НОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА «Тепло в доме».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гудырева Анжелика Вячеславовна

Систематизировать представления детей об источниках тепла в доме посредством составления интеллект-карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №13» г.Сыктывкара

Гудыревой А.В.

Конспект НОД ОО «Познание» в старшей группе

Тема: «Тепло в доме».

Цель:Познакомить детей с первичными представлениями тепла в наших домах.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать представления детей об источниках тепла в доме посредством составления интеллект-карты.

Развивающие:

Расширять представления детей о РК.

Продолжать развивать любознательность и творческую активность.

Активизировать и обогатить словарь детей словами (каменный уголь, профессия-шахтёр, машинист котельной).

Воспитательные:

Продолжать воспитывать умение работать в парах.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи».

Тип НОД: Познавательно-исследовательский.

Методы и приёмы:

Наглядные -3 видео (видеописьмо, добыча угля, работа котельной), интеллект-карта.

Словесные – беседа-рассказ, сообщение, вопросы, индивидуальные ответы детей, похвала.

Практические – обследование (уголь, дрова), выполнение задания (составление интеллект-карты в парах), физминутка.

Сюрпризный момент: Конверт с флешкой.

Материалы и оборудование:

Конверт с флешкой. Стол, на нём на подносе дрова и каменный уголь-накрыты.

Презентация способа добычи угля, кусочки каменного угля, влажные салфетки, магнитная доска, карта РК, чёрные квадраты-1x1 см (для карты-знак места добычи угля). Заготовки интеллект-карт-дом картинки 1 набор на пару детей. (свеча, спички, батарея, камин, котельная, чайник, обогреватель, одежда, печка, кондиционер, лампочка).

I часть. Организационный момент.

Приём –Упражнение «Приветствие»

В кругу. За руки возьмёмся, посмотрим на соседа слева, затем на соседа справа. Улыбнёмся друг другу и поздороваемся.

Ход НОД

2 этап. ОСНОВНОЙ

Мотивационно – ориентированный этап (Раздается стук в дверь).

Ребята, кто же это мог быть? Захар, сходи и посмотри кто там стучит.

Дверь открывается. На пороге лежит письмо. (приносит)

Воспитатель: Ребята, что это за конверт? Давайте посмотрим? (в конверте лежит флешка)

Воспитатель: Давайте узнаем что нам прислали, присаживайтесь на стулья (вставить флешку и смотрим видео сообщение)

Появляется на экране письмо с видеозаписью.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джек, мне 6 лет, я живу в Африке! У нас всегда тепло и светит солнце, даже зимой. В моем доме всегда тепло и уютно. Мои родители решили приехать к вам в гости в Сыктывкар, но говорят у вас холодно, особенно зимой! Значит и дома у вас холодно. Я боюсь замерзнуть. Как вы получаете тепло? Помогите мне разобраться.»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, почему у нас дома тепло когда на улице холодно?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте определим точку отсчёта и поможем Джеку в этом разобраться-откуда в нашем доме тепло.

Воспитатель: Показываю дрова-что это? (ответы детей-дрова), правильно, дрова. Откуда они берутся? (Ответы детей-из леса, деревья распилили, накололи). Совершенно верно.

Воспитатель: А это что? (показываю каменный уголь), это каменный уголь.

Воспитатель: Подойдите к столу-давайте посмотрим на дрова и каменный уголь. Какой уголь? Ощутите его ладошкой. Ответы детей-холодный, чёрный, шершавый, пачкает руки). Правильно ответили, он шершавый, холодный, пачкает руки, чёрный (вытираем руки салфетками).

Воспитатель: Послушайте историю про уголь.

Много-много лет назад было очень много леса и деревьев. Упавшие деревья засыпались землёй и превращались в каменный уголь. (показываю в одной руке уголь, в другой-дрова. Вот каким был много лет назад каменный уголь).

Каменный уголь относится к полезным ископаемым.

Сегодня мы поговорим про твёрдое топливо-каменный уголь. Посмотрите на карту. Республика Коми богата лесами-вы это видите по цвету. На севере имеются большие залежи каменного угля и на карте каменный уголь обозначается вот таким знаком (показываю чёрный квадрат из картона).

Построены целые города такие как Инта, Воркута для добычи каменного угля, посмотрите на карту (подзываю двоих детей к мольберту), отметьте на карте месторождение угля. (помогаю и благодарю детей за помощь).

Я вам хочу сказать про одно открытие-учёные доказали, что от угля больше тепла, чем от дров.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как добывают каменный уголь, и кто его добывает? (ответы детей-нет). Сейчас мы посмотрим на экран и всё узнаем.

Видео «Добыча угля»

Воспитатель:Далее уголь грузится в машины, вагоны и доставляется в котельную, а что же дальше с ним происходит? (ответы детей).

Давайте посмотрим, что происходит с каменным углём дальше.

Видео «Работа машиниста котельной».

Физминутка.

В шахте трудится шахтёр (топаем),

А в котельной-машинист- в топку уголь подаёт (имитируем),

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились (вытираем рукой лоб),

Станет в доме всем тепло (трём ладошки),

Кто всё понял-хорошо! (руки в кулак-большой палец вверх).

Воспитатель: Мы сегодня определили точку отсчёта-от каменного угля до батареи, определили -откуда берётся тепло в наших домах.

Я предлагаю оформить интеллект-карту.

Надо выбрать картинки с изображением предметов, которые дают тепло в дома и наклеить их. (работа проходит в парах за столами).

Я вижу, что первая пара уже закончили. Давайте ещё немного дадим время доделать остальным. Отложите интеллект-карты. Выходите, расскажите, что вы делали (дети называют предметы, которые наклеили, объясняют, остальные проверяют).

На экране проецируется интеллект-карта с постепенным изображением предметов, дети сверяют в своих интеллект-картах, находят лишнее-то, что не является источником тепла. Определяем почему.

Эту интеллект-карту мы отправим нашему другу Джеку на флешке и он разберётся, откуда в наших домах тепло и обязательно приедет к нам в гости в республику Коми, которой в этом году юбилей- 100 лет, и посетит нашу столицу- Сыктывкар.

3 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Рефлексивно – оценочный.

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось сегодня?

Что вам запомнилось?

Что было сложным?

Воспитатель: Мне сегодня с вами было здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты. «Карта для тигренка».

ull; Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.•Учить правильно произносить звук [Р] в словах, предложениях....

Семинар: Интеллект- карта как средство развития интеллекта и памяти детей дошкольного возраста

Правила создания Интеллект - карты.OДля создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.OОсновная идея, проблема или слово располагается в центре.OДля изображения центральной идеи ...

Технологическая карта с детьми дошкольного возраста (6 – 7(8) лет) "Мир комнатных растений" с использованием интеллект - карты

ОД с детьми  дошкольного возраста (6- 7 (8) лет)«Мир комнатных растений» с использованием интеллект - картыО...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...