Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию. Экспериментирование: «Воздух – невидимка».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vozduh_nevidimka_pokatilova_ia.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Экспериментирование: «Воздух – невидимка».
Возрастная группа: средняя
Тема занятия: «Воздух - невидимка»
Цель занятия: Создания условия для обогащения представлений детей о воздухе.
Образовательная область: Познавательное развитие
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (бесцветный, невидимый, движется, ощущаем).
-Формировать первичные представления о явлениях неживой природы.
-Поощрять попытки детей самостоятельно заниматься познавательно -исследовательской деятельностью .
-Формировать начальные умения делать обобщения в ходе экспериментирования.
Развивающие:
-Обогащать сенсорный опыт детей через экспериментирование.
-Обеспечить развитие первичных навыков в исследовательской деятельности.
-Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства воздуха
( бесцветный, невидимый, движется, ощущаем, воздух есть внутри человека).
-Обеспечить развитие способности анализировать, выделять характерные, существенные признаки воздуха.
Воспитательные:
-Мотивировать детей на включение опытно-экспериментальную деятельность.
-Воспитывать способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач.
-Формировать коммуникативные навыки в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Формы реализации детских видов деятельности: создание сюрпризного момента, общение, познавательно-исследовательская деятельность (исследование явлений окружающего мира).
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Методические материалы и оборудование к НОД: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стаканчики с трубочкой (по количеству детей), веер( по количеству детей), карточки-схемы, шарики.
Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, самостоятельная деятельность в уголке экспериментирования.
Подготовка воспитателя: составила конспект, подготовила предметное наполнение и атрибуты к образовательной деятельности.
Методы и приёмы:
- Словесный ( обсуждение, вопросы, указания, пояснения, поощрение).
-Наглядный (демонстрация способов действий).
-Игровой (включение в игру, сюрпризный момент)
Технологическая карта НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей Чтобы было веселей, | Воспитатель с детьми встают в круг. Повторяют за воспитателем слова психогимнастики. |
Сюрпризный момент: Вбегает «Кнопочка» и ловит спускающийся шарик: - «Ой, ой, ой! Ловите его, держите его. Посмотрите , что случилось с моим шариком?» - Он ,что заболел? С кем я теперь буду играть? А вы случайно не доктора? Вы не вылечите мой шарик?» Воспитатель : -«Ну, во-первых, здравствуйте! А как вас зовут?» -«Здравствуйте, меня зовут Кнопочка! А вы не знаете, что случилось с моим шариком?» Воспитатель: -«А как вы думаете чего шарику не хватает?» Кнопочка : - «Ой, а я не знаю, что такое воздух. Как же мне его найти? Я побегу его искать, а вы может быть здесь его поищите» | Дети удивлённо смотрят на шарик и на Кнопочку. Ответы детей. Дети отвечают : да Дети тоже говорят здравствуйте. Ответы детей: лопнул, сдулся и т.д. Ответы детей (воздух) Ответы детей : да |
Основная часть Воспитатель : - «Ребята надо выручить Кнопочку и найти воздух. А где же он может быть?» -«Может, попробуем его поймать?» -«Ребята, а вы видите воздух вокруг нас? -«Я тоже воздух не вижу, но знаю, что он есть вокруг нас. Если мы его не видим то он какой? Воздух прозрачный, невидимый сквозь него всё видно, поэтому его называют "невидимка". -«Может, попробуем его поймать?» -«А как мы его поймаем?» (Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя) Воспитатель: -«Сделаем ловушку из прозрачного полиэтиленового пакета. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Правильно он пуст. А теперь широко раскроем пакет и воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Почему? Воспитатель: -« Ребята мы с вами уже знаем, что воздух окружает нас. Как вы думаете, а внутри нас есть воздух? Давайте проверим? Обратите внимание, что у нас ещё есть на столе. Попробуйте взять трубочку, опустить в стакан с водой и подуть. Что происходит? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Ребята значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А теперь ребята давайте сделаем один большой пузырь. Игра «Раздувайся пузырь» Раздувайся, пузырь! Раздувайся, большой… Оставайся такой И не лопайся! Ш-ш-ш-ш!
-«Мы теперь знаем, что воздух нам необходим для дыхания, это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем» -«Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух» -«Что вы почувствовали? Воздух передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется, т.е. получается ветер А как ещё можно сделать ветер?» -«Обратите внимание, а что ещё есть на столе?» -«А хотите устроить ветер с помощью веера?» -«Помашите веером, что вы чувствуете?» Вывод: Когда воздух движется, получается ветер. | Ответы детей Ответы детей: да Ответы детей: нет Ответы детей: невидимый, и т.д. Ответы детей: да Предложения детей Дети обращают внимание на предметы, лежащие на столе. Он пустой Дети раскрывают пакет и пытаются поймать воздух, затем зажимают края пакета Он стал большой Воздух, мы же его поймали Ответы детей: Да Дети развязывают пакет и выпускают воздух Мы выпустили воздух из пакета Да Ответы детей Да Дети подходят к столу, берут трубочку, опускают в стакан с водой и дуют в него Ответы детей : появляются пузырьки Дети дуют сильно, а затем слабо Ответы детей: нет. Появляются пузырьки Дети делают круг и играют в игру Дети выполняют действия Ответы детей: Ветерок Ответы детей Дети замечают веер Ответы детей Ветерок |
Заключительная часть. Кнопочка: -«Дети вы нашли воздух?» -«Значит теперь вы можете спасти мой шарик?» Воспитатель надувает шарик и отдаёт Кнопочке. Кнопочка : -«За то, что вы помогли спасти мой шарик, я хочу отблагодарить вас и подарить по шарику. Спасибо и до свидания!». Рефлексия: Воспитатель: -«Вы такие молодцы, помогли Кнопочке спасти её шарик и теперь ей есть с кем играть». Схемы- подсказки о воздухе будут висеть в нашем уголке экспериментирования и вы всегда по ним можете вспомнить свойства воздуха. Вам понравилось экспериментирование с воздухом? Мне очень понравилось! Спасибо всем! До свидания | Дети говорят о том, что они узнали, что такое «воздух» и нашли его, рассказывают кнопочке про воздух. Дети: для того, чтобы спасти шарик нам нужно его надуть. Дети говорят спасибо и прощаются с Кнопочкой. Дети слушают и отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Путешествие Капельки».
Совершенствовать представление детей о свойствах воды....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) "Чудесное превращение"
Цель занятия: Расширять опыт самостоятельного экспериментирования детей старшего дошкольного возраста на примере изготовления домашнего пластилина для лепкиЗадачи: Образовательные:- Создать усло...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологий экспериментирования Тема: «Птицы, какие они»
Цель материала: дать реалистичное представление о перелётных птицах. Через экспериментирование уточнить разнообразие и устройство птичьих перьев. Познакомить с историей народной игрушки &q...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»
Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...
Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»
Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...