Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологий экспериментирования Тема: «Птицы, какие они»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель материала: дать реалистичное представление о перелётных птицах. Через экспериментирование уточнить разнообразие и устройство  птичьих перьев. Познакомить с историей народной игрушки  "Птица-веснянка" и вместе с родителями сделать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ptitsy.docx60.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 29

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по  познавательному  развитию с использованием технологий экспериментирования

Тема: «Птицы, какие они»

(старший дошкольный возраст)

Мастер-Класс

 

                          Каирова  Ж. К.

        педагог  дополнительного  образования

                                                           

Санкт-Петербург

2019

УЧАСТНИКИ:  дети, родители, педагог дополнительного образования, воспитатели  группы.

ЦЕЛЬ:

Целостность развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать экспериментировать  и  творить,  в образовательном процессе совместно с педагогами и родителями.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Образовательные задачи:

          1.Обогащать  и систематизировать представления детей о многообразии животных (птиц)

Обогащать словарь детей  новыми словами: стержень, бородки, пуховые, маховые.  

  1. Расширить представление детей о птицах:  перелётные – зимующие

          3. Познакомить детей:

- со строением махового и пухового пера

- расширить представления детей о птицах: о строении и функции пера;

4. Обогащать сенсорный опыт детей

5 Учить составлять с помощью взрослого и мнемотехники небольшой рассказ о перьях (где расположены, для чего нужны)

Развивающие задачи:

  1. Развивать любознательность.
  2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  3. Развивать мыслительную активность, познавательную мотивацию, умение наблюдать, анализировать, сравнивать,  делать выводы на основе полученных знаний в процессе экспериментирования.
  4. Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в процессе изготовления игрушки-самоделки «птица-веснянка».

Воспитательные  задачи:

1. Воспитывать желание взаимодействовать в процессе  исследовательской деятельности со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками.

2. Воспитывать у детей желание прийти на помощь.

3. Воспитывать аккуратность в процессе экспериментирования.

 4.Способствовать максимально-эмоциональной активности  и положительных взаимоотношений  взрослого и ребенка

 5.Создать  радостное настроение;

Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями партнера

 (педагог + ребенок + родитель) для достижения совместного результата

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

интерактивная доска, компьютер, презентация, созданная в программе  PowerPoint,  разрезные картинки, коробка с перьями, лупы, ёмкости с водой,  образец готовой поделки.  Для детей и родителей: цветные лоскутки ткани, ножницы, нитки, синтепон.

Ход образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями

Здравствуйте, уважаемые родители, здравствуйте, дорогие дети!

Мы рады вас видеть в этот прекрасный солнечный день!

Проходите, присаживайтесь.  А нашу встречу мы начнём с игры.

Игра «Собери картинку»

«Международный День Птиц»

Дети и взрослые проходят, садятся за столы.

Входит Буратино.

Буратино:- Здравствуйте, здравствуйте! Я услышал, что вы сейчас будете все играть. Можно мне с вами поиграть?

Педагог:- Конечно можно, у нас ребята дружелюбные.

Педагог:- Девочки и мальчики помогите взрослым собрать картинку (н/п «Собери картинку»).  Вместе подумайте, какая птица нарисована на картинке и вспомните она перелётная или зимующая.

Буратино:- И я уже собрал картинку  с изображением зяблика.   Вот, только не помню,  зимует ли вместе с нами эта птичка (помощь детей)

Педагог: Ну вот, я думаю, вы догадались, кому посвящена наша встреча. Конечно птицам

«Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник,  который отмечается каждый год 1 апреля. И в ближайшие дни проводятся праздничные мероприятия, посвященные птицам.

    Теплая погода, наконец, пришла в Санкт-Петербург. А вместе с ней в город вернулись перелетные птицы. Они первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок.  Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.

 Невозможно измерить ту  радость, которую дают нам весенние песни скворцов и жаворонков, ночные трели соловья. Нам с вами очень повезло, что детский сад расположен рядом с лесопарком «Александрино», и мы слышим этот  многоголосый птичий хор.

Буратино: А вы помните, как  в лесопарке кормили птиц?

И в нашем детском саду  развешивали кормушки зимой, помогали пережить зиму нашим пернатым друзьям.

Педагог: Да, конечно, и мы сейчас это вспомним. Внимание на экран

Родители работают вместе со  своим ребенком.

Фото лесопарка

Фото Акция «Покорми птиц»

Просмотр видеоролика

«Журавли»

Буратино: Я видел, как возвращаются  журавли, как они красиво летят. Интересно кто первым летит, а кто последним?

Педагог:  Первым летит вожак птичьей стаи.  Наиболее сильные птицы, летят во главе клина.

Педагог: Давайте посмотрим видео.

 (видео: перелёт журавлей).

Педагог:  У меня для вас сюрприз (педагог показывает детям коробку)

 Педагог:  Как вы думаете, что находится в коробке (трясут,  предполагают).

Загадка-описание

Они бывают разные:  пушистые и гладкие, большие и маленькие, разноцветные и однотонные,  лёгкие для полёта. Что же, в коробке? (ответы детей)

Педагог: Да, это перья.

Буратино: А почему перья разные? Маленькие, большие.

Вот большие пёрышки очень интересны, и зачем такие нужны?

  • Рассмотреть типы перьев

    Похожее изображение             

Педагог:- Как вы думаете, зачем нужны такие перья? Давайте попробуем найти ответ.

Педагог: - Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас с вами ненадолго превратимся в ученых, людей, которые много знают, проводят всякие опыты, чтобы узнать много нового и интересного. Согласны?

Физминутка.

Все мы дружно повернулись,

Все тихонько потянулись,

Раз присели,

Два привстали,

На носочки дружно встали,

И еще раз повернулись,

И в ученых обернулись.

Схема

«Типы перьев»

Исследо-

вание

Опыт

Педагог:- А за счет чего летают птицы? (ответы детей)

Педагог:-  Посмотрите на экран

(показ крыльев от разных птиц)

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров и перья у них тоже разные) Ответы детей

Педагог:   Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите перья.

Педагог:  Потрогайте перо. Обследуйте пальчиками.  Какое оно обсудите с мамой (плотное, жесткое, большое)

Педагог: А как мы узнаем, легкое птичье перышко или тяжелое?  (Дети кладут на ладонь перо.)      

 Педагог: - Подбросьте перо. Что вы видите?

(падает медленно, плавно кружась)

Буратино:- Почему же перо легкое?

Педагог: - Посмотрите, что внутри стержня? (видим пустоту) Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Педагог: - А сейчас капните на перо из пипетки. Что заметили? Капелька скатилась, перо не намокло.

Опустите перо в воду, хорошо встряхните, проведите пером по руке, что вы заметили? (перо осталось сухим)

Педагог:  Мы выяснили с вами, какую роль играют перья  в жизни птиц?  (ответы детей)

Перья защищают птицу от сырости и воды.  Чтобы перья не намокали, птицы смазывают их специальной   жидкостью, которая выделяется  из желез над хвостом.

Буратино:  Вот я заметил, что как бы птицы быстро не летали, у них перья всегда как причёсанные.

Педагог:  Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Буратино:  А как это?

Педагог: Предлагаю рассмотреть с мамами перо  через лупу. Напомните мамам, как правильно пользоваться  лупой

Буратино:  Я какие-то вижу крючки

Педагог:  Да, ты правильно говоришь, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. Можете расцепить и попробовать снова соединить пальцами.  Это перо «маховое», что очень важно для полета птиц (помогает птице летать).

Педагог:   Хочу спросить у родителей, подумайте, где    человек    использовал  особенность устройства птичьего пера  (для изготовления молнии – застежки). Посмотрите (воспитатель демонстрирует такую застежку)

Родители работают вместе с детьми.

«Молния»

Педагог:  Вот, друзья мои, теперь мы знаем, зачем такие большие перья нужны птицам, и как они устроены. Сегодня мы с вами приоткрыли тайны удивительного мира птиц. Но ещё много интересного мы  можем узнать о них

Буратино: Как интересно мне было, но у меня дома, к сожалению,   не только  живой птицы, но  и даже игрушки нет.

Педагог:  Ты не переживай, сегодня у нас есть возможность сделать птицу «Птицу - Веснянку» своими руками   Птица издревле была хранительницей семейного очага, благополучия и вестницей весны. «Птица-веснянка» – это кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. А еще они поворачивают время на весну, а жизнь – на радость.

Родители и дети вместе делают птиц

 

            https://obgonay.ru/wp-content/uploads/kak-sdelat-svoimi-rukami-russkuyu-narodnuyu-kuklu_63.jpg

Материал:

Ножницы, разноцветные лоскутки ткани, нитки, синтепон.

Педагог:А давайте нашим «птицам» все вместе прочитаем стихотворение А. Плещеева «Ласточка»

Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит. 
С нею солнце краше 
И весна милей.
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей! 
Дам тебе я зерен, 
А ты песню спой, 
Что из стран далеких 
Принесла с собой... 

Рефлексия: Что понравилось

Поблагодарила и  

Взрослые и дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе (познавательное развитие) “Перелётные птицы” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: дать знания детям о весне и перелётных птицах.Задачи:- уточнить и расширить представление детей о весне и перелётных птицах;- развивать связную речь;- обогащать словарь детей;-воспитывать доброе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста на тему: «Курочка Ряба» с использованием технологии драматизации

Задачи: 1) Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.2) Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к гла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего возраста на тему: «Курочка Ряба» с использованием технологии драматизации

Задачи: 1) Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.2) Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к гла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста на тему: «Домашние животные» с использованием игровой технологии и ИКТ.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о домашних животных. Задачи: Образовательные:Закреплять знания детей о домашних животных.Формировать умение различать животн...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста на тему: «Курочка Ряба» с использованием технологии драматизации

Задачи: 1) Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.2) Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к гла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста на тему: «Курочка Ряба» с использованием технологии драматизации

Задачи: 1) Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.2) Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к гла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Как медведь сам себя напугал» с использованием технологии мнемотехники

Задачи: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.Активизация и обогащение словарного запаса существительными: лось, медведь, заяц; глаголами хруст...