Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Волшебное электричество».
Занимательные опыты со статическим электричеством.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но папа мне сказал, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить я не знаю. И поэтому решил поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.
Проблема: что произойдет, если не будет электричества? Выяснить, что электричество бывает безопасным.
Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования:
1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
2. Все ли вещества электризуются.
3. Что в воде электроны свободно перемещаются.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое электричество, каким бывает (опасным и безопасным), откуда оно к нам приходит.
- Узнать, что собой представляет статическое электричество.
- Выяснить причину возникновения статического электричества.
- Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования:
1. Подумал сам.
2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
4. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
5. Спросил у родителей и воспитателей.
6. Провел исследование, эксперименты, опыты.
7. Освоил «занимательные» фокусы.
Этапы исследования.
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Выяснить:
Что такое электричество?
Как электричество приходит к нам в дом?
Электричество бывает опасным и безопасным.
Что такое статическое электричество?
Причины возникновение статического электричества - подумать самим.
Просмотр мультфильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
Посмотреть с взрослыми книги, энциклопедии, научные журналы для детей.
Спросить у родителей и воспитателей.
Что такое электричество? На этот вопрос мы нашли ответ в энциклопедии. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.
Мы узнали, что электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос мы попросили родителей, воспитателей Светлану Алексеевну, чтобы они отвели нас в библиотеку. Здесь нам предложили интересные научные журналы и книги, и мы с взрослыми стали читать их и рассматривать иллюстрации. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что мы узнали.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А, если, одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом нам помогли наши воспитатели. Они подобрали опыты и необходимый материал. И, мы, приступили к интересным исследованиям.
1. Опыт «Статическое электричество».
Цель: Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Материал и оборудование: два воздушных шарика, головные волосы, шерстяная ткань.
Начинаем эксперимент:
- Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?
- Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?
В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.
Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.
Как это произошло?
Вывод: протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.
2. Опыт «Понятие об электрических зарядах»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование: воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
3. Опыт «Порхающие бабочки»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование: бумага, ножницы, пластмассовая трубочка.
Начинаем эксперимент:
Нарежем бумагу в виде маленьких бабочек. Кладем готовые бабочки на стол. Проведем несколько раз пластмассовой трубочкой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к нашим маленьким бабочкам. Бабочки начинают «порхать», притягиваться к трубочке. Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую трубочку, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на трубочку, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили трубочку к бумажным бабочкам, электроны в ней начали отталкиваться от электронов трубочки и перемещаться на противоположную сторону трубочки. Таким образом, одна сторона трубочки оказалась заряжена положительно, и трубочка начала притягивать их к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, бабочки притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к трубочке другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от трубочки. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «бабочки порхают», «летят на трубочку».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
4. Опыт «Прыгающие пенопластовые шарики»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование: пенопластовые шарики, воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к шарикам, не касаясь их. Шарики начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к пенопластовым шарикам, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона шариков, обращенная к воздушному шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие шарики к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
5. Опыт «Гибкая вода»
Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материал и оборудование: раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Начинаем эксперимент:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
6. Опыт «Ожившие волосы»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал: воздушный шарик, шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Берем воздушный шарик и трем им о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения шарика с шерстяной тканью.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.
А, знания и умения, мы теперь применяем при показе родным и друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Живые волосы», «Порхающая бабочка», «Гибкая вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "Волшебное электричество"
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми, направленная на формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество»
Тема. «Волшебное электричество» Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.Фо...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Волшебное электричество"
Знакомство детей с электричеством...
Проект по театральной деятельности в подготовительной группе «Волшебный мир театра»
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей-подготовительной группы « Волшебное электричество.»
конспект занятия для детей о пользе электричества...