Конспект занятия "Богатыри – защитники Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшего дошкольноговозраста "Богатыри - защитники Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bogatyri_rusi.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
"Богатыри – защитники Руси"
Задачи:
Образовательные
- формировать представление о героическом прошлом русского народа, богатырях - защитниках Родины.
- расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.
- закрепить названия элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
Развивающие
- развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.
Воспитывающие
- воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать, чувство гордости за свою страну.
Активизация словаря:
Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Просмотр мультфильмов: «Финист- Ясный Сокол», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей, речка, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Ход занятия:
- Орг. момент. Приветствие (кругу).
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую.
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так люди раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
- По обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
- Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
Как называется страна, в которой мы живем?
- Рассказ воспитателя.
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издавна на этой земле жили славяне. Враги часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство – Русь. А жителей называли русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди них богатыри - защитники земли русской. Давайте посмотрим как же они выглядели (Показ иллюстрации богатырей и картины В. М. Васнецова «Богатыри»).
- Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными.
- Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
- Правильно, а кем они были? (Богатырями).
- Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? (Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов).
- Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь не замеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
3. Игра «Какой?» ( с мячом)
- Каким должен быть богатырь, какими обладать качествами? (Сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.)
- Мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? ( «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.)
- Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным).
- Дети, а вы бы хотели бы пройти путь богатыря, его испытания?
Только это будет нелегко, но я знаю, что вы дружные, смелые и сможете все преодолеть.
- Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу ).
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь,
Двинешься прямо,
Ждет опасность и богатырская застава.
- Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
(Дорогу, которая идет прямо).
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое испытание.
Задание 1. «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита). Дети делятся на команды, собирают картинки.
- Вот и повстречали мы богатыря, а все ли у него есть для похода?
Задание 2. «Собери богатыря в дорогу»
- Давайте соберем богатыря в путь-дорогу (Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).
Задание 3 . Пословицы (о смелости, отваге, Родине).
А теперь давайте вспомним пословицы о воинах.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тот герой кто за Родину горой
Кто смел тот на коня сел.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Физминутка:
- Представим себе, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Богатырь - вот он каков! (показать силу)
Он силен, и он здоров.
Он из лука стрелял (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)
Подрастем мы, и смотри
Станем, как богатыри (поднять руки вверх).
Задание 4
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам).
Задание 5
-Ребята, мы покорили все преграды, но кто это там на пути? Это Змей-Горыныч и он нас просто так не пропустит. Нужно быстро выбрать оружие, чтобы победить его.
( выбрать и назвать богатырское оружие, кроме оружия современных воинов).
- Победит теперь, ребята, богатырь Змея?
Итог:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это раскраска богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий "Богатыри земли русской"
Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...
Конспект занятия Богатыри Земли русской
Беседа «речью плавною»· Знакомство с русской былиной и русскими богатырями.· Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России...
Конспект занятия "Богатыри земли русской"
Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира....
конспект занятия "Богатыри земли русской"
Занятие на тему "Богатыри"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ БОГАТЫРИ
Конспект занятия в подготовительной группе...
Конспект занятия "Богатыри земли русской"
Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли....