«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая,средняя группа) по теме

Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка»  (Курбатовой Л.М. и др.) Теория формирует диалектическое, постигающее системное мышление, вырабатывает стратегию творческой личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу людям, обществу, цивилизации. В данном занятии для объяснения теории строения вещества младшим дошкольникам используется игровой приём "Метод маленьких человечков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_zanyatie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

 ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ

в разновозрастной группе 3-5 лет

кратковременного пребывания

(ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)

на тему:

 «Умка узнаёт что такое воздух.»

 

Составила:

воспитатель  

Гордеева  Ю.А.

2009г.

Задачи :

- развивать личность ребёнка, психические качества (ощущение, восприятие, внимание, речевую активность), мышление (умение использовать практические знания в решении задач), творческое воображение, познавательные интересы;

- расширить знания об окружающем мире: свойствах воздуха;

- воспитывать усидчивость, умение слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе, у детей старшего возраста воспитывать чуткость в поведении по отношении к малышам, желание прийти на помощь.

 Оборудование: 

таблицы с показом агрегатных состояний вещества (твёрдого, жидкого): воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, насос, два мяча: сдутый и надутый, тазик с водой, кораблик из ореховой скорлупки с бумажным парусом, стеклянная банка, игрушечный парашютист, игрушечный вертолёт.

Ход занятия:

Воспитатель - С каким веществом мы с вами познакомились на прошлом занятии? (Водой)

- Сегодня я тоже приготовила вам сюрприз!.. Он находится внутри этого шарика… Как вы думаете, что это?  (дети высказывают свои предположения)

- Подставляйте ладошки (из шарика выпускается воздух), что же это за сюрприз?.. Воздух.  Только мы не смогли его удержать. А почему? (Дети высказывают свои предположения).

-  Удержать его руками нельзя, но зато можно поймать с помощью… (чего?) целлофанового пакета. (как?)

                                   ЭКСПЕРИМЕНТ:

             Дети дуют в пакет и закручивают его сверху.

- Что находится внутри пакета? (Воздух)

- Какой он по цвету, весу?

     Вы знаете, что все вещества кругом состоят из маленьких человечков.

(Показ таблицы): где живут эти маленькие человечки?   (В камне) Что они делают? (Крепко держатся за руки) Какой камень? (Твёрдый). На прошлом занятии мы с вами делали вот такую аппликацию, что это за вещество? (Вода) Что делают человечки? (Держаться за руки и водят хоровод)

     Догадайтесь, что делают человечки воздуха – отпустите их – может быть они вам сами подскажут? ( Они весело поднимают ручки вверх, высоко подпрыгивают и кружаться, весело резвятся, кувыркаются). Давайте мы покажем как они это делают?

                       Физкультурная минутка.  ЭТЮД (под музыку)

     А теперь сделаем картинку-аппликацию про воздушных человечков.

                       (Самостоятельная деятельность детей под музыку)

     

      Как вы думаете, воздушные человечки только кружатся и веселятся? А работать они умеют? Как они работают?  (В автомобильных шинах, работа ветра, и другие варианты предложенные детьми )

А нам с вами нужен воздух? Зачем? (Чтобы дышать, жить, говорить)

      (Закроем нос и посидим чуть-чуть. Что мы почувствовали?)

        (После этого обязательно выполняется дыхательная  гимнастика: глубокий вдох-выдох).

   - А чтобы играть??? В какую игрушку без воздуха нельзя играть? (Мяч)

(Вносится сдутый мячик. Обыгрывается ситуация)

-Чтобы поиграть, что нужно сделать? (Надуть)

ЭКСПЕРИМЕНТ: насосом надувается мяч.

- Какой был мячик? (Сравниваем сдутый  и надутый)  (Маленький, мягкий, лёгкий)

  А какой стал? (Большой, упругий, гладкий, тяжёлый). И самое главное в него теперь можно играть.

ИГРА «ЛЕТАЕТ-НЕ ЛЕТАЕТ»:

СИНИЦА, САМОЛЁТ, КРОКОДИЛ, ВОЗДУШНЫЙ ШАР, КУРИЦА, АЭРОПЛАН, ОБЛАКО, БАБОЧКА, ЯБЛОКО С ВЕТКИ (падает)

- Как помог насос попасть воздуху в мячик? (Дело в том, что воздух можно сжать, и тогда он становится очень сильным.)

ЭКСПЕРИМЕНТ:

 попробуйте раздавить мяч, эксперимент с насосом (поднимает лист бумаги, пробуем пальцем зажать отверстие в насосе).

     А ещё сжатый воздух может показывать фокусы:

ЭКСПЕРИМЕНТ:

Как с помощью стеклянной банки опустить кораблик  на дно тазика, чтобы не замочить парус?  

      Сжатый воздух очень сильный. С его помощью летают реактивные самолёты (показать на картинке):

ЭКСПЕРИМЕНТ:

Надуть шарик и выпустить воздух – шарик полетит.

     Как летает вертолёт? Его лопасти тоже опираются на воздух.

ЭКСПЕРИМЕНТ:

Запуск вертолёта с лопастями и без них.

     А как летают птицы и бабочки? (Они крылышками опираются на воздух).

ЭТЮД (под музыку) «БАБОЧКИ»

     Наше занятие подошло к концу: на нём мы подружились и много узнали …(о воздухе)

     Ребята, я же  забыла  ещё об одном весёлом воздушном развлечении.

ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ « МЫ ТУРИСТЫ» (подготовительная к школе группа)

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.« МЫ   ТУРИСТЫ»(подготовительная к школе группа)...

Комплексное занятие по конструированию из бумаги (оригами) и ознакомлению с окружающим миром

Комплексное занятие по конструированию из бумаги (оригами) и  ознакомлению с окружающим миром...

Итоговое комплексное занятие в средней группе по математике и ознакомлению с окружающим миром.

Закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года....

Открытое занятие в разновозрастной группе 3-5 лет Ознакомление с окружающей природой «Прогулка по весеннему лесу».

Цели и задачи: • Обобщить знания детей по теме «Весна». Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной. • Закрепить  знания детей ...

Конспект итогового комплексного занятия по формированию целостной картины мира,и ознакомлению с окружающим миром

Конспект итогового комплексного занятия по формированию целостной картины мира,и ознакомлению с окружающим миром  "Утром солнышко проснулось,нашим деткам улыбнулось"...