература:
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"
В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...
"Роль познавательно - исследовательской деятельности в развитии дошкольника"
В статье раскрывается актуальность организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в современных условиях, которые нам диктуют основные нормативные документы и общество....
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность – сенсорное развитие) «На бабушкиной полянке» Вторая группа раннего возраста
Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности путем включения всех видов восприятия....
Презентация Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии дошкольников Черникова
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции
В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...