Конспект НОД: «Богатыри-защитники земли русской».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Главная цель это формирования чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с  произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bogatyri-zashchitniki_zemli_russkoy.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД: «Богатыри-защитники земли русской».

Цель: формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.

Задачи:

Познавательное развитие:

Закрепить знания детей о русских богатырях, об их героическом прошлом. Познакомить с картиной Васнецова “Богатыри”, познакомить с образами русских богатырей;

- Закрепить знание названий доспехов богатырей.

Социально — коммуникативное развитие:

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Речевое развитие: Закрепить умение связно и последовательно описывать внешность богатырей, рассуждать о характерах героев; Формировать словарный запас детей, использовать в устной речи синонимы и антонимы.

Физическое развитие: Развитие двигательной активности.

Художественно — эстетическое развитие: Развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера.

Обогащение словаря: богатырь, былина, пахарь, гусляр, доспехи богатырские(шлем, щит, меч,кольчуга).

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец»«Алеша Попович и Тугарин Змей»«Добрыня Никитич и Змей»«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»«Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье», рассматривание альбома «Богатырские доспехи».

Материалы и оборудование: репродукции картин (показ слайдов):В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»,картинки с изображением богатырских доспехов (кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы, копье, палица, щит),дуба, солнца , музыкальная композиция: «Гусли».

Ход нод:

 Организационный момент.(Дети под маршевую музыку, выстраиваются лицом друг к другу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске висит плакат, прочитайте его название. Что здесь написано? («Русские богатыри»)Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Ребята, кто такой богатырь?

 В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. И вот тогда на защиту родной земли вставали русские богатыри. А кто такие были богатыри?

Д. Богатырь – это отважный воин, сильный человек, защитник своей Родины.

В. Ребята, откуда мы знаем о русских богатырях?

Д. О русских богатырях мы знаем из сказок, энциклопедий, из былин.

В. А что такое былина?

Д. Былина – это рассказ о том, что было раньше.

В. Былина – это русское народное сказание о богатырях. Сегодня ребята я хочу пригласить вас на открытие картинной галереи «Былинные богатыри земли русской».

(Дети проходят к первой картине).

Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Один из былинных рассказов так понравился Васнецову, что он записал его к себе в тетрадь.

(Звучит тихая музыка – гусли).

«Под славным городом Киевом

На тех степях на Днепровских

Стояла застава богатырская

На заставе был богатырь Илья

Илья Муромец, сын Иванович

А и конь под Ильей, словно лютый зверь

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад

Что из красна города из Ростова.

В. Решил художник этих богатырей нарисовать. Так появилась картина «Богатыри»(Показ репродукции).

В. Ребята, кто изображен на картине?

Д. На картине изображены три богатыря.

В. Кто находится в центре картины?

Д. В центре картины изображен Илья Муромец.

В. Что вы знаете о нем?

Д. – мужественный, сильный и мудрый воин. Он был самым старшим из богатырей.

В. Кто изображен слева от И. М. ?

Д. Слева от И. М. изображен Добрыня Никитич.

В. Расскажите о нем.

Д. Добрыня Никитич был искусным воином. Он умело стрелял из лука.

В. Кто находится справа от И. М. ?

Д. Справа от И. М. находится Алеша Попович.

В. Верно. Алеша Попович самый молодой из богатырей. Что вы о нем знаете?

Д. Алеша Попович был ловким и находчивым воином. Он обладал хитростью и смекалкой и очень любил играть на гуслях.

Физкультминутка.

А теперь давайте подобно богатырям , встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

 Вот таков! Корень его

 Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

 Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

 Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)

 Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

 На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

 Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

 Чтобы землю родную

 Защищать от врага!

Рассматривание картинок «Богатырские доспехи».

В. Ребята, а что надевали на себя богатыри, когда собирались в поход?

Д. Шлем, кольчугу.

В. А что брали с собой?

Д. Меч, щит, копье.

В. Как это все можно назвать?

Д. Богатырские доспехи.

В. Ребята, я вас попрошу рассказать о богатырских доспехах. А поможет вам в этом  картинки с изображением доспехов, вставляют ее на стенд и коротко рассказывают о ней.)

1 реб. Это – кольчуга. Кольчуга – рубашка из железных колец. Она защищала богатырей в бою.

2реб. Это – меч. Его передавали по наследству от отца к сыну.

3реб. Это – шлем. Он защищал голову богатыря. Его делали из железа и меди.

4реб. Это – лук и стрелы. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу.

5реб. Это – копье. Чтобы метать копье, воин должен быть сильным и ловким.

6реб. Это – палица. Тяжелой палицей богатырь разгонял всех врагов.

7реб. Это – щит. Его украшали знаками солнца и растительности.

В. Знак солнца на щите помогал отражать удары врагов, а, например, изображение листиков дуба наносились на щит для того, чтобы воин вернулся живым. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением солнца и дубового листа).

 Итог.В. Ребята, понравилась вам экскурсия по картинной галерее? Что вам больше всего запомнилось? В. Будьте смелыми, честными, добрыми. Любите свою родную землю, как любили и берегли ее былинные богатыри – защитники земли русской……………………………………..

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской"

материал содержит конспект интегрированного заняития ко ДНю Защитника Отечества" Богатыри земли русской" с показом сдлайдов репродукций картин русских художников Васнецова, Блибина....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект СОД "Богатыри – защитники земли Русской"

Конспект СОД  "Богатыри – защитники земли Русской"Цели:Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромц...

Конспект занятия "Богатыри – защитники Руси"

Конспект занятия для детей старшего дошкольноговозраста "Богатыри - защитники Руси"...

Конспект НОД "Богатыри - Защитники Руси"

Конспект о первых защитниках Руси - Богатырях...

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОД БОГАТЫРИ -ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОД БОГАТЫРИ -ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ...

Конспект занятия "БОГАТЫРИ - ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Коспект занятия разработан для воспитанников подготовительной к школе группы. Содержит интеграцию образовательных областей и видов деятельности, что делаем занятие насыщенным и интересным для детей....