Практико-ориентированный проект «Поможем зимующим птицам!» в группе «Акварелька».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Войтова Ирина Михайловна

Практико-ориентированный проект

«Поможем зимующим птицам!»

в группе «Акварелька».

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Воспитатели

Войтова И. М.

Завадская Т. В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78

города Калининграда

Практико-ориентированный проект

«Поможем зимующим птицам!»

в группе «Акварелька».

Авторы проекта: 

Воспитатели

Войтова И. М.

Завадская Т. В.

г. Калининград – 2021г.

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Поможем птицам зимой!» выбрана нами не случайно. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача, совместно с родителями - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1,5 месяца).

Участники: педагоги, дети и родители подготовительной группы «Акварелька».

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта: продолжать формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе.

Задачи проекта:

Для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания.

Для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.

Для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.

Предполагаемый результат проекта:

Для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают, как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.

Для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.

Для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный (15.01-31.01)

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический) (01.02-21.02)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный (22.02-28.02)

  • презентация проекта, отчёт о проведении акции «Поможем зимующим птицам!».

Реализация проекта

1 этап – подготовительный.

  • Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2 этап – основной.

Познавательное развитие:

1.НОД «Зимующие птицы»

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, о том, как трудно им перебиваться в холодное зимнее время, о том, как люди могут заботиться о них. Учить отличать зимующих птиц по характерным признакам, замечать особенности поведения, уточнить с детьми, чем питаются птицы, среду обитания. Воспитывать бережное отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2.Беседа «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

3.Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

Цель: объяснить детям, почему птицам зимой страшнее голод, чем холод. Расширять представления детей о жизни птиц в холодное зимнее время.

4.Беседа «Для чего кормушке крыша?»

Цель: формировать представление о зимующих птицах, закреплять и обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц, обогащать словарь. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

5.Дидактические игры:

«Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

«Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

«Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).

«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Речевое развитие

1.Рассматривание плаката «Зимующие птицы». Презентация «Зимующие птицы», видео «Детям о птицах», «Птицы зимой».

2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».

3.Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о зимующих птицах.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Будет в голубятне корм, голуби слетятся.

Всякая птица тепло ищет. 

Гусь лапу поджимает — к стуже, хлопает крыльями — к морозу, полощется — к теплу.

Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.

Вороны каркают к морозу.

Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.

Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду

Синички с утра пищат — к большому морозу.

4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

5. Чтение рассказов и стихов: В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости».

6. Отгадывание загадок по теме.

7. Рассказы детей из личного опыта «Как мы с папой мастерили кормушку», «Кормушка у моего окна», «Какие птицы прилетают к нам?».

Социально – коммуникативное развитие

1. Наблюдения за птицами на кормушке.

2. Наблюдения за воробьями, синицами, вороной, голубями.

3. Наблюдения за птичьими следами на снегу.

4. Подготовка корма для птиц с помощью родителей.

5. Изготовление кормушек для птиц (совместная деятельность детей и родителей).

6. Развешивание кормушек для птиц на участке детского сада с помощью родителей воспитанников.

7. Подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от мусора.

Художественно – эстетическое развитие

1.НОД Коллективная аппликация «Синички и снегири на дереве»

Цель: закреплять знания о зимующих птицах, о форме и цвете предмета; развивать память, внимание; совершенствовать технические навыки работы клеем и кистью; развивать чувство коллективизма, дружеские отношения; воспитывать заботливое отношение к птицам.

2.НОД Лепка «Птицы на кормушке»

Цель: учить детей лепить птиц; передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет; учить дополнять работу деталями, делать крылья, глаза и клюв, подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом, сглаживать места скрепления пальцами, путем вытягивания делать хвост, примазывать крылья, делать глаза и клюв. Продолжать учить работать с пластилином. Воспитывать стремление добиваться нужного результата.

Физическое развитие

Подвижные игры

1.«Вороны»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры: Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

 

2.«Снегири»

Цель: работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

Головой вертят,

(по 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Пальчиковая гимнастика

 

«Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

 

 

 

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

 

 

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

 

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

 

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

 

«Воробьи – воробушки»

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

 

«Сколько птиц в кормушке нашей»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

 

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

 

 

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

 

«Воробей»

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

 

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

 

«Сел на ветку снегирек»

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

 

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

«Сорока»

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

 

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола

Взаимодействие с родителями

Подбор фотографий, картинок, иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о зимующих птицах. Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Совместная трудовая деятельность детей, родителей, воспитателей по подготовке корма для птиц, по изготовлению кормушек для птиц.

3 этап - заключительный

Подведение итогов проекта.

Оформление альбома «Зимующие птицы».

Оформление фотоальбома: «Кормушки, которые мы смастерили».

Список используемой литературы:

1. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч.центр «Сфера» 2008г.

2.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М.-2007г.

3. Е.Г.Зверева, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.

4. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.

5.Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 города Калининграда Практико-ориентированный проект «Поможем зимующим птицам!» в группе «Акварелька». Авторы проекта: Воспитатели Войтова И. М. Завадская Т. В. г. Калининград – 2021г.

Слайд 2

Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Поможем птицам зимой!» выбрана нами не случайно. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача, совместно с родителями - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Тип проекта: практико-ориентированный. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный (1,5 месяца). Участники: педагоги, дети и родители подготовительной группы «Акварелька». Возраст детей: 6-7 лет . Цель проекта: продолжать формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе . Задачи проекта: Для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания. Для родителей : формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней. Для педагогов : пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.

Слайд 3

Предполагаемый результат проекта: Для детей : имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают, как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру. Для родителей : проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта. Для педагогов : более тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Этапы проекта 1 этап – подготовительный (15.01-31.01) обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; перспективное планирование проекта. 2 этап – основной (практический) (01.02-21.02) внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах; продуктивная деятельность детей. 3 этап – заключительный (22.02-28.02) презентация проекта, отчёт о проведении акции «Поможем зимующим птицам!».

Слайд 4

Реализация проекта (совместная деятельность детей и родителей).

Слайд 5

Художественно-продуктивная деятельность

Слайд 6

Художественно-продуктивная деятельность

Слайд 7

Художественно-продуктивная деятельность

Слайд 8

Дидактические игры

Слайд 9

Дидактические игры

Слайд 10

Дидактические игры

Слайд 11

Интерактивные игры

Слайд 12

Образовательная деятельность «Зимующие птицы»

Слайд 13

Наблюдение в природе

Слайд 14

Заключительный этап проекта Игра «Что? Где? Когда?»

Слайд 15

Заключительный этап проекта Игра «Что? Где? Когда?» Игра с телезрителями (вопросы задавали родители)

Слайд 16

Выпуск стенгазеты «Наши добрые дела» Ждем весну!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Моя Родина - Удмуртия" в подготовительной группе

Тип проекта:Практико-ориентированный.Вид проекта:Групповой,  долгосрочный.Возраст:Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа детского сада).Участники проекта:Педагоги ДОУ, дети, родители.Акт...

Практико-ориентированный проект «Знай и соблюдай» В подготовительной группе.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного безопасного поведения на улице....

Сценарий практико–ориентированной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Старинные русские меры длины»

Цель: познакомить детей с некоторыми старинными русскими мерами длины (ладонь, локоть, пядь, шаг)  и способами измерения с их помощью.Цель (детская): найти приз, выстроив маршрут поиска, использу...

Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”

АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...

Экологический практико-ориентированный проект «Весенний круговорот»Для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"503","width":"671"}}]]...

Практико-ориентированный проект «Роботознайки» в подготовительной к школе группе

Цель: Создание условий для развития детского технического творчества через использование в игровой деятельности конструкторов.Поставленную цель можно осуществить через реализацию следующихзадач: &minu...

Краткосрочный практико-ориентированный проект "Зимние забавы" для второй младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов

Проект «Зимушка-зима» во второй младшей группеВид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети 2-младшей группы, воспитатели, родители в...