Проект "Почему кошки часто умываются?" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)
В большинстве семей нашей группы домашних животных нет. Следовательно, не у всех детей есть возможность ежедневно наблюдать рядом с собой животное (кошку), в детском саду ребёнок участвует в разных видах деятельности, которые помогают узнать о кошке много нового и интересного. У детей появилось много вопросов. Так, например: «Кошка, если не спит и не гуляет, то практически всё время умывается. Почему?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.2_proekt_starshaya_gruppa_pochemu_koshki_chasto_umyvayutsya.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательной учреждение
Города Москвы «Школа № 1527»
ГБОУ Школа № 1527
Исследовательский проект
на тему:
«Почему кошки часто умываются?»
в старшей группе
Составила:
Воспитатель
первой квалификационной категории
Смирнова Юлия Юрьевна
2020 г.
Исследовательский проект «Почему кошки часто умываются?»
для детей старшей группы
Актуальность
В большинстве семей нашей группы домашних животных нет. Следовательно, не у всех детей есть возможность ежедневно наблюдать рядом с собой животное (кошку), в детском саду ребёнок участвует в разных видах деятельности, которые помогают узнать о кошке много нового и интересного. У детей появилось много вопросов. Так, например: «Кошка, если не спит и не гуляет, то практически всё время умывается. Почему?»
Вид: исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (1неделя)
Цель проекта: выяснить, почему кошка так часто умывается, и как она умывается?
Задачи проекта:
- собрать материал о жизни кошек
-провести наблюдение за своими домашними питомцами
-сделать выводы об особенностях их поведения
-закрепить навыки исследовательской деятельности
- воспитывать бережное и доброе отношение к животному миру
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Работа с родителями:
-познакомить родителей с темой и целью проекта
- консультация для родителей по выполнению детьми исследовательской работы дома
-совместно с детьми наблюдать за домашними питомцами
- чтение энциклопедий, сбор информации
Ожидаемые результаты:
-знакомство с новой художественной литературой, где главный герой-кошка
-владение простейшими навыками самостоятельности в ходе исследования, умением излагать информацию, полученную в ходе наблюдений и опытов
- развиты добрые чувства к животным
Объект исследования: кошки
Гипотеза: кошки умываются часто потому, что они очень чистоплотные
Методы исследования: худ. литература, Интернет-ресурсы, наблюдения, опрос.
Ресурсы проекта
-Материально-технические: ноутбук, фотоаппарат, проектор для презентаций.
-Информационные: Интернет-ресурсы, библиотека художественной детской литературы, методическая литература.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
-сбор и анализ литературы
-определение задач и методов образовательной работы
- разработка темы исследования
-Познакомиться с историей возникновения кошек. Какова роль кошек в жизни человека?
- Внешний вид кошек. Уход за ними. Могут ли кошки сами за собой ухаживать, умываться?
- Как часто они умываются? Почему?
Исследовательская деятельность: наблюдение в домашних условиях за своими питомцами; нарисовать свою кошечку; собрать информацию из худ. литературы, опросы.
-С помощью чего кошки моют своё тело? Какой язычок у кошки?
Исследовательская деятельность: определить, как кошка язычком чистит шерстку, с помощью опыта.
2 этап – основной.
- НОД
- опытно - экспериментальная деятельность
- разработка наглядных материалов
- Беседа на тему « Домашнее животное - кошка»
(рассказать детям историю возникновения кошки, роль кошки в жизни человека и о качествах которыми обладает)
-Рассматривание иллюстраций
- Пальчиковая игра «Два маленьких котёнка»
-Чтение сказки З. Задунайской «Почему кот моется после еды?»
-Подвижная игра «Кот и мыши»
- Игра – эстафета «Кошкин дом» (из строительного материала построить дом)
-Отгадывание загадок
- НОД (опыты) «Как кошка языком чистит свою шерстку»
- Худ. эстетическая деятельность. Лепка на тему «Кошка умывается»
-Заседание Клуба Эрудитов «Знаете ли вы свою кошку?» Дети выходят на защиту проекта со своими рисунками, рассказывают о своих питомцах, делятся своим впечатлениями о проделанной ими работе.
- Выставка детских рисунков и поделок из пластилина «Мой любимый котик»
3 этап – заключительный
- выступления детей с личными наблюдениями
- выставка детских работ
- буклеты для родителей
- оформление презентации
Заключение
Дети из своих наблюдений делали выводы. Большинство считают, что коты умываются для чистоты. Остальные дети говорят, что для чистоты и удаления своего запаха. Объясняя это тем, что у них дома живут кошки. Именно кошки охотятся на мышей, а коты мышей не ловят. Если мыши учуют запах кошки, они не попадут к ней в лапы, останется кошка голодной.
Таким образом, мы можем сказать, что кошка очень чистоплотное животное. Умывается при каждом новом деле, но и старается стать незаметной, убирая разные запахи. Ещё кошки умываются потому, что это их успокаивает, а в жаркую погоду вылизывая себя, спасаются от жары. Так же с помощью опыта выяснили, что кошка чистит свою шерстку шершавым язычком, который похож на наждачную бумагу.
Литература
1.Веракса Н.Е., Проектная деятельность дошкольников./ А.Н Веракса Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-64с.
2.Непомнящий Н.Н. Кошки Москва ВО «Агропромиздат» 1991
3.Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с.
4.Сосновский Е.А., Загадки/ Белоголовская Г.А. изд. Робинс, 2017
5.Степанов В.А. Прочитай и отгадай изд. Русич, 2016
6.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей Издательство: Мозаика-Синтез, 2012
7.Шершикова О.Е., Особенности кошек и их роль в жизни человека/ Т.М. Соболевская // Юный учёный.- 2016.-№3.- с.176-180.
8.Происхождение домашней кошки kotikoshka.ru/cats/history
Приложение 1
История происхождения домашней кошки.
Кошка – одно из самых распространенных в мире домашних животных. Мы, люди, любим кошек, восхищаемся их красотой, радуемся тому, что они тоже привязываются к нам, делает наши дома уютнее, а нашу жизнь счастливее.
Первое свидетельство о приручении домашней кошки обнаружено на
Кипре и относится к 7500 лет до н.э. В Древнем Египте кошка считалась священным животным, убийство которого каралось смертью. В случае пожара в Древнем Египте, прежде всего, спасали кошек.
Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. Крестьяне всегда любили и берегли кошек. Им доверяли стеречь хранилища муки, пшеницы.
С древних времён кошек любили и уважали, они были не только домашними любимцами, но и стражами благополучия дома, защитниками от злых сил. Эти четвероногие могут бороться с грызунами и змеями, поэтому всегда жили рядом с человеком.
В Японии кошка была символом тепла и домашнего уюта. У ворот домов устанавливали фигурки этих животных.
В России кошки получили широкое распространение всего три – четыре столетия назад. В это трудно поверить, ведь кошки входят в нашу жизнь с детскими потешками, колыбельными, народными сказками.
2. Роль кошки в жизни человека.
Какую роль играют кошки в жизни человека? С древних времён о них сложилось много легенд... Какие из них самые интересные? На протяжении многих веков кошки считались животными загадочными, таинственными, связанными со сверхъестественными силами.
В России испокон веков в новый дом запускали кошку, что бы она своим приходом прогнала нечистую силу из жилища. В этом был и элемент гадания: надо посмотреть, как поведет себя кошка, и по ее поведению можно будет предсказать, какая жизнь будет у семьи в этом доме. А место, где ляжет кошка, считалось самым лучшим для установки кровати. Этому есть научное объяснение, кошки чувствуют пересечение магнитных полей, которые позитивно влияют на организм.
И они помогают людям избавиться от грызунов.
Озорные, очаровательные и немного таинственные кошки равнодушными не оставят никого. Общаясь между собой с помощью мурчания, шипения, фырканья, мяукают коты только с человеком. Видимо, считают, что разговаривают с людьми на равных.
Приложение 2
Интегрированное занятие в старшей группе
Программные задачи:
1.Закрепить знания детей о кошке; систематизировать и обогатить представление о ней.
2.Формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
3.Развивать мышление, воображение, монологическую речь.
4.Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
5.Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Ход занятия
Дети, играя с шарами, находят странное письмо с запиской.
Воспитатель: Сегодня утром был сильный ветер, наверное, это он забросил нам шарик с письмом, давайте прочтём его вместе. Вместо обратного адреса - загадка, чтобы узнать от кого письмо надо отгадать, слушайте.
Молоко пьёт, песенку поёт,
Чисто умывается, а с водой не знается.
Правильно, это кошка. Давайте прочтём, что нам пишут.
«Здравствуйте. С нами вы знакомы близко. Мы приветливые киски. Просим помощи у вас. Поскорей спасите нас».
Воспитатель: Ребята поможем? Но сначала надо узнать, какая беда у них случилась, и какая нужна помощь. Давайте прочтём письмо дальше. Это ребус. Попробуем его прочесть? Но как мы поймём, какая картинка первая, а какая вторая.
Дети: По цифрам на картинках.
Дети раскладывают картинки ребуса по порядку, разгадывают значение картинок ребуса. С помощью воспитателя читают письмо.
«У кошек страшная беда. В плен забрали кошек Горыныч и Яга. Скорее помогите нам вырваться из плена. Ведь вас не испугают эти два злодея».
Воспитатель: Послушайте, что мы должны сделать для того, чтобы спасти кошек. Выполните ещё одно задание. Нужно составить подробный рассказ о наших кошках и их повадках.
У нас есть таблица подсказка, с ней нам будет легче составить рассказ. Давайте разберёмся, что мы можем рассказать, глядя на эту схему.
Дети составляют описательный рассказ о кошке по схеме.
Воспитатель подводит итог. Да, кошка домашнее животное и живёт она рядом с человеком, у неё чуткие уши, мягкие лапки с острыми коготками, которые она прячет в подушечки на лапках, поэтому ходит бесшумно, они ей нужны, чтобы охотится, влезать на деревья, защищаться. Глаза у кошки могут видеть в темноте Шерсть у неё мягкая. Кошка очень чистоплотная и умывается сама.
Физкультминутка
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал.
Шалунишка лапкой «хоп»!
И надутый шарик «хлоп»!
Поморгал котёнок глазками,
Улыбнулся маме ласково.
Крепко сжал глаза и лапки.
И сказал: «Пока, ребятки»
Воспитатель: Вы подробно рассказали о кошках, мы можем идти дальше, но как найти дорогу? Ещё одна записка. Это загадка. Слушайте внимательно.
Его держу на поводке, хотя он не щенок.
А он сорвался с поводка и улетел под облака.
Ищите шарик, смотрите, к нему привязана записка. Ребята, нас приглашают с помощью опыта выяснить, как кошка языком чистит шерсть. Воспитатель демонстрирует детям фотографии - как кошки моются. Еще раз вспомнили правила личной гигиены.
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат кусочки бумаги и ватные диски.
Опыт № 1.
Воспитатель: Проведем белой бумагой по ватному диску. Что-нибудь прилипло к бумаге? (Нет)
Воспитатель: Почему? (Она гладкая)
Воспитатель: Возьмем бархатную бумагу, проведем по ватному диску. Что-нибудь прилипло к ней? Почему? (Да, она мягкая и нежная).
Воспитатель: А теперь возьмем наждачную бумагу, проведем по ватному диску. Что мы видим? (К бумаге прилипли ворсинки ваты).
Воспитатель: Почему? (Она шершавая, колючая)
Воспитатель: Когда кошка чистит свою шерстку, то на язычок прилипают старые, мелкие волоски. Так кот или кошка чистят свою шерстку.
Вывод:
Язычок кошки, на какую бумагу похож? (на наждачную). Потому что к ней прилипают волоски. Почему прилипают? Потому что она шершавая, как язычок кота.
Опыт № 2.
Воспитатель: А еще кошка убирает своим языком не только волоски, но и пыль. Давайте проверим. Опустим пальчик в тарелочку с натертым графитом от карандаша. Каким стал пальчик? (Грязным)
Проведите пальчиком по наждачной бумаге, только не сильно. Что произошло? (Пальчик стал чистым - бумага собрала всю пыль.)
Вывод:
Какой у кошки язык? Верно, шершавый, похожий на наждачную бумагу. Шершавый язычок помогает коту умываться и чиститься, собирать пыль и волоски. И на язычке и на наждачной бумаге расположены жесткие бугорки.
Воспитатель: С интересными опытами мы с вами справились. Для нас ещё есть загадка. Слушайте.
Сто из дерева солдат, взявшись, за руки стоят.
Днём и ночью круглый год охраняют огород.
Воспитатель: Правильно. Вот и нашли похищенных кошек, но они закрыты на замок и открыть его можно подобрав правильный код.
Дети выполняют задание: «Расставь буквы по порядку». Составляют слово «Ключ».
Люкч
2314
Кошечки пленницы благодарят спасателей.
Проводится рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)
данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...
Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)
Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей....
Сценарий праздника 8 Марта "В гостях у Кошки"1 младшая группа
Сценарий утренника в 1 младшей группе, посвященного Весне и 8 Марта....
Непосредственная образовательная деятельности по образовательной области познавательное развитие – «Пушистая кошка». (для первой группы раннего возраста с 1 до 2 лет).
Конспект НОД по познавательному развитию. Цель занятия ознакомление детей с кошкой. В НОД использовались логоритмические упражнения Железновой Е., рассматривания, игры с водой, игра на сравнения...
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Экологический проект «Кошки» в средней группе Автор: Латушкина Е.Н.
Это экологический проект о разных видах кошек как домашних так и диких...
Конспект занятия по конструированию из бумаги - «Кошка» в средней группе.
Конспект занятия по конструированию из бумаги - «Кошка» в средней группе....