НОД «Знакомство с профессией геолога»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Благодаря эффективному взаимодействию с семьями воспитанников и участию родителей в образовательном процессе, дети имели возможность познакомиться с профессией геолога, узнать о ее необходимости и общественной значимости. Такое сотрудничество детей с родителями. как представителями различных профессий, способствовало развитию коммуникативных, познавательно-исследовательских навыков, формированию знаний об этой удивительной профессии, явилось значимым социально - эмоциональным средством приобщения детей к миру взрослых и уважительного отношения к труду. В процессе деятельности родитель использовал презентацию, фотографии, профессиональные инструменты, облегчающие труд геолога, способствовал пополнению предметно – окружающей среды (создание мини- музея камней). Приобретенный опыт дети перенесли в сюжетную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_znakomstvo_s_professiey_geologa.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»
Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»
Цель: формирование представлений о профессии геолога.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.
- Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь, используя символы и знаки зарисовывать пиктограммы.
Воспитывающие:
-Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социально - коммуникативная»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материал, предоставленный родителем воспитанника: презентация «Профессия геолог», коллекция камней, компасы, кирка, карты.
Материал, предоставленный воспитателями: мяч, коробка ощущений, 2 карты-схемы с месторождением полезных ископаемых, контейнеры с морской и пищевой солью, с мелом; пластмассовые прозрачные стаканчики, ложки, мелкие тарелки, лупы, тесемка голубого и зеленого цвета на каждого ребенка; бумага, фломастеры, 2 мольберта.
Ход деятельности:
Воспитатель 1 : Игр/упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии. Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять).
-В прошлый раз Вы хотели узнать о профессии геолога. Сегодня Вам представилась такая возможность. У нас почетный и важный гость. Он работает геологом. (Андрей Викторович приветствует детей. Говорит о том, что он с большим удовольствием расскажет о профессии геолога и ответит на все интересующие детей вопросы)
Андрей Викторович: Примерный текст - в детстве у меня была коллекция камней, я любил их рассматривать, изучал, а когда окончил школу, то поступил в институт на геолога. Геологи – это люди, которые ищут, изучают и исследуют полезные ископаемые - это разные камни, минералы.
(Показ презентации) Работа у геологов трудная, но очень интересная. Им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Есть ли у Вас вопросы? (дети задают вопросы)
Дети, я приготовил для Вас сюрприз – это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать камень и описать свои ощущения. Какой камень:
большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые. Достать его, определить цвет, а я назову камень.
Игр./упражнение «Что изменилось» (Андрей Викторович называет камень, а дети определяют, какой он по счету. Затем меняет местами камни, а дети угадывают)
Это не просто коллекция камней, это полезные ископаемые. Почему их называют полезными? А Вы бы хотели стать настоящими геологами и отправиться на поиски полезных ископаемых? Для этого надо разделиться на 2 команды. Каждой команде я даю карту. На карте отмечено месторождение полезных ископаемых, а каких , вы узнаете, когда найдете их. (Дети делятся на 2 команды и вместе с воспитателями отправляются на поиски полезных ископаемых).
Физминутка «Мы геологами станем!»
Мы геологами станем Да? Да! | Хлопок над головой |
Будут все гордиться нами Да? Да! | Хлопок над головой |
Что ждет нас впереди? Высокая гора | Показ руками |
Бурная река | Показ руками |
Её не обойдешь | Топают ногами |
Её не пролетишь | Крылья |
Надо напрямик: Мы все сможем, всё сумеем И своей достигнем цели Да? Да! | Хлопок над головой |
Отдохнули? |
(Дети возвращаются с полезными ископаемыми)
Андрей Викторович: Успешно прошла ваша экспедиция? Что удалось найти? (ответы детей). После того, как геологи нашли полезные ископаемые, их отправляют в лабораторию для исследования. Вы готовы?
Воспитатель 2: Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории при исследовании.
Андрей Викторович: Ваша задача — получить как можно больше новых сведений об этих полезных ископаемых. Если у Вас будут возникать вопросы, обращайтесь ко мне за помощью (дети расходятся по лабораториям с воспитателями).
1 лаборатория – исследование мела.
Воспитатель 1: Что нам известно про мел?
(При исследовании мела каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на листочке бумаги фломастером делать заметки — рисунки, значки,
символы).
Как появляется мел? (из скелетов и раковин морских животных)
Предлагаю провести опыты с мелом.
Опыт 1. Рассматривание мела под лупой.
Что вы можете рассказать про мел? (белый, твердый, пористый). Можно ли его сломать? Какой он? ( хрупкий.)
Опыт 2. Мел растворяется в воде? Как это можно проверить? Наблюдаем. Что произошло? (появились пузырьки воздуха) Почему появились пузырьки? Какой стала вода? (ответы детей)
Мел растворяется в воде или нет?
Опыт 3.Проведите мелом по дощечке. Что осталось? (след, полоска) Какой сделаем вывод? Где люди еще используют мел? (обращаемся за дополнительными подсказками к Андрею Викторовичу. Он дает пачку соды, тюбик зубной пасты, картинку со строительством дома. Дети делают вывод: мел добавляют в зубную пасту, в соду, используют в строительстве, им можно рисовать, писать).
2 лаборатория – исследование соли.
Воспитатель 2: Что нам известно про соль?
(При исследовании соли каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на листочке бумаги фломастером делать заметки — рисунки, значки,
символы).
Откуда появилась соль? (Моря высыхали, мельчали, испарялись, оставляя на поверхности соль). На столе в контейнерах 2 вида соли. Чем они отличаются? (крупная и мелкая, пищевая и морская).
Предлагаю провести опыты с солью.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль?»
Возьмите ложечку и насыпьте в тарелочку мелкую пищевую соль. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, рассыпчатая, белая). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из кристаллов)
Опыт №2 «Почему соль хрустит?»
Дети надавливают на соль сухой ложкой, Что Вы слышите? (хруст)
Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде ?»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.
Как люди используют соль? (Дополнительные подсказки от Андрея Викторовича: поделка из соленого теста, картинка гололед. Подвести детей к выводу: соль используют для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста, полоскать горло, принимать солевые ванны, дышать парами соли в солевых комнатах, солью посыпают ледяные дороги во время гололеда)
Дети собираются в одну группу и с помощью зарисованных знаков и символов рассказывают о своих исследованиях полезных ископаемых. Андрей Викторович: Чем похожи и чем отличается соль и мел? (ответы детей) Вы порадовали меня своими исследованиями. Новых вам открытий! Я желаю вам удачи!
Воспитатели и дети благодарят Андрея Викторовича за интересный рассказ о геологах, за помощь в исследовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Знакомство дошкольников с профессией геолога"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Краеведение», «Физическая культура»Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная....
Статья "Знакомство детей с профессией геолога"
Статья "Знакомство детей с профессией геолога"...
Познавательно-исследовательская деятельность в рамках тематической недели " Все профессии важны,все профессии нужны". Интегрированная НОД " Знакомство с профессией геолог".
Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»...
Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с профессией геолог"
Это занятие я проводила в старшей группе в рамках долгосрочного проекта "Ранняя профориетация дошкольников.Знакомство дошкольников с редкими профессиями"...
«Знакомство с профессией геолога»
Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (Дети называют разные профессии).Игровое упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии)....
Технологическая карта познавательной деятельности «Знакомство с профессией геолога» для детей подготовительной группы.
Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы; расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, камня, применение их в жизни и деятельности лю...
фотоотчет о знакомстве с профессией геолог и экскурсией в музей
В материале проставлен фотоотчет об эскурсии в Морскую полярно-геологоразведочную экспедицию...