"Свойства глины"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины, сравнить глину с песком; познакомить с назначением глины в жизни человека (изготовление посуды, игрушек, музыкальных инструментов и т.д.); активизировать словарь детей по теме; развивать познавательный и нтерес, умение самостоятельно делать простые логические выводы; Развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_svoystva_gliny.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины, сравнить глину с песком; познакомить с назначением глины в жизни человека (изготовление посуды, игрушек, музыкальных инструментов и т.д.); активизировать словарь детей по теме; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно делать простые логические выводы; Развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память.
Материал: чашка с глиной для каждого ребенка, чашка с песком для каждого ребенка, чашка с почвой для каждого ребенка, 2 палочки, чашка с водой, 2 воронки, 2 стакана, лупа; изделия и игрушки из глины, пригласительные билеты, иллюстрации живой и неживой природы; касса; глина для лепки каждому ребенку.
Ход НОД:
Дети играют. Воспитатель сообщает детям, что открывается экскурсионное бюро. Билеты можно купить в кассе. Один билет – 1 картинка с изображением живой природы и 1 картинка с изображением неживой природы. Дети отбирают картинки – карточки, подходят к кассе, рассказывают, что нарисовано на картинке, получают билет.
Приходит экскурсовод, здоровается и приглашает всех на экскурсию. Напоминает правила поведения во время экскурсии. Уточняет, у всех ли есть билет.
Дети отвечают, что - да.
Экскурсовод проверяет билеты и приглашает всех на экскурсию.
Экскурсовод: мы пришли все на выставку разных и очень интересных изделий.
(Показывает стол с расставленными на нем изделиями из глины). Что мы здесь видим?
(Дети перечисляют, уточняя количество предметов и их размер, а так же предназначение)
Экскурсовод уточняет у детей из чего сделаны все эти предметы?
Дети отвечают: Из глины
Экскурсовод уточняет у детей, Что такое глина? А хотите узнать? (Хотим)
Тогда я приглашаю вас в другой зал, который называется лабораторией. Здесь мы с вами узнаем, что же такое глина, какая она.
Дети подходят к столам, где расположены в баночках песок, глина, почва, стакан с водой, палочки, воронки. Экскурсовод указывает на почву и уточняет у детей, что это?
Дети: Земля
Экскурсовод: Для чего она нужна?
Дети: Для роста растений, из почвы растения берут питательные вещества и воду, т.д.
Экскурсовод: Какая она?
Дети: Черная, темная, рыхлая, пушистая
Экскурсовод: А это что? (указывает на песок)
Дети: песок
Экскурсовод: Какой он?
Дети: Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок
Экскурсовод предлагает детям рассмотреть песок через лупу.
Дети наблюдают и описывают крупинки (круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга.)
Экскурсовод: а теперь поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул – и крупинки разлетаются в разные стороны.
Экскурсовод: Можно ли лепить из такого песка?
Дети: нет
Экскурсовод: а из какого можно?
Дети: из сырого
Далее экскурсовод предлагает взять «пирожок», заранее слепленный из песка и высохший.
Экскурсовод: можно делать посуду из песка?
Дети: нет
Экскурсовод: А почему?
Дети: она вся рассыплется
Экскурсовод показывает на глину и уточняет у детей что это
Дети: Глина
Экскурсовод: Какая она?
Дети: (трогают ее и отвечают)мягкая, маслянистая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха.
Экскурсовод: а глина живая?
Дети: нет, потому что она не дышит, не ест, не растет и т.д.
Дети рассматриваю глину через лупу и описывают ее.
Экскурсовод: Крупинки глины очень маленькие, их даже не видно через лупу. Крупинки прижались друг к другу крепко-крепко, и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок. Предлагаю поиграть: я сейчас вас превращу в маленьких – маленьких крупинок глины. Они очень малы и бояться затеряться, поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать. Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетелись, как песчинки.
Теперь пробуем взять колбаску, заранее слепленную из глины. Она крепкая, не разломилась, не рассыпалась. Предлагает детям посадить «деревце» (палочку) в песок и длину. Уточняет у детей куда легче посадить «деревце»? Почему?
Дети: в песке крупинки не держаться друг за друга, палочка входит легко, но не держится, наклоняется и падает.
Экскурсовод: а как вы думаете, пропускает глина воду или нет?
Экскурсовод наливает в две воронки воду (в одной воронке – песок, в другой - глина). Дети наблюдают. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.
Экскурсовод делает вывод: значит, глина не пропускает воду. Вот это свойство и использует человек. А как он использует глину?
Дети: из глины человек делает посуду, игрушки, дети делают свои предположения.
Экскурсовод: Вот, оказывается, какая интересная, необычная глина! Мне захотелось стать глинняных дел мастером и научиться что – нибудь лепить из глины. (Дети, тоже хотят превратиться в мастеров). Отправляемся в мастерскую. Дети выполняют лепку, под спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство со свойствами глины и песка"
конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности....
"Знакомство со свойствами глины и песка"
конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности...
Чудесные свойства глины
Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...
Занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами глины»
Познавательно - исследовательское занятие во второй младшей группе "Знакомство со свойствами глины"...
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...
Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»
Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»Задачи:-образовательные: расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских ...
"Свойства глины"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Свойства глины"...