НОД в подготовительной группе "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми, направленная на формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_staticheskoe_elektrichestvo.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(подготовительная группа)
Тема: "Волшебное электричество"
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снять его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами , развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводыразвивать самооценку;
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе;
Материалы к занятию:
Расчески по количеству детей, зеркала, воздушные шары по количеству детей , 2 воздушных шара на деревянных стойках, дверь в лабораторию, фонарик, телевизор, ноутбук, герой Почемучка ( видио- запись), схемы игры с человечками, столы из орг. стекла отрывок из мультфильма Адибу, музыка « Полет на воздушном шаре», музыка для физкультминутки « Почемучки».
Оборудование для опытов:
Опыт 1 Пластмассовые расчески по количеству детей, зеркала.
Опыт 2 Воздушные шарики 2 шт. на деревянных стойках.
Опыт3 «Танцующие человечки» (столы из орг. стекла, бумажные человечки по количеству детей ).
Методические приёмы: игровой метод, художественное слово, экспериментирование.
По направлению: познавательное.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Электричество», «Электроприборы»; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы « Мое величество чудо электричество» Василий Стручков. Дидактическая игра « Четвертый лишний » «Чего не стало », Ребусы « Четвертый лишний» « Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось». Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов. Уроки тетушки совы ( безопасность).
Интеграция образовательных областей: Социализация : Подвижная игра « Электричество» дидактическая игра “Электроприборы” , Ребусы « Четвертый лишний» ,» Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось». Сюжетно-ролевая «Магазин электротоваров» Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Безопасность: Соблюдать правила обращения с электричеством. Познание: Сенсорное развитие- расположение в пространстве, включая разные органы чувств: зрение, слух. Сравнить предметы, устанавливать их сходство и различие . Ориентироваться в окружающем пространстве; Коммуникация : Развитие речи, как средство общения. Представления детей о многообразии окружающего мира. Формирование словаря. Обогащение речи детей существительными, прилагательными, употребление слов в точном соответствии со смыслом. Закрепление правильное, отчетливое произнесение звуков, умение согласовывать слова в предложениях, замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставление возможности самостоятельно ее исправить. Составление по образцу простые и сложные предложения. Умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете. Художественная литература: внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; рассказы.
Виды деятельности:
Двигательная: Подвижная игра « Электричество», Пальчиковая гимнастика « Бытовая техника», Физкультминута « Почемучка»
Коммуникативная: « Расскажи о предмете», Игровая: дидактическая « Четвертый лишний » «Чего не стало », Ребусы « Четвертый лишний» « Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».
Художественная литература: « Бытовая техника» « Мое величество чудо электричество» Василий Стручков.
Содержание образовательной деятельности
Дети заходят в группу здороваются.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте мы возьмемся за руки и покажем как мы умеем встречать гостей.
Коммуникативная игра.
По дорожке мы шагаем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят или перед собой
вправо влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове « рога»
Здравствуй, козлик! Прикладывают указательные пальцы к голове.
Здравствуй , стриж! Взмахивают кистями , как крыльями.
Здравствуй, заинька- малыш Приставляют ладони к голове делают ушки.
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею.
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед.
(В телевизоре звучит музыка.)
Воспитатель : Ребята, вы слышите, наверно к нам еще кто-то спешит в гости.
В телевизоре появляется Почемучка. ( видио)
Почемучка: Здравствуйте. Ребята я не опоздал? Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка.
Воспитатель: Почемучка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами.
Почемучка: Я сам не знаю. Я собирался к вам в гости и стал причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у почемучки с волосами?
( Дети выдвигают гипотезы , что могло произойти).
Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?
( Дети выдвигают гипотезы. Это может быть и компьютер, и могут спросить у взрослых и.т.д)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лабораторию к Деду Знаю. А отправимся мы туда на воздушных шарах. В полете нам пригодится фонарь. Становитесь парами , берите воздушный шарик и полетели.
( Играет музыка « Полет на воздушном шаре»).
Воспитатель: Я вижу лабораторию Деда Зная. Идем на посадку. Вот мы и прилетели. Давайте мне ваши шарики я прикреплю из за крючок , чтобы они не улетели.
( В ГРУППЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ)
Воспитатель: Ой, что-то случилось. Как темно. Что же делать ничего не видно.
( Дети должны вспомнить , что мы с собой взяли фонарик. Если, не вспоминают воспитатель говорит, что у них с собою есть фонарь.)
( ЗАЖИГАЮ ФОНАРЬ)
Воспитатель: Здесь объявление. Что здесь написано?
( Дети пробуют прочитать , воспитатель помогает)
( ОБЪЯВЛЕНИЕ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗАКРЫТА. НЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА)
Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома?
Дети: С электростанции.
Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?
Дети: По проводам.
Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?
Дети: В розетках, электрощитах.
Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?
Дети: Ток увидеть нельзя.
Воспитатель: Давайте встанем полукругом фонарик я поставлю на середину и вспомним , как электричество приходит к нам в дома.
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
( Дети стоят полукругом и приседают на каждое слово, дойдя до воспитателя , на последних словах в группе включается свет).
Воспитатель: Вот теперь мы можем пройти в нашу лабораторию.
( ОТКРЫВАЮ ДВЕРЬ ДЕТЯМ)
Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?
Дети: Мы становимся учеными.
Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах.
Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.
Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться , почему у него торчат волосы в разные стороны.
Опыт №1
-У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.
- Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.
- Что происходит с волосами? ( Ничего)
- А теперь хорошо причешитесь расческой.
- Что вы видите? ( Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).
Воспитатель: Почему, после того , как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?
( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ. )
Воспитатель: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество, живет повсюду. ( При объяснении воспитатель выкладывает схему.)
Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы торчат в разные стороны.
Воспитатель: Почему?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А как оно там образовалось?
Дети : Он причесал, т.е. потер расческой о волосы.
Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?
( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗУ)
Воспитатель: Я вам немного помогу . Я расскажу вам сказку о двух друзьях воздушных шарах , которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила , злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и подлизываясь к ним потирала их круглые бока заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее капельке , которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.
( Во время рассказа сказки воспитателем проводится опыт №2 с двумя шарами на стойках)
Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?
Дети: Терлась об их круглые бока.
Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка когда терлась, о их круглые бока?
Дети: Статическим электричеством.
Воспитатель: Что происходило с шариками, когда она заряжала их статическим электричеством?
Дети: Они отталкивались друг от друга.
Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?
Дети: Фея Капелька.
Воспитатель : Что Фея капелька сделала?
Дети : Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.
Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?
Дети: Они померились.
Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь почемучке прогнать статическое электричество.
Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. ( по музыку)
Почемучки, почемучки -любознательный народ
( Наклоны головы вправо влево, и наклоны вправо и влево)
Почемучка почемучкам все вопросы задает.
(Наклоны головы вправо влево, шепчут вправо и влево )
Почему на небе солнце
( Рисуют Солнце правой рукой)
Почему вокруг трава,
( Наклон вниз кистями рук гладят травку)
Почему дельфин не тонет,
( Выполняют волнообразные движения рукой)
И зачем быку рога.
( Прикладывают указательные пальцы к голове).
И за чем, И за чем и за чем быку рога.
( Пожимают плечами и показывают указательными пальцами рога)
И за чем, И за чем и за чем быку рога.
( Пожимают плечами и показывают указательными пальцами рога)
Воспитатель: Как вы думаете в природе можно встретить статическое электричество?
( ДЕТИ ВЫДВИГПЮТ ГИПОТИЗЫ)
Воспитатель: Где мы можем проверить нашу информацию.
Дети: спросить у взрослых, в интернете.
Воспитатель: Давайте обратимся к нашему компьютеру.
( Презентация с мультфильмом Адибу)
Слайд №1 Где в природе модно встретить статическое электричество?
( Воспитатель набирает на компьютере)
Слайд №2 По буквам появляется слово ГРОЗА.
Воспитатель: Вы знаете, что такое гроза?
( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ)
Воспитатель: Давайте спросим у компьютера, ЧТО ТАКОЕ ГРОЗА?
Слайд №3 Надпись, что такое ГРОЗА?
Слайд №4 Мультфильм.
Воспитатель: Скажите, где в природе можно встретить статическое электричество?
Дети : Во время грозы.
Воспитатель: Гроза опасна для человека?
Дети: Гроза опасна для человека.
Воспитатель: Статическое электричество не всегда бывает опасным. С ним можно интересно поиграть. Если его поймать в небольшом количестве.
Опыт№3 Перед вами лежат схемы, которые помогут вам в вашей игре. Давайте рассмотрим нашу схему. Что, сначала надо сделать? ( Разложить человечков на столе).Второе действие. ( Поставить столик.) Затем что делаем ( Берем синтетическую тряпочку и натираем сверху стекло). Попробуйте поймать статическое электричество и поиграть с ним самостоятельно.
Воспитатель: Что, произошло с человечками? ( Зашевелились)
Воспитатель: Почему, они зашевелились? ( На стекле образовалось статическое электричество)
Воспитатель: Наше время пребывания в Лаборатории Деда Зная заканчивается. Приведите в порядок свои рабочие места. Нам пора возвращаться домой. Берите воздушные шары, полетели. ( Под музыку дети летят домой)
Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте отпустим ваши шары.
Почемучка: Ребята, я так рад вас видеть. Вы узнали , почему мои волосы меня не слушаются и что мне с ними делать.
Дети: Смочить расческу водой убрать статическое электричество с расчески.
Почемучка: Спасибо вам ребята. Побегу скорей домой и побрезгаю водой свои волосы. А на память от меня примите подарки . До свидания ребята.
( Почемучка показывает шкатулку в которой лежат шарики на видио, воспитатель берет шкатулку их из-за телевизора.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями. А теперь аккуратно каждый из коробки возьмет себе подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»
Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Программное содержание:Обучающие задачиПознакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».Сформировать основы безопасного...
ООД по энергосбережению в подготовительной группе «Электричество вокруг нас»
Программное содержание:1. Обобщить знания детей об электричестве и электрическом токе;2. Уточнить представление о значении электричества для человека;3. Продолжать формировать основы безопасного обращ...
Проект по электробезопасности в подготовительной группе "Электричество".
Проект был разработан и апробирован в рамках конкурса по электробезопасности. Актуальность проекта заключается в том, что мы не можем представить сегодня жизнь без электроприборов, которые помогают на...
Конспект занятия в подготовительной группе. Электричество
Конспект занятия по экологии. Тема «Знакомство с электричеством». Подготовительная группа...
Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг».
Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг»....
Конспект НОД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной группы. «Электричество»
Актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве». совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифро...
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Электричество и электроприборы».
Конспект проведения комплексного занятия для детей подготовительной группы «Электричество и электроприборы»....