Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В русской горнице» (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Камчатная Светлана Николаевна

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В русской горнице» (средняя группа)

Камчатная С.Н.

Воспитатель МАДОУ Родничок, г. Хабаровск

Аннотация. Автор представил конспект познавательного занятия для детей средней группы дошкольного возраста. В ходе занятия обогащаются и углубляются знания детей о быте русского человека, воспитывается уважение к старшему поколению, развивается интерес к народным традициям и играм.

Ключевые слова. Семья, изба, печь, красны-девицы, добры-молодцы, горница.

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей, посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание уважение к старшим, интерес к русским традициям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, утварью русской семьи.
  • Обогатить словарь детей   новыми словами (печь, лавка, горница и т.д.).
  • Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
  • Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа: 

  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России и Дальнего Востока
  • оформление в группе уголка в стиле русской избы, с расставленными предметами быта;
  •  чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
  • посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах. 
  • разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле, родном доме, матери;
  • рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина -  Россия», «Как жили наши предки».
  • тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, русский народный костюм, запись русских народных песен, атрибуты к народным играм, платочки красного и желтого цветов, презентация «Деревянные ложки».

***

Вход детей под русскую народную  музыку. (дети в костюмах.)

Воспитатель:

Гой вы славные мои гостюшки,

Разлюбезные мои детушки,

Расскажу я вам о Руси-Матушке

О далеких временах, нам неведомых

Жили-были тогда добры-молодцы

Красавицы красны-девицы

А у них были добры матушки,

Бородатые мудрые батюшки

Умели она пахать да косить

Дома-терема рубить

Умели и холсты ткать

Умели шить и вышивать….

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

 Здравствуйте, детушки мои милые. Милости прошу, добро пожаловать.  А вы обратили внимание, как я с вами поздоровалась? Милости прошу, добро пожаловать. Добро пожаловать это означает добро желать, здравствуйте – здравие (здоровье) желаю, милости прошу – от слова милый, т.е. прошу быть милыми.

Все  русские приветствия не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому говорят  - Русские – народ доброжелательный.

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в  лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне, кокошник, сарафан. Шили и украшали одежду сами, каждая  хозяйка, хотела, чтобы одежда была красивой.

Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба?    (Это дом построенный из дерева).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в моей горнице ( так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.

(воспитатель показывает горницу)

Столы  в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ей говорили « Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света. Даже загадка о ей есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Самым главным в семье был самый старший мужчина (дедушка) его все слушались, не перечили, как он скажет – так и будет. Слушались даже во время еды. На стол ставили чугун. Ели прямо из чугунка. (Показ чугунка, ухвата) Первым в чугун опускал ложку дедушка. А если кто вперед деда ложку опустит в чугун – тому ложкой в лоб. Или даже из-за  стола выгоняли. Так и появилась поговорка – Поперек батьки в пекло не лезь.

Ребята, а вы знаете какие-нибудь поговорки о семье? (ответы детей)

Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Ребенок без матери — что стол без скатерти.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Не растет трава без корней.
Каков отец, таков и молодец.
У доброго батюшки добры и детки.
При солнышке тепло, при матери добро.
Возле батьки-матки учатся дитятки.
 

            Ребята, все эти поговорки про любовь и уважение к старшим, любовь к семье. А давайте песню споем про семью. (песня «Моя семья» )

Молодцы. Издревле русская кухня считается самой полезной и вкусной. А ели наши предки деревянными ложками.

 Подойдите к столу гости дорогие,      

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Вот посмотрите какие бывают ложки. Презентация про деревянные ложки.

Кстати про деревянные ложки есть стихи. (Рассказывают дети)

Деревянные ложки —                                                           
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

 

Но ложками не только ели, но и на них играли. Давайте и мы сыграем на деревянных ложках.  (Дети играют на ложках.)

Ребята, вы знаете что одним из любимых блюд были ЩИ, Давайте и мы сварим ЩИ, как  варили в старину. Для этого нам сначала понадобятся дрова, что бы печь растопить.

СОРЕВНОВАНИЯ. Сейчас разделимся на две команды и будем носить дрова.

А теперь нам понадобятся овощи . (второй конкурс) Молодцы.

Наши предки любили танцевать. Они водили хороводы. Давайте и мы с вами будем водить хоровод как наши предки. Хоровод.

Рефлексия. Ребята, сегодня мы с вами побывали в русской горнице. Что вам понравилось?  Что узнали нового? Кому вы это расскажете? Вы все сегодня молодцы и заслужили угощенье, которое ждет вас в группе.

Литература

Вахрушев А.А «Здравствуй мир», Баласс, 2016

Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.: Аркти, 2003.

Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

Тихонова М. В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА... Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: "Детство-пресс", 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_russkoy_gornitse.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «В русской горнице» (средняя группа)

Камчатная С.Н.

Воспитатель МАДОУ Родничок, г. Хабаровск

Аннотация. Автор представил конспект познавательного занятия для детей средней группы дошкольного возраста. В ходе занятия обогащаются и углубляются знания детей о быте русского человека, воспитывается уважение к старшему поколению, развивается интерес к народным традициям и играм.

Ключевые слова. Семья, изба, печь, красны-девицы, добры-молодцы, горница.

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей, посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание уважение к старшим, интерес к русским традициям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, утварью русской семьи.
  • Обогатить словарь детей   новыми словами (печь, лавка, горница и т.д.).
  • Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
  • Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа: 

  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России и Дальнего Востока
  • оформление в группе уголка в стиле русской избы, с расставленными предметами быта;
  •  чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
  • посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах. 
  • разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле, родном доме, матери;
  • рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина -  Россия», «Как жили наши предки».
  • тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, русский народный костюм, запись русских народных песен, атрибуты к народным играм, платочки красного и желтого цветов, презентация «Деревянные ложки».

***

Вход детей под русскую народную  музыку. (дети в костюмах.)

Воспитатель:

Гой вы славные мои гостюшки,

Разлюбезные мои детушки,

Расскажу я вам о Руси-Матушке

О далеких временах, нам неведомых

Жили-были тогда добры-молодцы

Красавицы красны-девицы

А у них были добры матушки,

Бородатые мудрые батюшки

Умели она пахать да косить

Дома-терема рубить

Умели и холсты ткать

Умели шить и вышивать….

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)

Здравствуй, день.(левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

 Здравствуйте, детушки мои милые. Милости прошу, добро пожаловать.  А вы обратили внимание, как я с вами поздоровалась? Милости прошу, добро пожаловать. Добро пожаловать это означает добро желать, здравствуйте – здравие (здоровье) желаю, милости прошу – от слова милый, т.е. прошу быть милыми.

Все  русские приветствия не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому говорят  - Русские – народ доброжелательный.

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в  лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне, кокошник, сарафан. Шили и украшали одежду сами, каждая  хозяйка, хотела, чтобы одежда была красивой.

Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба?    (Это дом построенный из дерева).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в моей горнице ( так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.

(воспитатель показывает горницу)

Столы  в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ей говорили « Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света. Даже загадка о ей есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Самым главным в семье был самый старший мужчина (дедушка) его все слушались, не перечили, как он скажет – так и будет. Слушались даже во время еды. На стол ставили чугун. Ели прямо из чугунка. (Показ чугунка, ухвата) Первым в чугун опускал ложку дедушка. А если кто вперед деда ложку опустит в чугун – тому ложкой в лоб. Или даже из-за  стола выгоняли. Так и появилась поговорка – Поперек батьки в пекло не лезь.

Ребята, а вы знаете какие-нибудь поговорки о семье? (ответы детей)

Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Ребенок без матери — что стол без скатерти.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Не растет трава без корней.
Каков отец, таков и молодец.
У доброго батюшки добры и детки.
При солнышке тепло, при матери добро.
Возле батьки-матки учатся дитятки.

            Ребята, все эти поговорки про любовь и уважение к старшим, любовь к семье. А давайте песню споем про семью. (песня «Моя семья» )

Молодцы. Издревле русская кухня считается самой полезной и вкусной. А ели наши предки деревянными ложками.

 Подойдите к столу гости дорогие,      

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Вот посмотрите какие бывают ложки. Презентация про деревянные ложки. 

Кстати про деревянные ложки есть стихи. (Рассказывают дети)

Деревянные ложки —                                                            
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Но ложками не только ели, но и на них играли. Давайте и мы сыграем на деревянных ложках.  (Дети играют на ложках.)

Ребята, вы знаете что одним из любимых блюд были ЩИ, Давайте и мы сварим ЩИ, как  варили в старину. Для этого нам сначала понадобятся дрова, что бы печь растопить.

СОРЕВНОВАНИЯ. Сейчас разделимся на две команды и будем носить дрова.

А теперь нам понадобятся овощи . (второй конкурс) Молодцы.

Наши предки любили танцевать. Они водили хороводы. Давайте и мы с вами будем водить хоровод как наши предки. Хоровод.

Рефлексия. Ребята, сегодня мы с вами побывали в русской горнице. Что вам понравилось?  Что узнали нового? Кому вы это расскажете? Вы все сегодня молодцы и заслужили угощенье, которое ждет вас в группе.

Литература

Вахрушев А.А «Здравствуй мир», Баласс, 2016

Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.: Аркти, 2003.

Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

Тихонова М. В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА... Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: "Детство-пресс", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и лепке в средней группе

Тема: «Весна пришла!» Выявить умения детей:-называть признаки весны (прибавления светового дня, повышения температуры воздуха, таяние снега, проталины; конец спячки зверей, линька; пр...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе "Защитники земли Русской"

Занятия по нравственно – патриотическому воспитанию  в "Защитники земли Русской" поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотич...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «День Победы» в средней группе

Конспект образовательной деятельности  по патриотическому воспитанию «День Победы»  в средней группе...

Конспект занятия по методике музыкального воспитания для второй младшей, средней группы Тема: «Игрушечный магазин»

Конспект занятия по методике музыкального воспитания для второй младшей, средней группы Тема: «Игрушечный магазин»...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя семья» в средней группе 

Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....