Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции
проект

Федотова Ирина Владимировна

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

Федотова И.В., старший воспитатель

ДОУ № 4 «Сказка»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. ФГОС ДО, также ставит перед нами задачи познавательного развития воспитанников. Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на формирование у воспитанников познавательной активности, исследовательских навыков, любознательности, общительности, самостоятельности, умения ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

С этой целью в ДОУ № 4 «Сказка» с 2015 года проводится детская научно-практическая конференция «Очевидное-невероятное», во время которой происходит защита проектов и исследовательских работ воспитанниками ДОО.

Как же проходит подготовка к детской научно-практической конференции?

Главная задача педагога – выстроить взаимодействие с дошкольниками так, чтобы вызвать у них познавательную инициативу и поддержать их исследовательскую активность. Для пробуждения интереса к исследованию педагоги ДОО используют разнообразные педагогические приемы, представленные на слайде. Например, проблемные вопросы и ситуации (Почему не едет машина? Почему идет пар изо рта?), стремление помочь и научить кого-то (например, сказочного персонажа).

Внесение предмета с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, песочные часы, флюгер.

Какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования:

  • стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.).
  • реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, радуга).

Намеренная ошибка взрослого развивает у детей способность сомневаться, критически мыслить. При сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека у ребенка возникает сомнение, догадка, предположение.

Для развития и поддержки интереса к познавательно-исследовательской деятельности дошкольников педагоги используют более эффективные методы:

Проблемные ситуации, используемые в качестве мотива начала занятия. Это способствует возникновению ощущения сплочённости группы в поиске решения, активизации мыслительных способностей при анализе сложившейся ситуации. Так проблемная ситуация «Сколькими способами можно передвигаться?» послужила толчком к познавательно-исследовательской деятельности «Кто быстрее добежит?»

Опыты и эксперименты, организованные в повседневной жизни. Во время проведения опытно-экспериментальной деятельности важно, чтобы ребёнок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. Педагогу необходимо принять позицию заинтересованного, любознательного партнера. Как бы ни был интересен опыт, проводимый педагогом, ребёнок быстро устаёт наблюдать за его действиями. Именно поэтому во время проведения опыта важно привлекать детей к любой посильной им деятельности, если они могут выполнить это действие сами. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Примеры познавательно-исследовательских работ - минипроектов, представленные на детской научно-практической конференции «Очевидное - невероятное»: «Что такое дождь?», «Магнит и его свойства», «Занимательная химия», «Где живет вулкан?», «Что такое радуга?» и другие.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника. В результате проектной деятельности на конференции были представлены такие познавательно-исследовательские проекты, как «Выращиваем фасоль», «Леса – зеленые легкие Земли», «Лук – зеленый друг», «Ткани разные нужны, ткани разные важны», «Посадили зернышко – вырастили солнышко» и др.

Коллекционирование — древнейшие увлечение, способствующие развитию внимательности, систематичности, усидчивости, любознательности. Во время собирания и последующей классификации предметов по коллекциям дети расширяют представления о видовом разнообразии рукотворных и природных предметов, учатся выстраивать взаимосвязи. Коллекционирование послужило зарождению таких исследовательских работ, как «Удивительная лошадь», «Чудо-карандаш», которые так же были представлены на конференции.

Детская научно-практическая конференция «Очевидное-невероятное» проводится в мае, в конце учебного года. В назначенный день старшие дошкольники собираются в зале. Заранее составляется программа конференции. Во время данного мероприятия происходит защита познавательно-исследовательских проектов, над которыми ребята работали. Темы выступлений выбирают самостоятельно, опираясь на свои интересы. Один ребенок или совместно с родителями представляет свое исследование или открытие, подводит его итог. В ходе конференции воспитанники-слушатели могут задавать интересующие их вопросы. Выступающих переполняют эмоции, переживания, но вместе с тем и чувство гордости. Они настоящие научные сотрудники, представляющие свои открытия. В конце обязательно всем участникам конференции вручаются грамоты или дипломы. Хочется отметить, что у воспитанников, не пожелавши участвовать в конференции, увидев выступление своих товарищей, появляется интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Таким образом, при поддержке взрослых ребята становятся авторами своих собственных творческих, исследовательских работ и проектов. В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники учатся самостоятельно добывать знания, делать выводы, размышлять, искать выход из трудных ситуаций, что помогает им стать творческими, активными, уверенными в себе членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Мастер -класс "Развитие связной речи старших дошкольников" в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1» п. Тюльган

Мастер – классв рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1»воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зе...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Рекомендации  для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...

«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»

Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....

.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....