Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Семенова Галина Александровна

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»

Задачи:

-образовательные:  расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала - глина, способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты;

-развивающие:  формировать у детей умение различать и называть качества и особенности поверхности глиняных поделок (гладкая-шершавая, теплая - холодная, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, развивать умение аккуратно пользоваться глиной;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, умение сотрудничать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:  познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, в осприятие художественной литературы,  продуктивная.

Планируемые результаты:  использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; в ходе работы с глиной и глиняными предметами, участвует в беседе во время рассматривания предметов из глины, интересуется свойствами глины, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,  умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Материал: глина (сухая и влажная, глиняные поделки и посуда, миска с водой, индивидуальные чашечки для глины (по количеству детей, доски для лепки,  влажные салфетки.

Словарная работа: глина- глиняный, гладкий-шершавый, холодный-теплый, твердый-мягкий, расписные, яркие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_23.10.18g.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно- исследовательской деятельности (познание предметного мира)                                                                                                  в группе младшего возраста                                                                                                Дата: вторник, 23.10.2018г.  Воспитатель: Семенова Г.А.

Тема: «Ознакомление со свойствами глины: глиняная сказка»

Задачи:

-образовательные:  расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала - глина, способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты;

-развивающие:  формировать у детей умение различать и называть качества и особенности поверхности глиняных поделок (гладкая-шершавая, теплая - холодная, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, развивать умение аккуратно пользоваться глиной;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, умение сотрудничать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:  познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, в осприятие художественной литературы,  продуктивная.

Планируемые результаты:  использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; в ходе работы с глиной и глиняными предметами, участвует в беседе во время рассматривания предметов из глины, интересуется свойствами глины, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,  умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Материал: глина (сухая и влажная, глиняные поделки и посуда, миска с водой, индивидуальные чашечки для глины (по количеству детей, доски для лепки,  влажные салфетки.

Словарная работа: глина- глиняный, гладкий-шершавый, холодный-теплый, твердый-мягкий, расписные, яркие.

Ход ООД:

1.Вводная часть (мотивация):

Введение в игровую ситуацию. Чтение стихотворения:

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

- Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну

2. Основная часть.

Рассматривание изделий из глины: воспитатель и дети под музыку подходят к столу, на котором выставлены изделия из глины: -А вот и наша сказочная страна. Как бы вы назвали нашу сказочную страну (варианты детей)

-Ребята, что вы видите? (игрушки, посуду).

Из чего они сделаны? (из глины)

-Какие вы видите игрушки? Назовите предметы посуды, которые вы видите. А что вы можете сказать об игрушках и посуде этой страны, какие они? (яркие, расписные, красивые).

-А сейчас я предлагаю каждому из вас взять по одной поделке в руки. Рассмотрите их, погладьте ладонями, приложите к щеке. А теперь поднимите вверх игрушки, которые вам показались гладкими? А теперь - шершавыми? У кого твердые поделки? А мягкие есть? У кого холодные, а у кого теплые?

-Как вы думаете, чем похожи все эти игрушки?

-Все это сделано из глины. А сейчас, чтобы познакомиться с глиной поближе, я приглашаю вас в мастерскую.

Беседа. Воспитатель с детьми садятся около стола с приготовленной глиной:

 -Возьмите в руки глину. Какая она? (твердая, сухая). Верно, дети, и у меня в руках твердая, сухая глина.

- Можно из нее что-нибудь слепить? Давайте попробуем. Нет, не получается, рассыпается глина. Что же делать? Возможно, поможет сказка?

Рассказывание сказки.

- Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро. И потому с ней никто не дружил, все просто проходили мимо. Загрустила глина, загоревала, не знала, что делать, как найти себе друзей.

- Но однажды пошел дождь и дождевые капельки встретились с водой. — Надо, — сказали капельки дождя глине — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро и у тебя появятся друзья. Застучали, зажурчали, заскакали капельки дождя по глине — и та сразу стала мягче.

Экспериментирование.

Это было в сказке, а на самом деле сделает вода глину мягкой или нет? Давайте устроим встречу дождика и глины. А как же нам сделать дождик? Посмотрите, что у нас на столе?

-Вода в лейке. Нужно её вылить на глину.

-Что происходит с глиной? (варианты детей).

-Она становится мягче, липкой. Однако, чтобы как следует подружиться глине с водой, нужно время.

-А мы пока поиграем.

Игра «Давайте сделаем».

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,

Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Продолжение эксперимента.

- Давайте посмотрим, подружилась ли наша глина с водой? Возьмите глину, помните ее в руках. Какая она? (Мягкая, пластичная, влажная). Так что, подружилась глина с водой?

Какой вода делает глину (влажной, мягкой, пластичной).

-А теперь слепите, кто что хочет. Может слепить одну игрушку на двоих.

Самостоятельная работа детей.

-Теперь, когда вода высохнет, ваши поделки станут твердыми, их можно будет раскрасить яркими красками.

3. Заключительная часть (рефлексия):

 -Вам понравилось наше путешествие?

- Что вы узнали о глине?

Конспект ООД по  изобразительной  деятельности (рисование)

Дата: четверг, 25.10.18г.  Воспитатель: Семенова Г.А.

Группа младшего возраста.

Образовательная  область: художественно - эстетическое  развитие.

Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Речевое  развитие», «Физическое  развитие».

Тема: «Листопад, листопад  листья  жёлтые  летят».

Типы  деятельности: совместная  деятельность  педагога  и  детей.

Виды  детской  деятельности:

 игровая, коммуникативная, продуктивная,  музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Тип  НОД: комплексная.

Форма  проведения: прогулка .

Задачи:

Образовательные:

-уточнить знания детей времени года, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад»;

-формировать умение определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку;

-учить выделять ствол, ветки и листья деревьев;

- закрепить названия цветов (желтый, красный, оранжевый);

- продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания».

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление;

Воспитательные:

-воспитывать  аккуратность  при  работе  с  красками;

-воспитывать эмоциональный отклик на осеннюю природу.

Методы: наглядный, словесный, демонстрационная  форма  организации  детей, продуктивная.

Мотивация: в  гости  приходит  кукла  Катя.

Индивидуальная  работа:  правильно  наносить краски на рисунке.

Словарная  работа: упражнять в умении детей отвечать на вопросы воспитателя; обогатить словарь детей за счёт слова «листопад».

Предварительная  работа: наблюдения  на прогулке  за  осенними  листьями , беседы об осенних изменениях в природе, чтение художественной литературы, изготовление аппликации «На  яблоне  созрели  яблоки», рисование «Осенний  урожай  в  корзинке», «Яблоки», «Листопад»

Связь  с  другими  образовательными  областями: чтение  стихов, выполнение  упражнений, слушание  музыки.

Оборудование: кисти, гуашь, салфетки, стаканчики  с  водой  на  каждого  ребёнка, альбомные  листы, картины  осени, презентация  об  осени, мультимедиа.

Ход ООД:

1.Вводная часть (мотивация).

Дети стоят полукругом возле воспитателя.

-Ребята, сегодня в этот осенний день приглашаю вас на прогулку. С нами на прогулку попросилась пойти Кукла Маша. Обратите внимание, ребята на то, что Машу надо одеть по погоде.

Подойдем к окну и определим какая сегодня погода.

- Какой сегодня день?

- На улице тепло или холодно?

- Солнышко светит или спряталось за тучками?

- Правильно наступила осень, поэтому Машенька на прогулку нужно одеваться теплее: сначала надеть колготки и штанишки, затем сапожки, после этого – курточку, шапочку, шарфик. (картинка  алгоритм  одевания). Если на небе есть тучи, то может пойти дождь, поэтому зонтик нужно взять. Осенью погода быстро меняется: утром может светить солнце, а потом пойдет дождь или подует ветер.

-Ну теперь построились и пошагали.

Едут. Едут по дорожке,

Наши маленькие ножки.

Мы шагаем понемножку.

Протоптали мы дорожку.

Мы шли, мы  шли

И  в  лес пришли. (картинка  осеннего  леса)

-Вот мы и в лесу.

2.Основная  часть.

-Посмотрите,  как красиво. Как много деревьев в лесу. Дети это вот, береза. Какая она красивая, высокая. Вот это ребята, ствол. Ствол толстый, а по – тоньше это ветки, а на ветках много листьев. (картинка берёзы). А  вот  это  могучий  дуб. На  нём  ещё  листики  зелёные.(картинка  дуба). А  это  красавец  клён  со  своими  ажурными  листочками (картинка  клёна).

-А когда с деревьев падают листочки, как это явление называется? (листопад) (картинка  листопада).

-Листочков много, но Маша не знает какого они цвета.

-А какого цвета падают листочки с дерева? ( желтые, красные, зелёные, оранжевые)

-Ребята, а когда вы по листикам ходите, что они делают?( шуршат)

-А как шуршат?(ш-ш-ш)

-Давайте   прошуршим   сидя, на стульчиках, подвигаем   ногами   и при  этом  будем ротиком  шуршать.( тихо, громко).

- А сейчас мы с вами тоже станем листочками. Вставайте в круг, поиграем в подвижную игру «Листопад»

Листопад, листопад,

Листья желтые кружат    (кружатся  на  месте)

Листопад, листопад

Листья по ветру летят    (машут  руками  вправо, влево)

Покружились, покружились  (кружатся  на  месте)

И на землю опустились.  (присели).

-А  сейчас  мы  с  вами  нарисуем  листопад. Сначала  посмотрите, как  я  это  буду делать.  Листочки  желтые, поэтому  я  наберу  на  кисточку, желтую  краску  и   рисую листочки на  дереве  «примакиваю»; а  затем  ветер  дунул  и  листочки  полетели,  и получился «листопад» . Вот их сколько много.

-А теперь кисточку помыли, и вытерли об салфеточку.

-И снова набираем на кисточку краски, но теперь красной.

-И рисуем . Вот какой листопад.

-Ребята, давайте, и мы с вами возьмём краски и нарисуем  листопад .Но  сначала разомнём  пальчики

Пальчиковая гимнастика «Листопад».

Листопад, листопад

Листья по ветру летят (плавно опускают руки сверху вниз, делая мягкие движения кистями) .

Вот летит листок осины –

А за ним листок рябины.

Ветер гонит лист кленовый,

Поднимает лист дубовый,

Лист берёзки кружится (загибают пальчики на руках, начиная с мизинца) .

Осторожно, лужица (грозят пальцем)

Покружился, покружился (поднимают руки, делают вращательные движения, опускают вниз)

Прямо в лужу опустился (руки на коленки) .

-А  теперь  приступаем  к  рисованию. Не  забываем  как  правильно  держать  кисточку.

3.Итог (релаксация).

-Ребята, посмотрите  какой  красивый  получился  у  нас  листопад. Но  нам  пора уже в детский сад.

Едут, едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

Мы шагаем понемножку.

Протоптали мы дорожку.

Мы  шли, шли, шли

И в детский сад пришли.

-Ребята, где мы с вами побывали?

-Кукле Маше очень понравилось на прогулке.

-А Вам понравилось в осеннем лесу?

Конспект ООД по  двигательной  деятельности (физическая  культура)

Дата: четверг, 25.10.18г.  Воспитатель: Семенова Г.А.

Группа младшего возраста.

Образовательная  область: физическое  развитие.

Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Речевое  развитие», «Художественно-эстетическое  развитие».

Тема: «Освоение  детьми  основных  движений».

Типы  деятельности: совместная  деятельность  педагога  и  детей.

Виды  детской  деятельности:

 игровая, коммуникативная, продуктивная,  музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Тип  НОД: комплексная.

Форма  проведения: традиционная .

Задачи:

Образовательные:

-способствовать  освоению  детьми  основных  движений: прокатывание  мяча  между  предметами ; ходьба  в  колонне  по  одному, по  кругу, прыжки  на  двух  ногах  с  продвижением  вперёд; ползание  за  катящимся  мячом  с  ускорением  темпа.

Развивающие:

-развивать умение  выполнять  задание  по  сигналу  взрослого;

-способствовать  возникновению  желания  активно  участвовать  в  подвижных  играх;

Воспитательные:

-воспитывать  умение  реагировать  на  сигнал  и  действовать  в  соответствии  с  ним.

Методы: наглядный, словесный, игровой, демонстрационная  форма  организации  детей.

Мотивация: едут  на  паровозе.

Связь  с  другими  образовательными  областями: чтение  стихов.

Оборудование: маты, тренажёры  «Тонус», скамейки.

 Ход  ООД.

1.Построение.

В  колонне  по  одному

2.Ходьба.

Ходьба  в  колонне  по  одному; игровое  упражнение  «Едет, едет  паровоз»

Едет, едет  паровоз-

Новенький, блестящий,

Он  вагончики  повёз,

Будто  настоящий:

«Ту-ту-ту…»

-на  носках (руки  на  поясе);

-на  внешней  стороне  стопы-игровое  упражнение  «Пингвины»

Мы  пингвины, мы  пингвины,

Мы  на  пяточках  идём.

С  боку  на  бок, с  боку  на  бок

Мы  качаемся, идём.

Мы  на  полюсе  живём,

И  по  снегу  мы  идём.

Ходьба  приставным  шагом  вперёд  и  назад.

3.Бег.

В колонне  по  одному; со  сменой  направления; с  ускорением  шеренгой  с  одной  стороны  зала  на  другую; с  препятствием (под  гимнастической  палкой – «под  веточкой»)

4.Дыхательное  упражнение .

 «Вырасти  большой»

И.п. –ноги  вместе, руки  опущены. Поднимаясь  на  носках, подтянуть  руки  вверх (вдох); опускаясь  на  всю  ступню – выдох  с  произнесением  «ух-х-х..».

ОРУ Комплекс  №2  с  погремушкой.

1. «Погремушки». И.п. – ноги  слегка  расставлены, руки  с  погремушкой  за  спиной. Вынести  руки  с  погремушкой  вперёд. Потрясти  и  убрать  за  спину (5  раз).

 2. «Погремушка  вверх» .И.п.- ноги  слегка  расставлены, руки  с  погремушкой  вытянуты  вверх. Наклониться, погремушку  положить  на  пол, выпрямиться, сказать «Нет  погремушки!» (5-6 раз)

3. «Повороты  с  погремушкой». И.п. – ноги  шире  плеч, руки  с  погремушкой  у  груди. Поворот  в  стороны, руки  прямо, погреметь  погремушкой. Вернуться  в  и.п. То  же  в  другую  сторону (на  3  раза  в  каждую  сторону).

4. «Шарик». И.п.- лёжа  на  спине, погремушка  в  вытянутых  вверх  руках. Руки  перевести  к  животу, ноги  согнуть, подбородок  прижать  к  груди (стать  круглым,  как  шарик), вернуться  в  и.п. (3-5  раз).

5. «Поиграй – ка, погремушка!» И.п. – ноги  слегка  расставлены, погремушка  в  одной  из  опущенных  рук. 6 – 8  прыжков с одновременными  движениями  кисти  руки  с  погремушкой  (3  раза  в  чередовании  с  ходьбой).

5.И.м.п. «Ровным  кругом».

Дети, взявшись  за  руки, ритмично  идут  по  кругу  со  словами: «Ровным  кругом  друг  за  другом  мы  идём  за  шагом  шаг. Стой  на  месте, дружно  вместе  сделаем  вот  так!»Взрослый  показывает  любое  движение, которое  дети  повторяют.

6. Катание.

Прокатывание  мяча  между  предметами, расположенными  на  расстоянии  50 см  друг  от  друга.

7.Ползание.

За  катящимся  мячом  с  ускорением  темпа («Кто  быстрее?»)

8. П.И. «Солнышко  и  дождик».

Дети  встают  в  круг  и  под   стихотворную  форму  делают  определённые  движения.

Смотрит  солнышко  в  окошко,   (идут  по  кругу)

Свети  в  нашу  комнату.

Мы  захлопаем  в  ладоши,     (останавливаются  и  хлопают  в  ладоши)

Очень  рады  солнышку.

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!    (ритмично  топают  ногами)

Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп!  (ритмично  хлопают  руками).

9.П.И. «Мой  весёлый  звонкий  мяч».

Дети  стоят  в  колонне  по  одному, прыгают  на  месте  на  двух  ногах, а  взрослый  имитирует  игру  с  мячом (набивание  мяча0, делая  движения  над  головой  детей  вверх-вниз, приговаривая: «Мой  весёлый  звонкий  мяч, ты  куда  помчался  вскачь? Жёлтый, красный, голубой, не  угнаться  за  тобой!» С  окончанием  слов  дети  разбегаются  по  залу, взрослый  догоняет («собирает  мячи»). Тот  ребёнок, которого  догнал  взрослый, встаёт  за  линию  в  одну  шеренгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Ознакомление со свойствами стекла». Автор: Полякова Т.Ю. воспитатель МДОУ № 50 «Огонёк» п. Икша, Моск. обл.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме: «Ознакомление со свойствами стекла». Данный материал будет полезе...

занятие по ознакомлению с окружающим на тему ""Ознакомление со свойствами песка"

Материал занятия предназначен для детей младшей группы детского сада. Занятие включает игры и эксперименты с песком....

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других  цветов, гладкая  и  шероховатая,   тонкая и толст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...