НОД «Знакомство с профессией геолога»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Елена Георгиевна

     Благодаря эффективному взаимодействию с семьями воспитанников и  участию родителей в образовательном процессе, дети имели возможность познакомиться с профессией геолога, узнать о ее необходимости и общественной значимости. Такое сотрудничество детей    с родителями. как представителями различных профессий, способствовало развитию коммуникативных, познавательно-исследовательских навыков, формированию  знаний об этой удивительной профессии, явилось значимым социально - эмоциональным средством приобщения детей к миру взрослых и уважительного отношения к труду. В процессе деятельности родитель использовал презентацию, фотографии, профессиональные инструменты, облегчающие  труд геолога, способствовал пополнению предметно – окружающей среды (создание мини- музея камней). Приобретенный опыт дети перенесли в  сюжетную игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_professiey_geologa.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»

Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»

Цель: формирование представлений о профессии геолога.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.

- Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей.

 Развивающие:

 - Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь, используя символы и знаки  зарисовывать  пиктограммы.

Воспитывающие:

-Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социально - коммуникативная»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материал,  предоставленный родителем воспитанника: презентация «Профессия геолог», коллекция камней, компасы, кирка, карты.

 Материал, предоставленный воспитателями: мяч, коробка ощущений, 2 карты-схемы с месторождением полезных ископаемых, контейнеры с морской и пищевой солью,  с мелом; пластмассовые прозрачные стаканчики, ложки, мелкие тарелки, лупы, тесемка голубого и зеленого цвета на каждого ребенка; бумага, фломастеры, 2 мольберта.

Ход деятельности:

Воспитатель 1 : Игр/упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии. Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять).

  -В прошлый раз Вы хотели узнать о профессии геолога. Сегодня Вам представилась такая возможность. У нас  почетный и важный гость. Он работает геологом. (Андрей Викторович приветствует детей. Говорит о том, что он с большим удовольствием расскажет о профессии геолога и ответит на все интересующие детей вопросы)

 Андрей Викторович: Примерный текст - в детстве у меня была коллекция камней, я любил их рассматривать, изучал, а когда окончил школу, то поступил в институт на геолога. Геологи – это люди, которые ищут, изучают и  исследуют полезные ископаемые - это разные камни, минералы.

        (Показ презентации) Работа у геологов трудная, но очень интересная. Им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Есть ли у Вас вопросы? (дети задают вопросы)

Дети, я приготовил для Вас сюрприз – это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать камень и описать свои ощущения. Какой камень:

большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые. Достать его, определить цвет, а я назову  камень.

Игр./упражнение «Что изменилось» (Андрей Викторович называет камень, а дети определяют, какой он по счету. Затем меняет местами камни, а дети угадывают)

Это не просто коллекция камней, это полезные ископаемые. Почему их называют полезными? А Вы бы хотели стать настоящими геологами и отправиться  на поиски полезных ископаемых? Для этого надо разделиться на 2 команды. Каждой команде я даю карту. На карте отмечено месторождение полезных ископаемых, а каких , вы узнаете, когда найдете их. (Дети делятся на 2 команды и вместе с воспитателями отправляются на поиски полезных ископаемых).

Физминутка «Мы геологами станем!»

Мы геологами станем

Да? Да!

Хлопок над головой

Будут все гордиться нами

Да? Да!

Хлопок над головой

Что ждет нас впереди?

Высокая гора

Показ руками

Бурная река

Показ руками

Её не обойдешь

Топают ногами

Её не пролетишь

Крылья

Надо напрямик:

Мы все сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да!

Хлопок над головой

Отдохнули?

 

(Дети возвращаются с полезными ископаемыми)

 Андрей Викторович: Успешно прошла ваша экспедиция? Что удалось найти? (ответы детей). После того, как геологи нашли полезные ископаемые, их отправляют в лабораторию для исследования. Вы готовы?

Воспитатель 2:  Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории при исследовании.
 Андрей Викторович: Ваша задача — получить как можно больше новых сведений об этих полезных ископаемых. Если у Вас будут возникать вопросы, обращайтесь ко мне за помощью (дети расходятся по  лабораториям с воспитателями).

1 лаборатория – исследование мела.

Воспитатель 1: Что нам известно про мел?

(При исследовании мела каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на  листочке бумаги фломастером  делать заметки — рисунки, значки,

символы).

Как появляется  мел?  (из скелетов и раковин морских животных)

Предлагаю  провести опыты с мелом.

Опыт 1. Рассматривание  мела под лупой.

Что вы можете рассказать про мел? (белый, твердый, пористый). Можно ли его сломать?  Какой  он?  ( хрупкий.) 

Опыт 2. Мел растворяется в воде? Как это можно проверить? Наблюдаем. Что произошло? (появились пузырьки воздуха) Почему появились пузырьки? Какой стала вода? (ответы детей)

Мел растворяется в воде или нет?  

Опыт 3.Проведите мелом по дощечке. Что осталось? (след, полоска) Какой сделаем вывод? Где люди  еще используют мел? (обращаемся за дополнительными подсказками к Андрею Викторовичу. Он дает пачку соды, тюбик зубной пасты, картинку со строительством дома. Дети делают вывод: мел добавляют в зубную пасту, в соду, используют  в строительстве, им можно рисовать, писать).

2 лаборатория – исследование соли.

Воспитатель 2: Что нам известно про соль?

 (При исследовании соли каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на  листочке бумаги фломастером  делать заметки — рисунки, значки,

символы).

Откуда появилась соль?  (Моря высыхали, мельчали, испарялись, оставляя на поверхности соль). На столе в контейнерах  2 вида соли. Чем они отличаются? (крупная и мелкая, пищевая и морская).

Предлагаю провести опыты с солью.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль?»

Возьмите ложечку и насыпьте в тарелочку мелкую пищевую соль. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, рассыпчатая, белая). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из кристаллов)

Опыт №2 «Почему соль хрустит?»

Дети надавливают на соль сухой ложкой, Что Вы слышите? (хруст)

Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде ?»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.

Как люди используют соль? (Дополнительные подсказки от Андрея Викторовича: поделка из соленого теста, картинка гололед. Подвести детей к выводу: соль используют  для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста, полоскать горло, принимать солевые ванны, дышать парами соли в солевых комнатах,  солью посыпают ледяные дороги во время гололеда)

     Дети собираются в одну группу и с помощью зарисованных знаков и символов рассказывают о своих исследованиях  полезных ископаемых. Андрей Викторович: Чем похожи и чем отличается соль и мел? (ответы детей) Вы порадовали меня своими исследованиями. Новых вам открытий! Я желаю вам удачи!

Воспитатели и дети благодарят Андрея Викторовича за интересный рассказ о геологах, за помощь в исследовании.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Знакомство дошкольников с профессией геолога"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Краеведение», «Физическая культура»Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная....

Статья "Знакомство детей с профессией геолога"

Статья "Знакомство детей с профессией геолога"...

Познавательно-исследовательская деятельность в рамках тематической недели " Все профессии важны,все профессии нужны". Интегрированная НОД " Знакомство с профессией геолог".

Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»...

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с профессией геолог"

Это занятие я проводила в старшей группе в рамках долгосрочного проекта "Ранняя профориетация дошкольников.Знакомство дошкольников с редкими профессиями"...

«Знакомство с профессией геолога»

Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (Дети называют разные профессии).Игровое упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии)....

Технологическая карта познавательной деятельности «Знакомство с профессией геолога» для детей подготовительной группы.

Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы; расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, камня, применение их в жизни и деятельности лю...

фотоотчет о знакомстве с профессией геолог и экскурсией в музей

В материале проставлен фотоотчет об эскурсии в Морскую полярно-геологоразведочную экспедицию...