Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».

Программное содержание: систематизировать и закрепить  знания детей о зимних  изменениях в природе,  о диких лесных животных и зимующих птицах, правила поведения в лесу; воспитывать  бережное и заботливое  отношения к природе и обитателям леса; обогатить  словарь  детей  по теме «Лес», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Развивать внимание, логическое мышление, память, смекалку, наблюдательность, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: письмо; плакат с изображением лесных животных и их жилищ; фломастеры; следы зверей, нарисованные на бумаге; мягкие игрушки: волк, лиса, заяц, белка, лось; видеозапись «Песенка Маши про следы»; аудиозаписи голосов птиц; слайды; корзина с угощением; мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений.

Ход.

 - Ребята, сегодня к нам в группу пришло вот такое письмо:

 «Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Что-то вы давно не приходили к нам в гости. А мы уже успели соскучиться. Поэтому, приглашаем вас к себе в зимний лес. У нас сейчас так красиво. Сами увидите! А сколько интересных игр и заданий мы для вас подготовили. Ждём вас, до скорой встречи!                                            Старичок – Лесовичок, лесные звери и птицы».

- И правда, ребята, что-то мы совсем забыли о наших друзьях. А давайте прямо сейчас и отправимся в лес. Согласны?

- Скажите, какое сейчас время года? (Зима)

 - А месяц? (Январь)

 - Назовите все три зимних месяца. (Декабрь, январь, февраль)

 - Какие приметы (признаки) зимы вы знаете? (Дети перечисляют)

 - Как вы думаете, какая погода сейчас в лесу? (Холодная, морозная)

 - Значит надо одеться потеплее. Наденем тёплые штаны, сапожки, шапку, куртку, шарф, варежки (имитация движений).

 - Готовы? Ну что ж, в путь!

«Мы шагаем по сугробам,                                                                                                              По сугробам крутолобым.                                                                                                 Поднимай повыше ногу,                                                                                                      Проложи другим дорогу!»

 - Вот мы и пришли. (На экране слайды зимнего леса, музыка)

 - Здравствуй, лес, зимний лес! Полон тайн ты и чудес! Как же прекрасен лес в зимнем наряде. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса. (Дети подбирают слова: таинственный, волшебный, сказочный…)

- И правда, лес кажется нам таинственным и волшебным. Так и хочется сказать:          

«Зимний лес – он словно сказка,                                                                                                  И особенно тогда,                                                                                                                         Когда иней белой краской                                                                                                      Опушит его слегка.                                                                                                                                            

Лес торжественен, спокоен,                                                                                                         Тишина в ушах звенит.                                                                                                                 Пеленой пушистой,  белой                                                                                                              Он покорно весь покрыт…»

 - Ребята, а помните, мы с вами тоже учили стихотворение, в котором описывается зимний лес. Кто хочет прочитать его?

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»

«Чародейкою зимою                                                                                                                            Околдован лес стоит,                                                                                                                             И под снежной бахромою,                                                                                                                                         Неподвижною, немою,                                                                                                                Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,                                                                                                                           И живой, и не живой,                                                                                                                         Сном волшебным очарован,                                                                                                                     Весь окутан, весь окован,                                                                                                            Лёгкой цепью пуховой».

 - Ребята, а как вы понимаете выражение «и живой, и не живой»? как выглядят зимой деревья? (Деревья стоят сонные, задумчивые, тихие. Замёрзшие…)

 - А снег в лесу какой? (Пушистый, белый, блестящий, серебристый, мягкий, скрипучий, холодный…)

 - А где же лесные звери? Почему они нас не встречают? А я, кажется, догадалась! Они решили с нами поиграть и спрятались в загадках. Попробуем их отгадать.

(Дети отгадывают загадки, на экране появляются животные):

  • «Юркий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок». (Белка)

- Егор, расскажи нам о белке.

(рассказ о белке);

  • «Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку». (Заяц)

(рассказ о зайце);

  • «Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». (Лиса)

(рассказ о лисице);

  • «На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть». (Волк)

(рассказ о волке).

 - Как интересно вы рассказали про лесных животных! А теперь поиграем. Игра  называется «Кто где живёт?» Подойдите к доске. На листе слева вы видите лесных зверей, а на листе справа – их жилище. Ваша задача: выбрать животное, сказать, где оно живёт и фломастером соединить их линией вместе.

(Дети выполняют задание: белка живёт в дупле, лиса живёт в норе…)

 - Как тихо в лесу! Но слышите, кто-то поёт. Кажется, мы здесь не одни.

(На экране отрывок из мультфильма «Маша и медведь», песенка Маши про следы).

 - Да это же Машенька! Она пытается по следам угадать животное. Давайте ей поможем. Смотрите, сколько следов на нашей полянке. А звери, которые их оставили, спрятались вон под той ёлочкой.  Вы должны взять животное, найти на полянке его след и поставить рядом. Попробуем? Только будьте внимательны! (На полянке разложены следы: зайца, лисы, белки, лося, волка).

(Проводится игра «Чьи следы?»)

- Молодцы, ребята! Хорошие из вас следопыты получились. А как вы думаете, следы каких лесных зверей мы зимой никогда не встретим? Почему?

(Следы медведя, ежа. Эти животные зимой спят.)

 - Как же всё-таки хорошо зимой в лесу! Воздух морозный и свежий, всюду большие сугробы и много, много снега. Он так и манит нас поиграть. А во что зимой чаще всего играют дети? Правильно, в снежки! Давайте и мы с вами отдохнём и поиграем.

Физминутка «Игра в снежки».

«Раз, два, три, четыре –                                                                                                         Мы с тобой снежок слепили:                                                                                         Круглый, твёрдый, очень гладкий                                                                                            И совсем, совсем несладкий.                                                                                             Раз – подбросим,                                                                                                                   Два – поймаем,                                                                                                                                    Три – уроним и сломаем!»

(Выполняются движения в соответствии с текстом).

 - Как весело поиграли! А где же лесные птицы? Я, кажется, догадываюсь. Они тоже, как и звери, не прочь поиграть с вами в прятки и покажутся только в том случае, если вы их узнаете по голосу.

(Дети слушают голоса птиц, отгадывают.

Изображения птиц по очереди появляются на экране: дятел, ворона, петух, синица)

 - Молодцы, всех птиц правильно отгадали. Но внимательно посмотрите на них. Здесь есть какая-то ошибка. Кто знает, какая?

(Три птицы – лесные, одна (петух) – домашняя).

 - Трудно птицам зимой. А что мы можем сделать, чтобы помочь им пережить холодную и голодную зиму?

 - Правильно, подкармливать. Поэтому мы с вами и сделали много кормушек, развесили их на своём участке, и каждый день насыпаем в них корм. Птицы за это вам очень благодарны.

(На экране фотографии, как дети подкармливают птиц).

 - Ребята, смотрите, а вот и сам Старичок – Лесовичок пожаловал к нам. (На экране картинка Старичка – Лесовичка) Он – главный охранник и защитник леса. Поэтому и задания для вас он приготовил по правилам поведения в лесу и зашифровал их в картинках. Давайте попробуем разгадать их.

(На экране появляется картинка, а дети называют правило).

 - Молодцы, ребята. Постарайтесь соблюдать эти правила всегда и расскажите о них своим друзьям. А ещё запомните самое главное правило: приходить в лес надо только с добрым сердцем и добрыми чувствами. И тогда лес обязательно отблагодарит тебя своими дарами. Вот и сегодня лесные жители с удовольствием награждают вас лукошком с подарками. Что же в нём? Сладкие снежки! (зефир)

  - Ребята, давайте поблагодарим лесных жителей и попрощаемся с ними, так как нам пора уже возвращаться домой, в детский садик.

 - Спасибо вам, лесные жители! До новой встречи!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы возраста.Тема «День рождение района»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, гор...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей) будет интересен воспитателям и ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы

Развивать речевую активность детей. Расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания морских обитателей. Формировать экологические представления детей, знако...