Проект по духовно-нравственному воспитанию "Мой дом-мой город".
проект (средняя группа)

Александра Дубейко

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

учреждение города Калининграда центр развития ребёнка - детский сад №122

муниципальное автономное дошкольное образовательное

236023 г. Калининград, ул. М. Борзова,95; тел./факс 8(4012)91-08-25

Проект «Мой дом - мой город»

(средняя группа)

Выполнил

воспитатель

Дубейко Александра Борисовна

Калининград

2019

Проект «Мой дом - мой город» в средней группе.

На этой большой планете

В огромной такой стране,

Есть город один на свете,

Который так дорог мне.

А где-то дымят заводы,

И поезд бежит по рельсам.

Ах, как это всё знакомо,

Знакомо с рожденья, с детства.

И синее небо в мае,

А в августе - золотое

Над милым для сердца краем,

Любимое и родное.

И если вдали от дома

Я буду когда-то где-то,

То поздней весною вспомню,

В мой город приходит лето.

Тип проекта: исследовательский.

Возрастная группасредняя (4-5 лет)

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Вид проектагрупповой

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта:

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи:

Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.

Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.

Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

Этапы реализации проекта.

1.Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

2.Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

I этап. Подготовительный.

1)Опрос детей: «Как называется наш город? Какая река протекает в городе? Как называется улица, на которой ты живешь?» Цель: выявить, что дети знают о родном городе, улицах города.

2) Подбор литературы и иллюстративного материала. Цель: развивать интерес к чтению взрослыми литературы о городе Калининград.

3) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Цель: создать условия для изучения истории города, познакомить с названием улицы, на которой находится сад.

4) Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта. Цель: расширение знаний родителей по теме проекта, вызвать желание участвовать в реализации проекта.

II этап. Основной. Реализация проекта.

1 цикл - «Мой любимый город. Моя улица».

1) Оформление книжного уголка. Цель: создать условия для реализации проекта; развивать интерес к художественной литературе.

2) Беседа «Улица, на которой я живу». Цель: расширять и закреплять знания детей об улицах города.

3)Домашнее задание: подбор иллюстраций, рисунков, фотографий для оформления выставки «Моя улица». Цель: формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.

4) Рассматривание фотографии, газетных вырезок, буклетов, рассказывающих о нашем городе. Цель: применение полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно - ролевых играх.

5) Коллективная работа (аппликация + рисование) на тему«Вот эта улица, вот и наш детский сад». Цель: побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений, изображению не сложного сюжета, формировать навыки совместной работы.

6) Сюжетно-ролевая игра «Мы на улицах города». Цель: совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли.

2 цикл  «Деревья нашего города».

1) Беседа «Деревья на нашем участке». Цель: расширять и закреплять знания детей о деревьях, растущих в нашем крае

2)Домашнее задание: подготовка рассказа о своем любимом дереве. Цель: формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.

3) Рассматриваем репродукции картин «Весенний лес». Цель: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять краткий рассказ по картине.

4) Путешествие по территории детского сада. Цель: рассмотреть деревья на участках других групп, территорией детского сада, помогать детям, видеть красоту, воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада.

5) Коллективная работа (аппликация + рисование) на тему«Какие деревья мы встретили на прогулке». Цель: побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений, изображению не сложного сюжета, формировать навыки совместной работы.

3 цикл - «А я люблю места родные»

1) Экскурсии в Историко-краеведческий музей (интерактивная). Цель: закрепление и систематизация знаний детей об историческом прошлом и настоящем.

2) Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Цель: развивать двигательную активность и творческий подход к движениям.

3) Беседа «Достопримечательности нашего города». Цель: уточнить и закреплять знания детей о своем городе, его достопримечательностях.

4)Домашнее задание: подбор фотоматериалов для подготовки презентации «Достопримечательности города Калининграда» Цель: формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.

5) Подготовка и оформление выставки детских рисунков «Я люблю тебя мой город».  Цель: побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений, изображению не сложного сюжета, формировать навыки совместной работы.

III этап. Заключительный.

1) Проведение итогового мероприятия игры-викторины «Моя малая Родина».

2) Подготовка альбома «История улиц города Калининграда».

3) Альбом «История города Калининграда по материалам газет и интернет источников».

4) Анализ результативности проведенной работы.

Приложение №1.

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

          Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

        Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

        В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

        Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

        Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

        Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями

и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

        Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

         Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

        Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

         Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

        Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

        Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Приложение №2

 «Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка»

        Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей?

        Как решить проблему:

- действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги,

- обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление,

- некоторые черты характера могут компенсироваться другими особенностями ребенка,

- постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону.

        Если вы не уверены в возможностях ребенка:

Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.

        Как предотвратить эту проблему:

 - определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателей,

 - понаблюдайте за действиями ребенка, обязательно за его деятельностью в целом (что вы видите?),

 - дайте ответ – это настоящая проблема ребенка или результат воспитания,

 - чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка - это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть,

 - помните, ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха,

 - избавьтесь от высказываний «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь»,

- никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку, все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории,

- если вы видите, что ребенок отличается чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить и нужно ли это исправлять,

 - не пугайтесь визита к специалисту, если это необходимо.

Приложение №3

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

        Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

        Обращайте внимание ребенка на красоту родной станицы.

        Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

        Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

        Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

        Расширяйте собственный кругозор.

        Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

        Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

        Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Список литературы
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999 г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
4. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.

5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2016г, №6.
6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Музеи нашего города» в подготовительной группе

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит,...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края,  решаются не только природоохранные задачи, н...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для  духовно-нравственного, эстетического, патриотического,  воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Мой город - Благовещенск"

Проект по ознакомлению дошкольников с родным городом разработан для детей средней группы. В ходе проекта дети знакомятся с достопримечательностями города, его историей в НОД, экскурсиях, беседах при а...

Проект по духовно-нравственному воспитанию: по теме "Традиции нашего города".

Расширить знания детей о традициях нашего города.1. Формировать представление о родном городе.2. Познакомить детей с традициями родного города.3. Воспитывать любовь к родному краю....

Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические п...

Краткосрочный проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "О чем говорят нам улицы нашего города"

laquo;Улица, как зеркало, отражает всю жизнь человека и в будни, и в праздники».Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их назван...