НОД в подготовительной группе "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коннова Ирина Владимировна

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми, направленная на формирование у детей элементарных представлений о статическом  электричестве, его значение в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_staticheskoe_elektrichestvo.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(подготовительная  группа)

Тема:  "Волшебное  электричество"

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о статическом  электричестве, его значение в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снять его с предметов; показать взаимодействие  двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;

Развивающие:  развивать  стремление к поисково-познавательной деятельности;  способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами , развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводыразвивать самооценку;

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе;

Материалы к занятию:

Расчески по количеству детей, зеркала, воздушные шары по количеству детей , 2 воздушных шара на деревянных стойках, дверь в лабораторию, фонарик, телевизор, ноутбук, герой Почемучка (  видио- запись), схемы игры с человечками, столы из орг. стекла отрывок из  мультфильма Адибу, музыка « Полет на воздушном шаре», музыка для физкультминутки « Почемучки».

 Оборудование для опытов:

Опыт 1  Пластмассовые расчески  по количеству детей, зеркала.

Опыт 2 Воздушные шарики 2 шт. на деревянных стойках.

Опыт3 «Танцующие человечки» (столы из орг. стекла, бумажные человечки по количеству детей ).

Методические приёмы: игровой метод, художественное слово, экспериментирование.

По направлению:  познавательное.

Предварительная работа:  Беседы на темы: «Электричество», «Электроприборы»; рассматривание иллюстраций,  чтение художественной литературы « Мое величество чудо электричество»  Василий Стручков. Дидактическая  игра « Четвертый лишний » «Чего не стало »,  Ребусы « Четвертый лишний» «  Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».  Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов. Уроки тетушки совы ( безопасность).

Интеграция образовательных областей:  Социализация : Подвижная игра  « Электричество»   дидактическая  игра “Электроприборы” ,   Ребусы « Четвертый лишний» ,» Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось». Сюжетно-ролевая «Магазин электротоваров»  Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Безопасность: Соблюдать правила обращения с электричеством. Познание:  Сенсорное развитие- расположение в пространстве,  включая разные органы чувств: зрение, слух. Сравнить  предметы, устанавливать их сходство и различие . Ориентироваться в окружающем пространстве;  Коммуникация :  Развитие  речи,  как средство общения.  Представления детей о многообразии окружающего мира. Формирование словаря. Обогащение  речи  детей существительными, прилагательными, употребление  слов в точном соответствии со смыслом. Закрепление  правильное, отчетливое произнесение звуков,  умение согласовывать слова в предложениях, замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставление возможности  самостоятельно ее исправить.   Составление  по образцу простые и сложные предложения. Умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете.  Художественная литература:  внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; рассказы.

Виды деятельности:  

Двигательная:     Подвижная игра « Электричество»,  Пальчиковая гимнастика    « Бытовая техника»,   Физкультминута « Почемучка»

Коммуникативная: « Расскажи о предмете»,  Игровая:  дидактическая « Четвертый лишний » «Чего не стало »,  Ребусы « Четвертый лишний» «  Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».  

Художественная литература: « Бытовая техника» « Мое величество чудо электричество»  Василий Стручков.

                              Содержание образовательной деятельности

 Дети заходят в группу здороваются.

Воспитатель: Посмотрите ребята,  сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте  мы возьмемся за руки и покажем как мы умеем встречать гостей.

                                    Коммуникативная игра.

По дорожке мы шагаем,                     Дети идут по кругу, взявшись за руки.

И друзей своих встречаем.                              

Здравствуй, солнце!                          Поднимают руки вверх.                                     

Здравствуй, речка!                            Опускают руки и плавно водят или перед собой

                                                                  вправо влево.

Здравствуй, белая овечка!                Прикладывают кулачки к голове « рога»

Здравствуй, козлик!                         Прикладывают указательные  пальцы к голове.

Здравствуй , стриж!                        Взмахивают кистями , как крыльями.

Здравствуй,  заинька- малыш        Приставляют ладони к голове делают ушки.

Здравствуйте, мои друзья!            Поднимают руки вверх, и приветственно машут  ею.

Очень рад всех видеть я!               Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед.      

           (В  телевизоре звучит музыка.)

Воспитатель : Ребята, вы слышите,  наверно к нам еще кто-то спешит в гости.      

 В телевизоре появляется  Почемучка. ( видио)

Почемучка: Здравствуйте. Ребята я не опоздал? Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос  Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка.

Воспитатель: Почемучка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами.

Почемучка:  Я сам не знаю. Я собирался к вам в гости и стал причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у почемучки с волосами?

( Дети выдвигают гипотезы , что могло произойти).

Воспитатель: Как  мы можем проверить наши предположения?

( Дети выдвигают гипотезы. Это может быть и компьютер, и могут спросить у взрослых и.т.д)

Воспитатель:  Я предлагаю отправиться в лабораторию к Деду Знаю. А отправимся мы туда на воздушных шарах. В полете нам пригодится  фонарь. Становитесь парами , берите воздушный шарик и полетели.

( Играет музыка « Полет на воздушном шаре»).

Воспитатель: Я вижу лабораторию Деда Зная. Идем на посадку.  Вот мы и прилетели. Давайте мне ваши  шарики  я прикреплю из за крючок , чтобы они не улетели.

(  В ГРУППЕ  ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ)

Воспитатель: Ой, что-то случилось. Как темно. Что же делать ничего не видно.

( Дети должны вспомнить , что мы с собой взяли фонарик. Если,  не вспоминают воспитатель говорит, что у них с собою есть фонарь.)

 ( ЗАЖИГАЮ ФОНАРЬ)

Воспитатель:  Здесь объявление. Что здесь написано?

( Дети пробуют прочитать , воспитатель помогает)

( ОБЪЯВЛЕНИЕ.  ЛАБОРАТОРИЯ ЗАКРЫТА. НЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА)

Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома?

Дети: С электростанции.

Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?

Дети: По проводам.

Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?

Дети: В розетках, электрощитах.

Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?

Дети: Ток увидеть нельзя.

Воспитатель:   Давайте встанем полукругом фонарик я поставлю на середину и вспомним , как электричество приходит к нам в дома.

                       Ток бежит по проводам

                       Свет несет в квартиру нам

                       Чтоб работали приборы

                        Холодильник,  мониторы

                        Кофемолка, пылесос

                       Ток энергию принес.

( Дети стоят полукругом и приседают на каждое слово,  дойдя до воспитателя , на последних словах  в группе включается  свет).

Воспитатель:  Вот теперь мы можем пройти в нашу лабораторию.

( ОТКРЫВАЮ ДВЕРЬ ДЕТЯМ)

Воспитатель: Проходите,   садитесь за столы.  Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?

Дети:  Мы становимся учеными.

Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах.

Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.

Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться , почему у него торчат волосы в разные стороны.

Опыт №1

-У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.

- Возьмите расческу и поднесите ее к  волосам.

- Что происходит с волосами?  ( Ничего)

- А теперь хорошо причешитесь расческой.

- Что вы видите? ( Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).

Воспитатель: Почему,  после того , как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?

( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ   ГИПОТИЗЫ. )

Воспитатель: После того, как вы расчесались  расческой,  то есть потерли расческой   о волосы,  там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество,  живет повсюду. ( При объяснении  воспитатель выкладывает  схему.)

Воспитатель:  Теперь мы с вами выяснили,  из-за чего у почемучки  волосы торчат в  разные стороны.

Воспитатель:  Почему?

Дети:   В волосах образовалось  статическое электричество.

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Дети : Он причесал,   т.е. потер  расческой о волосы.

Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?

( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ      ГИПОТИЗУ)

Воспитатель: Я вам немного помогу . Я расскажу вам сказку о  двух друзьях   воздушных  шарах , которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству  жила , злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей,  и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы,  и подлизываясь  к ним потирала  их круглые бока заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались,  друг с другом они отталкивались друг от друга.  Но  Фее  капельке ,  которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась  и  побрызгала на них своими  капельками.  Капельки  попали на шарики, и прогнали статическое электричество,   и шарики  опять стали друзьями  и  старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.

( Во время рассказа сказки воспитателем  проводится опыт №2  с двумя шарами на стойках)

Воспитатель:  Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?

Дети: Терлась об их круглые бока.

Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка когда терлась,  о их круглые бока?

Дети: Статическим электричеством.

Воспитатель: Что происходило с шариками,  когда она заряжала их статическим электричеством?

Дети: Они отталкивались друг от друга.

Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?

Дети: Фея Капелька.

Воспитатель : Что Фея капелька сделала?

Дети : Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.

Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?

Дети: Они померились.

Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь почемучке прогнать статическое электричество.

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

       Физкультминутка. ( по музыку)

Почемучки, почемучки -любознательный народ

( Наклоны головы вправо влево, и наклоны вправо и влево)

Почемучка почемучкам все вопросы задает.

(Наклоны головы вправо влево, шепчут вправо и влево )

Почему на небе солнце

( Рисуют Солнце правой рукой)

Почему вокруг трава,

( Наклон вниз кистями рук гладят травку)

Почему дельфин не тонет,

( Выполняют волнообразные движения рукой)

И зачем быку рога.

( Прикладывают указательные пальцы к голове).

И за чем,  И за чем и за чем быку рога.

( Пожимают плечами  и показывают указательными пальцами  рога)

И за чем,  И за чем и за чем быку рога.

( Пожимают плечами  и показывают указательными пальцами  рога)

Воспитатель: Как вы думаете в природе можно встретить статическое электричество?

( ДЕТИ    ВЫДВИГПЮТ    ГИПОТИЗЫ)

Воспитатель: Где мы можем проверить нашу информацию.

Дети: спросить у взрослых, в интернете.

Воспитатель: Давайте обратимся к нашему компьютеру.

( Презентация  с  мультфильмом Адибу)

Слайд №1  Где в природе модно встретить статическое  электричество?

( Воспитатель набирает на компьютере)

Слайд №2  По буквам появляется слово ГРОЗА.

Воспитатель: Вы знаете, что такое гроза?

( ДЕТИ  ВЫДВИГАЮТ   ГИПОТИЗЫ)

Воспитатель: Давайте спросим у компьютера,    ЧТО ТАКОЕ ГРОЗА?

Слайд №3   Надпись,  что такое ГРОЗА?

Слайд №4   Мультфильм.

Воспитатель: Скажите,  где в природе можно  встретить статическое электричество?

Дети : Во время грозы.

Воспитатель:  Гроза опасна для человека?

Дети: Гроза опасна для человека.

Воспитатель: Статическое электричество не всегда бывает опасным. С ним можно интересно поиграть. Если его поймать в небольшом количестве.

Опыт№3  Перед вами лежат схемы, которые помогут вам в вашей игре. Давайте рассмотрим нашу схему. Что,  сначала надо сделать? ( Разложить человечков на столе).Второе действие. ( Поставить столик.) Затем что делаем  ( Берем синтетическую  тряпочку и натираем сверху стекло).  Попробуйте поймать статическое электричество и поиграть с ним самостоятельно.

Воспитатель: Что,  произошло с человечками? ( Зашевелились)

Воспитатель:  Почему,  они зашевелились?  ( На стекле образовалось статическое электричество)

Воспитатель:  Наше время пребывания в Лаборатории Деда Зная заканчивается. Приведите в порядок свои рабочие места.  Нам пора возвращаться домой. Берите воздушные шары, полетели. ( Под музыку дети летят домой)

Воспитатель: Вот мы и дома.  Давайте  отпустим  ваши шары.

 Почемучка: Ребята,  я так рад вас видеть. Вы узнали , почему мои волосы меня не слушаются и что мне с ними делать.

Дети: Смочить расческу водой убрать статическое электричество с расчески.

Почемучка: Спасибо вам ребята. Побегу скорей домой и побрезгаю водой  свои волосы. А на память от меня примите подарки .  До свидания ребята.

( Почемучка показывает шкатулку в которой лежат шарики  на видио, воспитатель берет шкатулку  их из-за телевизора.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями.  А теперь аккуратно каждый  из коробки возьмет себе подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»

Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Программное содержание:Обучающие задачиПознакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».Сформировать основы безопасного...

ООД по энергосбережению в подготовительной группе «Электричество вокруг нас»

Программное содержание:1. Обобщить знания детей об электричестве и электрическом токе;2. Уточнить представление о значении электричества для человека;3. Продолжать формировать основы безопасного обращ...

Проект по электробезопасности в подготовительной группе "Электричество".

Проект был разработан и апробирован в рамках конкурса по электробезопасности. Актуальность проекта заключается в том, что мы не можем представить сегодня жизнь без электроприборов, которые помогают на...

Конспект занятия в подготовительной группе. Электричество

Конспект занятия по экологии. Тема «Знакомство с электричеством». Подготовительная группа...

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг».

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе «Электричество-друг, электричество- враг»....

Конспект НОД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной группы. «Электричество»

Актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве». совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифро...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Электричество и электроприборы».

Конспект проведения комплексного занятия для детей подготовительной группы «Электричество и электроприборы»....