Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Золотой ключик для Буратино»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Золотой ключик для Буратино»
Павлова Е.Л
Этот конспект образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с магнитом и его свойствами. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, песок, картон, воду).
3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности у детей.
2. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре.
3. Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Оборудование: посылка, карта, магниты на каждого ребенка, поднос с ключами из разного материала (металла, дерева, пенопласта, картона, пластмассы, резины, бумаги), стаканы с водой на каждого ребенка, скрепки, коробка с песком и спрятанными металлическими предметами на каждого ребенка, лист бумаги и карандаш на каждого ребенка, картонный лист - лабиринт, схема ключа, презентация "Применение магнита в жизни людей", диктофон.
Ход:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром обнаружила в группе посылку. Решила дождаться вас. Как вы думаете, от кого она может быть?
(Дети высказывают предположения, открывают посылку и находят там письмо и карту.)
(Воспитатель показывает письмо с изображением Буратино.)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Из какого произведения?
Дети: Буратино – главный герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Воспитатель зачитывает письмо детям: «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась беда! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик от каморки папы Карло и спрятали его. А вместо ключа подсунули мне карту и какой-то предмет. Зачем карта и для чего нужен этот предмет, я никак не могу догадаться. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, кто знает, что же это за предмет?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: Что такое магнит?
Дети: Магнит – это кусок металла. Он притягивает металлические предметы.
(Воспитатель вместе с детьми разворачивает и рассматривает карту.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, поможет ли эта карта отыскать золотой ключик? Как же ей пользоваться?
(Дети выдвигают свои предположения.)
II. Основная часть
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в путь. Карта нам показывает наш путь.
(Дети идут по стрелкам на карте и останавливаются перед заданием №1.)
Воспитатель: Ребята, здесь написано задание: «Найти металлический ключ»
Дети обнаруживают множество ключей из разных материалов (картон, пластмасса, дерево, бумага, пенопласт, металл, резина).
Воспитатель: Ребята, как же можно определить металлический ключ?
Дети: С помощью магнита. Если ключ притянется к магниту, значит он металлический.
Воспитатель: Давайте попробуем.
(Дети находят необходимый ключ.)
Воспитатель: Ребята, здесь еще много осталось ключей. Возьмите по одному ключу и проверьте, может еще какой-нибудь ключ притянется.
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
(Дети объясняют, из какого материала сделан ключ и почему он не притягивается к магниту.)
Вывод: Только металлический ключ притянулся к магниту, а ключи из дерева, пластмасса, пенопласта, картона, бумаги, резины не притягиваются.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами нашли один ключ. Но карта нам указывает продолжать путь дальше.
(Дети идут по стрелкам к заданию под цифрой 2.)
Воспитатель: Ребята, здесь кот Базилио и лиса Алиса предлагают вам: «Достать ключ со дна стакана, не намочив рук».
Воспитатель: Ребята, как же выполнить это задание?
Дети: Можно привязать магнит на веревку и опустить в воду.
Воспитатель: Хорошо, но у нас с вами нет с собой никакой веревки. Что же тогда делать?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: А если вести магнитом по стенкам стакана, не опуская его в воду, как вы думаете, притянется металлический ключ?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам проверить наше предположение. Подойдите к стаканам с водой и опустите скрепку. И попробуйте достать ее этим способом.
(Дети с помощью магнита достают скрепки из стакана.)
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит обладает большой силой. Его сила действует даже через стекло и воду.
Воспитатель: А сила эта называется магнетизм или магнитная сила. Итак, мы с вами убедились в правильности этого способа. Давайте достанем ключ из стакана.
(Достают с помощью магнита ключ из стакана.)
Воспитатель: Мы с вами нашли уже два ключа. Двигаемся дальше по карте к заданию №3. А здесь нам предлагают немного отдохнуть.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
Воспитатель: Идем дальше по карте к заданию под цифрой 4: «Отгадай, что спрятано в песке». Кот Базилио и лиса Алиса что-то спрятали в песке. Выполнить это задание нужно, используя схему. Давайте вместе прочитаем схему и определим порядок выполнения задания. 1 – взять коробку с песком; 2 – взять магнит; 3 – провести магнитом над песком; 4 – зарисовать то, что нашли.
(Дети приступают к выполнению задания и зарисовывают найденный предмет.)
Воспитатель: Что же вы нашли в песке?
(Каждый ребенок называет предмет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: магнитная сила действует через песок.
Воспитатель: Но взять нам с собой нужно только ключ. Сколько ключей мы с вами нашли?
Дети: Три.
Воспитатель: Ребята, смотрим дальше на карту и идем к заданию под цифрой 5: «Проведи ключ по лабиринту без помощи рук». Как же можно выполнить это задание?
(Дети высказывают предположения.)
Воспитатель: Да, действительно, можно использовать магнит. Давайте разобьемся на пары. Один держит картонный лист с лабиринтом, а другой – магнитом проводит ключ по лабиринту, причем магнит находится внизу под картоном.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Получилось ли у вас пройти сложный лабиринт? Почему? Какой вывод можно сделать?
Вывод: магнитные силы действуют через картон, и магнит силой притяжения передвигает ключ по картону.
Воспитатель: Двигаемся дальше по карте к заданию №6 «Подбери ключ к замку». Мы с вами нашли четыре ключа, а замок один. Как же определить, какой ключ подойдет?
Дети: Можно определить по схеме, которая здесь есть.
Воспитатель: Как же определить по схеме?
Дети: Приложить ключ и определить нужный.
(Дети определяют по схеме подходящий ключ.)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Помогли Буратино отыскать золотой ключик! Какой же предмет нам в этом помог?
Дети: Магнит и его свойство – магнетизм.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди используют магнит?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Хорошо, я вам сейчас об этом расскажу.
Презентация на тему: «Применение магнита в жизни людей»
1-й слайд
Воспитатель:Магнитные приборы применяются в медицине для диагностики и лечения больных.
2-й слайд
Воспитатель: магниты применяют при подъеме различных грузов (электромагнитные подъемные краны, автопогрузчики с магнитным ковшом), при автомобилестроении.
3-й слайд
Воспитатель: В бытовых приборах: холодильниках, телевизорах, компьютерной технике.
4-й слайд
Воспитатель: В фотоаппаратах, магнитофонах, наушниках, микрофонах, сотовых телефонах, компасе.
5-й слайд
Воспитатель: Магниты применяют при производстве мебели (магнитные замки), а также в быту ( вам наверняка всем знакомы держатели для штор, магнитики на холодильнике, кредитные карточки, магнитные ювелирные украшения)
6-й слайд
Воспитатель: Магнит используют и при производстве различных игр для детей (магнитные конструкторы, игра «Рыбалка»)
7-й слайд
Воспитатель: А также магнитная азбука, мозаика, шахматы, магнитные цифры и т. п.
Воспитатель: Вот такое широкое применение получил в жизни человека магнит.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы теперь много узнали о магните, но Буратино даже не знает, что это такое, где используют магнит. Как же нам сообщить обо всем Буратино. Какие у вас будут предложения?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Хорошо, ребята, а я вам предлагаю сейчас рассказать Буратино о магните, о его свойствах и применении. Ваши ответы я запишу на диктофон и потом почтой отправлю вместе с ключом Буратино.
(Дети рассказывают о том, где применяется магнит, воспитатель записывает ответы на диктофон.)
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше с вами увлекательное путешествие. Что же вам больше всего понравилось? Что еще вы хотели бы узнать о магните?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые приготовили вам кот Базилио и лиса Алиса, помогли Буратино найти золотой ключик. Узнали много нового о магните, но это еще не все, а что еще может магнит, мы узнаем с вами следующий раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_magnit.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Золотой ключик для Буратино»
Павлова Е.Л
Этот конспект образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с магнитом и его свойствами. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, песок, картон, воду).
3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности у детей.
2. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре.
3. Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Оборудование: посылка, карта, магниты на каждого ребенка, поднос с ключами из разного материала (металла, дерева, пенопласта, картона, пластмассы, резины, бумаги), стаканы с водой на каждого ребенка, скрепки, коробка с песком и спрятанными металлическими предметами на каждого ребенка, лист бумаги и карандаш на каждого ребенка, картонный лист - лабиринт, схема ключа, презентация "Применение магнита в жизни людей", диктофон.
Ход:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром обнаружила в группе посылку. Решила дождаться вас. Как вы думаете, от кого она может быть?
(Дети высказывают предположения, открывают посылку и находят там письмо и карту.)
(Воспитатель показывает письмо с изображением Буратино.)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Из какого произведения?
Дети: Буратино – главный герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Воспитатель зачитывает письмо детям: «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась беда! Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик от каморки папы Карло и спрятали его. А вместо ключа подсунули мне карту и какой-то предмет. Зачем карта и для чего нужен этот предмет, я никак не могу догадаться. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, кто знает, что же это за предмет?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: Что такое магнит?
Дети: Магнит – это кусок металла. Он притягивает металлические предметы.
(Воспитатель вместе с детьми разворачивает и рассматривает карту.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, поможет ли эта карта отыскать золотой ключик? Как же ей пользоваться?
(Дети выдвигают свои предположения.)
II. Основная часть
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в путь. Карта нам показывает наш путь.
(Дети идут по стрелкам на карте и останавливаются перед заданием №1.)
Воспитатель: Ребята, здесь написано задание: «Найти металлический ключ»
Дети обнаруживают множество ключей из разных материалов (картон, пластмасса, дерево, бумага, пенопласт, металл, резина).
Воспитатель: Ребята, как же можно определить металлический ключ?
Дети: С помощью магнита. Если ключ притянется к магниту, значит он металлический.
Воспитатель: Давайте попробуем.
(Дети находят необходимый ключ.)
Воспитатель: Ребята, здесь еще много осталось ключей. Возьмите по одному ключу и проверьте, может еще какой-нибудь ключ притянется.
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
(Дети объясняют, из какого материала сделан ключ и почему он не притягивается к магниту.)
Вывод: Только металлический ключ притянулся к магниту, а ключи из дерева, пластмасса, пенопласта, картона, бумаги, резины не притягиваются.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами нашли один ключ. Но карта нам указывает продолжать путь дальше.
(Дети идут по стрелкам к заданию под цифрой 2.)
Воспитатель: Ребята, здесь кот Базилио и лиса Алиса предлагают вам: «Достать ключ со дна стакана, не намочив рук».
Воспитатель: Ребята, как же выполнить это задание?
Дети: Можно привязать магнит на веревку и опустить в воду.
Воспитатель: Хорошо, но у нас с вами нет с собой никакой веревки. Что же тогда делать?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: А если вести магнитом по стенкам стакана, не опуская его в воду, как вы думаете, притянется металлический ключ?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам проверить наше предположение. Подойдите к стаканам с водой и опустите скрепку. И попробуйте достать ее этим способом.
(Дети с помощью магнита достают скрепки из стакана.)
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит обладает большой силой. Его сила действует даже через стекло и воду.
Воспитатель: А сила эта называется магнетизм или магнитная сила. Итак, мы с вами убедились в правильности этого способа. Давайте достанем ключ из стакана.
(Достают с помощью магнита ключ из стакана.)
Воспитатель: Мы с вами нашли уже два ключа. Двигаемся дальше по карте к заданию №3. А здесь нам предлагают немного отдохнуть.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
Воспитатель: Идем дальше по карте к заданию под цифрой 4: «Отгадай, что спрятано в песке». Кот Базилио и лиса Алиса что-то спрятали в песке. Выполнить это задание нужно, используя схему. Давайте вместе прочитаем схему и определим порядок выполнения задания. 1 – взять коробку с песком; 2 – взять магнит; 3 – провести магнитом над песком; 4 – зарисовать то, что нашли.
(Дети приступают к выполнению задания и зарисовывают найденный предмет.)
Воспитатель: Что же вы нашли в песке?
(Каждый ребенок называет предмет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: магнитная сила действует через песок.
Воспитатель: Но взять нам с собой нужно только ключ. Сколько ключей мы с вами нашли?
Дети: Три.
Воспитатель: Ребята, смотрим дальше на карту и идем к заданию под цифрой 5: «Проведи ключ по лабиринту без помощи рук». Как же можно выполнить это задание?
(Дети высказывают предположения.)
Воспитатель: Да, действительно, можно использовать магнит. Давайте разобьемся на пары. Один держит картонный лист с лабиринтом, а другой – магнитом проводит ключ по лабиринту, причем магнит находится внизу под картоном.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Получилось ли у вас пройти сложный лабиринт? Почему? Какой вывод можно сделать?
Вывод: магнитные силы действуют через картон, и магнит силой притяжения передвигает ключ по картону.
Воспитатель: Двигаемся дальше по карте к заданию №6 «Подбери ключ к замку». Мы с вами нашли четыре ключа, а замок один. Как же определить, какой ключ подойдет?
Дети: Можно определить по схеме, которая здесь есть.
Воспитатель: Как же определить по схеме?
Дети: Приложить ключ и определить нужный.
(Дети определяют по схеме подходящий ключ.)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Помогли Буратино отыскать золотой ключик! Какой же предмет нам в этом помог?
Дети: Магнит и его свойство – магнетизм.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди используют магнит?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Хорошо, я вам сейчас об этом расскажу.
Презентация на тему: «Применение магнита в жизни людей»
1-й слайд
Воспитатель:Магнитные приборы применяются в медицине для диагностики и лечения больных.
2-й слайд
Воспитатель: магниты применяют при подъеме различных грузов (электромагнитные подъемные краны, автопогрузчики с магнитным ковшом), при автомобилестроении.
3-й слайд
Воспитатель: В бытовых приборах: холодильниках, телевизорах, компьютерной технике.
4-й слайд
Воспитатель: В фотоаппаратах, магнитофонах, наушниках, микрофонах, сотовых телефонах, компасе.
5-й слайд
Воспитатель: Магниты применяют при производстве мебели (магнитные замки), а также в быту ( вам наверняка всем знакомы держатели для штор, магнитики на холодильнике, кредитные карточки, магнитные ювелирные украшения)
6-й слайд
Воспитатель: Магнит используют и при производстве различных игр для детей (магнитные конструкторы, игра «Рыбалка»)
7-й слайд
Воспитатель: А также магнитная азбука, мозаика, шахматы, магнитные цифры и т. п.
Воспитатель: Вот такое широкое применение получил в жизни человека магнит.
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы теперь много узнали о магните, но Буратино даже не знает, что это такое, где используют магнит. Как же нам сообщить обо всем Буратино. Какие у вас будут предложения?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Хорошо, ребята, а я вам предлагаю сейчас рассказать Буратино о магните, о его свойствах и применении. Ваши ответы я запишу на диктофон и потом почтой отправлю вместе с ключом Буратино.
(Дети рассказывают о том, где применяется магнит, воспитатель записывает ответы на диктофон.)
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше с вами увлекательное путешествие. Что же вам больше всего понравилось? Что еще вы хотели бы узнать о магните?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые приготовили вам кот Базилио и лиса Алиса, помогли Буратино найти золотой ключик. Узнали много нового о магните, но это еще не все, а что еще может магнит, мы узнаем с вами следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: Я люблю тебя, Россия.Задачи: Воспитание патриотических чувств – любви к родной Отчизне, уважение к флагу, гимну России, гербу. Закрепить знания о российском флаге, гимне. Познакомить с государст...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе: "Природный мир Краснодарского края"
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Путешествие на сказочные планеты"
Занятие с использованием современных образовательных технологий...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Права ребенка»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка — детский сад №345»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Прав...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)
v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских гор, с животным миром....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Ежик в гостях у ребят»
Ход НОДВоспитатель приглашает детей подойти к окну.Восп.: Давайте посмотрим какая на улице погода?Дети: (солнечная, дождливая)Восп.: А какое время года?Дети: ВеснаВосп.: Как вы догадались?Дети: Растая...