Экологический проект «Огород на окошке» Тип проекта: познавательный. Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители. Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений. Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Выполнение проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. Основные мероприятия проекта: · Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений. · Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур. · Презентация проекта «Огород на окошке». Продолжительность проекта: 3 месяца. Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур. Обоснование социальной значимости проекта Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Цели проекта Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Задачи проекта: · Формировать у детей знания о росте и потребности растений; · Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; · Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур); · Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; · Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; · Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями. Подготовительный этап. Деятельность детей: · Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Взаимодействие с семьей. · Сбор необходимого материала для создания огорода. · Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Практическая работа. Деятельность педагога: · Беседа с детьми познавательного характера. · Организация предметно – развивающей среды по теме. · Подготовка информации для родительских уголков. · Организация конкурсов, развлечений, выставок. · Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах». Деятельность детей: · Посадка семян в землю. · Уход за растениями. · Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях. · Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений. · Игровая, двигательная деятельность. · Участие в практической деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей: · Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы. · Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику. · Труд в огороде. Подведение итогов. Деятельность педагога: · Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). · Презентация проекта. · Представление опыта. Деятельность детей: · Участие в итоговой беседе о проделанной работе. · Участие в презентации проекта «Огород на окошке» Распространение опыта. · Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой. Мероприятия по реализации проекта Беседы: · «Что такое «Огород на окне», · «У Луки и Лукерьи», · «Растения – это жизнь», · «Семена», · «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Практическая деятельность и трудовые поручения: · Отбор и посев семян. · Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде». Игровая деятельность: · Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». · Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». · Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. · Рассматривание различных семян. Художественно-творческая деятельность детей. · Раскрашивание картинок «В огороде я росту». · Рисование «Лук от всех недуг» · Лепка «Овощи большие и маленькие», · Аппликация «Зайкин огород», «Стручок» Речь и речевое общение. · Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», · Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», · Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки». · Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи». Ресурсное обеспечение. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций. Экологический уголок. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников. Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур. Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства. 5. Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта № Этапа | Содержание деятельности | Срок реализации | Ответственные за выполнение | 1) Подготовительный | 1. Определение цели и задач проекта. 2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» | Февраль | Педагог группы | 2) Основной | 1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: · подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; · оформление огорода на окне; · Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем. 3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность. | Февраль Март Апрель | Педагог группы | 3) Заключительный | 1. Анализ полученных результатов. 2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса. 4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду» | Апрель | Педагог группы |
Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Перспективы дальнейшего развития проекта Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи. |