Комплексное занятие на основе экспериментирования "Что такое воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие на основе экспериментирования
«Что такое воздух»
Цель:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)
2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека. 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, невидим, не имеет запаха.
5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: беседа о воздухе и его свойствах, наблюдение за воздухом на прогулке, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.
Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.
Ход занятия:
Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)
Правильно, это воздух! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки).
Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- толкаться, спорить;
- трогать оборудование, приборы;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Итак, приступаем к работе.
Опыт №1. «Как поймать воздух?»
Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент.
Опыт №2. «Пузыри»
На столе емкость с водой и пустая банка.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?
Ответ детей: Есть.
Воспитатель: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?
Ответ детей: (Пузыри).
Воспитатель: как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды.
Физминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Ответ детей: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?
Ответ детей: Воздух.
Воспитатель: Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.
Дети: нет.
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.
Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух).
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.
Проводится игра "Бывает - не бывает".
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Опыт № 4. «Кораблики»
(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)
Воспитатель: Что делают кораблики?
Ответ детей: Стоят на месте.
Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?
Ответ детей: плавают.
Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.
Дети садятся на стульчики.
Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю, а там ватка смоченная детским кремом). Воздух донёс до наших носиков запах крема.
Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.
Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать). Ребята, а зачем нужен воздух, мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)
Воспитатель: видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения.).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух? (проводится д\и «Кому нужен воздух»: Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.
(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.
Рефлексия:
Воспитатель: Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.
Ответ детей: Давайте.
Воспитатель: Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)
Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка» (...
Комплексное занятие по экологии "Что такое лес?" (подг. группа)
Авторская разработка Вислогузовой Е. П....
конспект интегрированного занятия на тету: "Что такое воздух"
Образовательные области: познание и коммуникация....
Конспект комплексного занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы
Цель: Формирование элементарных представлений детей о правильном поведении в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.Подготовительная работа:Чтение художественных произведений: «Дядя Степа» С...
«О преданном друге человека»./Конспект открытого интегрированного занятия на основе педагогической технологии Т.А.Егоровой «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-5 лет/.
Цели:-развивать связную речь, память, внимание;-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- расширить понятие «собака – друг человека»; помочь ...
Комплексное занятия по основам безопасности жизнедеятельности
laquo;Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй!»» Цель: Формирование знаний у детей о роли огня в жизни человека Программное содержание:-Научить детей ориент...
Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»
Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...