«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Экологический проект
«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(2 средняя группа )
Подготовила: Мархасаева Н.В
Воспитатель 2-средняя группа
Кижинга
2020
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста».
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: кратковременный
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цель:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Задачи:
1.Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.
2.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, с магнитом, с водой, воздухом.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.
6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории»
2 этап:Основной
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.
3 этап:Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Предварительная работа:
• подбор литературы;
• подбор материала для экспериментирования;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;
• наблюдение в природе на прогулке.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Опыт: «Свойства песка».
Познакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.
Игры с песком.
Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения.
Опыт « Ветер».
Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)
Опыт: «Что в пакете?»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Игры с водой.
Познакомить детей со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают, обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.
Вода – волшебница
Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Опыт с водой «Тонет – не тонет».
Предложить детям проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности.
Опыт: «Свойства камней».
Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести.
Закрепить знания о свойствах магнита. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства: притягивать металлические предметы; действия магнита через стекло и воду, картон, крупы...
«Узоры из песка»
Расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы
Делаем дорожки и узоры из песка.
Продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя).
Опыт: «Исследователи песка».
Рассмотреть песок через лупу и сделать вывод, что песок состоит из мелких зёрнышек – песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей....
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
Развитие опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой
Цель: разработать и апробировать конспекты игр - занятий по развитию опытно - экспериментальной деятельности детей , через использование игр – экспериментов с песком и водой.Задачи:1.На основе а...
Буклет. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: значение, классификация и виды лабораторий....