Проект " Волшебница вода"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №96 «Аленушка»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Познавательно исследовательский проект во второй младшей группе
«Волшебница вода»
Выполнила воспитатель:
Венедиктова Татьяна Юрьевна
г. Чебоксары 2021
Содержание проекта:
1. ВВЕДЕНИЕ
Наименование проекта
Актуальность (проблема проекта)
Анализ внешней среды
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Ресурсы
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(перспективы дальнейшего развития проекта)
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел1. Введение
Полное наименование проекта | «Волшебница вода»
|
Автор проекта | Венедиктова Татьяна Юрьевна |
Место реализации | МБДОУ «Детский сад №96» группа №3 «Почемучка» г. Чебоксары |
Сроки реализации | 01.02.2021г. – 12.02.2021г |
Этапы реализация проекта | I этап – подготовительный II этап – основной
|
Проблема | Экологическое состояние нашей планеты, а также тенденция к его ухудшению заставляет нас обратить внимание уже с дошкольного возраста на охрану природы. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
|
Цель проекта | Формирование у детей представлений о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование бережного отношения к воде, экологической культуры личности. |
Задачи проекта | 1. Воспитывать бережное отношение детей к воде. 2. Подвести детей к пониманию, что вода может находиться в жидком и твердых состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает. 3.В воде растворяют соль, сахар, гуашь, а песок не растворяется. 4.Учить детей бережно относиться к воде, экономить воду. 5.Закрепить представления какую роль играет вода в жизни человека. |
Тип и вид проекта | По количеству участников: коллективный;
По продолжительности: краткосрочный;
По доминирующей линии в проекте: познавательно-исследовательский
|
Участники проекта | Воспитанники МБДОУ «Детский сад №96 «Аленушка» вторая младшая группа № 3 «Почемучки» |
Основные мероприятия | В работе с детьми: - Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.), за снегом «Снег – какой он?», за сосульками «Превращение сосульки». - Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». - Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», - Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. - НОД по познавательному развитию: «Волшебница вода» - НОД по познавательному развитию. ФЭМП «Путешествие на волшебную поляну» Чтение художественной литературы. - Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; - Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». - Речевое общение: «Зачем беречь воду» НОД по развитию речи. - Беседа «Вода вокруг нас» - Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка. Прослушивание песни «Тучка». НОД по рисованию. Тема: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…» НОД по лепке. «Рыбки плавают в аквариуме» - Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка», «Караси и щука», «На болоте»
- Трудовое поручение: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек. - Пальчиковые игры: «Рыбки», «Ладошки», «Кораблик». - Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов), «Тонет-плавает» - Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей» - Игры с водой, игры со снегом, «Цветные льдинки», «Цветная радуга», «Тонет – не тонет»
В работе с родителями:
- Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде. - Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - Фото-выставка «Что такое вода? Для чего она нужна?» - Выставка рисунков «Как наша семья бережёт воду» - Проведение опытов дома: «Водяные превращения».
|
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | - У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений; - Дети узнают о свойствах воды в процессе практических опытов с водой; - У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой; - Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр и рассматривания плакатов и презентации «Кто живет в воде».
|
Раздел 2. Основная часть
Актуальность и значимость проекта.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Краткая аннотация проекта
Для реализации проекта «Волшебная вода» был составлен комплексный план реализации проекта. Вместе с детьми искали интересные сведения о воде в энциклопедиях, книгах, смотрели телепередачи о воде, родители приносили полезную информацию. Была создана картотека опытов с водой, которые рекомендовали провести родителям вместе с ребёнком дома. Были изготовлены буклеты для родителей «Берегите воду», «Правила поведения у водоёмов», для родителей приготовили папку - передвижку с консультациями: «Познавательно - исследовательская деятельность детей», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Была организована выставка детских рисунков. Проводились сезонные наблюдения за объектами природы на прогулках. Опыты с водой, снегом, льдом. Всё содержание проекта было направлено на решение главной цели: развитие у детей и родителей интереса к опытно - экспериментальной деятельности.
В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:
Это физические упражнения на прогулке, физкультминутки, подвижные игры,
игры настольно-печатные, дидактические, словесные.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала:
серию бесед, мероприятий познавательного характера: мультимедийные презентации.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности:
дидактические игры: «Кто где живёт», «Четвёртый лишний», «Рыбаки и рыбки», «Собери картинку», «Как меня зовут», «У кого столько же».
С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:
- консультации для родителей: «Вода в жизни людей»; «Роль семьи в формировании опытно - экспериментальной деятельности ребёнка»;
- «Создание семейной лаборатории»
- размещение материалов на сайте образовательного учреждения;
- фотовыставка «Для чего нужна вода»;
- совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на тему «Вода, вода кругом вода»
- памятки: «Круговорот воды в природе», «Правила поведения у водоёма»
Ресурсы:
Программно- методическое обеспечение | Теоретическая и методическая литература. Материалы по передовому педагогическому опыту. Интернет- ресурсы.
|
Информационное обслуживание проекта | Интернет-сайты. Выпуск фотоотчетов. Публикации в социальных сайтах.
|
Материально- техническая база | Дидактические материалы Презентации Опыты
|
Механизм реализации проекта
Выбор темы |
Планирование проекта |
Разработка проекта |
Выбор методов реализации задач |
Постановка цели и задач |
Реализация проекта |
Завершение проекта |
Подбор средств и материалов |
План реализации проекта:
Реализация проекта осуществляется в 4 этапа:
I- этап – подготовительный, включает в себя: (01.02- 03.02.2021)
Цель: сбор и анализ информации по теме:
В ходе данного этапа проводится предварительная работа
Разработка проекта
- довести до участников проекта важность данной темы;
- составить перспективный план;
- определение целей и задач проекта;
- подбор дидактического материала;
- подбор художественной литературы по теме (стихи о воде, потешки).
II- этап- Организационный, включает в себя:
Цель: повышение профессионального мастерства и создание развивающей среды
- оформление информационного стенда для родителей;
- консультации для педагогов и родителей;
- составление календарно-тематического плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей;
- составление картотеки опытов с водой;
- создание условий для детского экспериментирования: место для проведения экспериментов, место для хранения материалов.
- изготовление буклета «Интересные игры с водой»;
- Консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования домашних условиях»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
III- этап – Практический
Цель- определение основных направлений проектной деятельности.
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность с детьми в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
День недели | Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая) | Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах | Создание условий для самостоятельной деятельности |
Среда 03.02.2021
Четверг 04.02.2021 | 1.Беседа: «Что мы знаем о воде». 2.Опытно-экспериментальная деятельность. «Вода жидкость» «Прозрачная вода» Рисование: «Морозные узоры» Наблюдение за снегом Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Я тучка, тучка, тучка…» Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Работа в центре природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю. Пальчиковые игры: «Рыбки», «Ладошки», «Кораблик». Д/и: «Чего не бывает?» НОД по лепке. «Рыбки плавают в аквариуме» Чтение сказки К.Чуковский «Мойдодыр». Опыт: «Вода не имеет вкуса и запаха» Задать загадки детям; Беседа «Как растения пьют воду» Игры с водой «Водичка» Наблюдение за свойствами снега Подвижные игры: «Солнышко и снежок». «Снег растаял» «Попади в круг» Беседа: «Вода в жизни человека»; Познавательно - исследовательская деятельность: «Пар – это тоже вода»
| Прослушивание журчание воды
Чтение потешки при умывании: Водичка, водичка,
Ситуативный разговор «Берегите воду». | Внести стаканчики с водой
Внести оборудование для работы в центре природы Внести картинки по теме, тазик с водой |
Пятница 05.02.2021 | Чтение А.Барто «Девочка чумазая». Наблюдение за снегопадом П/и: «С камушки на камушек». Чтение и заучивание стихов о воде. Познавательно - исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет» Опыт: «Буря в стакане» П/и: «Рыбак и рыбки» Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат» Беседа «Путешествие капельки» Рассматривание глобуса Познавательное развитие «Волшебница вода» Рисование: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
| Ситуативный разговор, «В природе вокруг нас вода»
Ситуативный разговор: «Если не было бы воды»
Ситуативные разговор «Как правильно мыть руки”.
| |
Понедельник 08.02.2021
Вторник 09.02.2012
Среда 10.02.2021
Четверг 11.02.2021
| Беседа: «Из чего получаются мыльные пузыри?». Наблюдение за комнатными растениями. Опыт: «Изготовление цветных льдинок» Пальчиковая игра «Сосулька», «Капель», «Веселые рыбки» НОД по познавательному развитию. ФЭМП «Путешествие на волшебную поляну» Наблюдение за солнцем и инеем. П/и: «Кто бросит дальше снежок?» Аппликация «Рыбки плавают» Беседа: «Что случиться со снегом если пригреет солнышко?» Опыт: «Холодная, теплая, горячая вода» «Лед – твердая вода». Опыт: «Краски и вода» Экологическая сказка «Ручеек» Аппликация «Капельки дождя»
Беседа: «Берегите воду» Б. Заходер «Что случилось с водой?» Беседа: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»; Опыт: «Вода может быть прозрачной и мутной»; Лепка «Аквариум» Д/и «Где спряталась рыбка» Разучивание стихотворения «Волшебница вода» Наблюдение «Где мы видим воду?» П/и: « Ходят капельки по кругу». «Море волнуется» Чтение С. Погореловский «Весенний ручеек»
Д/и «Кто где живет?» Беседа: «Поскорее кран закрой - осторожней будь с водой» Беседа «Откуда в наш дом приходит вода» Опыт: «Вода растворитель». «Радуга в стакане» Игры с водой «Мыльные пузыри» Словесная игра «Скажи наоборот» П/и «Караси и щуки» Чтений произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели» НОД «Как мы воду бережем» Д/и «Когда это бывает?»
| Ситуативный разговор «Почему вода руки моет».
Игра с водой «Холодная-горячая»;
Рассматривание иллюстраций
Уход за комнатными растениями |
Внести иллюстрации по теме, горячую воду и поднос. Внести стаканчики с холодной и горячей водой, пустые стаканчики для переливания. Кубики льда.
Внести тазик с водой |
4 – этап- Заключительный:
Цель: подведение итогов.
- оформление фотовыставки;
- презентация «Мир природы» для детей второй младшей группы.
- развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей второй младшей группы.
Результаты проекта:
Дети приобрели необходимые знания о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, замораживается, размораживается, превращается в пар); сформировалось бережное отношение к природе, желание в дальнейшем производить опыты и исследования с различными предметами природы. Изучили свойства воды и значение её в жизни людей, животных и растений.
Создана соответствующая развивающая среда в группе для осуществления экспериментальной деятельности; повысили профессиональную компетентности в вопросах экологического воспитания.
Родители оказали помощь в создании центра «Воды»; повысилась компетентность родителей в вопросах по использованию водных ресурсов и знание об опытно - экспериментальной деятельности детей.
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В результате исследования пришли к выводу, что вода необходима всем, что без воды не может работать детский сад. Что вода обладает разными свойствами: она без запаха, без вкуса, она является растворителем и что чистая вода прозрачна.
Методическая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией МЮ: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 С.
2. О.А. Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.
3. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
4. О.В. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
5. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
6. Н.А. Рыжкова « Экологические сказки»
7. Н. А. Рыжова» Экологическое воспитание в детском саду». – М.: Карапуз, 2000.
8. Интернет ресурсы
Приложение
Беседы о воде
Беседа №1 «Вода вокруг нас». Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши. Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.
Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение). Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.
Беседа №3 «Путешествие капельки» (рисуем круговорот). Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.
Беседа № 4 «Без воды нет жизни» Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.
Беседа №5 «Волшебница вода» Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.
Беседа №6 «Берегите воду» Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь. Объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ее воспользуемся. Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду. Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.
Наблюдения
1. Наблюдение за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи...».
№ 2. Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают. Обратить внимание детей на проталины, на чёрные воронки возле больших деревьев. Загадать загадку про снег: «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал».
№ 3. Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах. Прочитать детям стихотворение В.Шошина: «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей...».
№ 4. Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже. Прочитать стихотворение И. Токмаковой: «К нам весна шагает быстрыми шагами...».
№ 5. Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.
№ 6. Наблюдение за погодой. Наблюдение за падающим мокрым снегом. Снежинки тяжёлые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают. Прочитать детям стихотворение Е. Трутневой: «Летят последние снежинки...».
№ 7. Наблюдение за тающими цветными льдинками, вывешенными на участке ранее. Почему они тают? Какого цвета капельки?
№ 8. Предложить детям расчистить от снега и льда дорожки, возить снег в указанное место, помогать взрослым, копать канавки для стока воды.
№ 9. Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лед тают быстрее - на солнце или в тени, почему?
№ 10. Наблюдения за аквариумными рыбками. Закреплять названия рыбок; знания детей о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища. Загадать детям загадку об аквариуме.
№ 11. Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.
№ 12. Внести в группу цветы мать-и-мачехи. Несколько цветов поставить в стакан с водой, а 2-3 цветочка в пустой стакан. Предложить детям понаблюдать за цветами. Что произошло с цветами, которые стояли в стакане без воды, почему? Учить детей самостоятельно делать выводы.
№ 13. Обратить внимание детей на первый весенний дождь. Прочитать им стихотворение А. Яшина «После дождя».
№ 14. Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воды и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.
Опыты
Опыт «У воды нет запаха».
Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Опыт «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой. В оба стакана положены мерные ложечки или палочки. В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет? Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт «Пар – это тоже вода»
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов
Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.
Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, тёплой); какая нужна вода для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду); как определить, какая вода в ведёрках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.
Опыт «Тонет – не тонет».
Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности.
Вывод: тяжёлые тонут, лёгкие остаются на поверхности.
Опыт «Буря в стакане»
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.
Опыт «Окрашивание воды».
Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.
Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер – сюрприз.
Взрослый и дети рассматривают в воде игрушку киндер – сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик с чёрной водой – игрушка не видна.
Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна
Опыт «Изготовление цветных льдинок».
Цель: закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.
Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.
Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.
Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (не замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом.
Опыт «Вода – растворитель»
В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.
Взять два стакана с водой. В один из них положить обычный песок, и пусть попробуют его размешать. В другой насыпать сахарный песок, и размешать его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай несладкий.
Опыт «Кораблик»
Цель: Обнаружить воздух.
Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.
Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.
Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.
Приложение
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
во второй младшей группе
Тема: «Волшебница вода»
Цель занятия: расширение представлений о свойствах воды.
Задачи.
1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса,
может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.
2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.
3. Воспитывать умение детей слушать воспитателя.
4. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
Словарная работа:
Вода, прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, студёная, льётся.
Методические приёмы: сюрпризные моменты: (превращение в волшебницу-Воду, в фокусников, раскрашивание волшебных картинок) ;практичекие : д\упражнение на слуховое восприятие-(звук воды, опыты с водой и льдом; наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода»).
Материалы: 2 стаканчика (вода. молоко, палочка, костюм волшебницы-Воды, колпачки фокусников (по кол-ву детей, баночки для опытов (по кол-ву детей, стаканчики с водой и соком (по кол-ву детей) ; иллюстрации для рассматривания; картинки для раскрашивания, лейка.
Ход занятия.
В. -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости.
Д. -Ответы детей.
В. –Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?
Д. ответы детей…
В. -Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (В. включает запись со звуком воды).Д. -Вода!
В. –Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?
В.- Татьяна Юрьевна покружилась, в волшебницу-Воду превратилась.
Воспитатель одевает голубого цвета накидку, шарф…. Дети внимательно рассматривают.
В. -Я- волшебница-Вода. сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
А как вы думаете, для чего нужна вода?
Д. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
В. -А вы и стирать умеете?
Д. -Да, мы помогаем стирать маме.
В. Покажите волшебнице-Воде, как вы помогаете стирать?
Д. -Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
В. -Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
В. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, В одном из них молоко, а в другом вода.
в каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы видим палочку?
Д. - В стаканчике с водой.
В-А почему?
Д. - Потому, что молоко белого цвета, и в стаканчике палочку не видно.
В- Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему?
Д. –Видно, потому что, вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
В. -Молодцы, ребята.
В. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли там палочка? В. выливает молоко из стаканчика, дети убеждаются, что в молоке была палочка.
В. А теперь я предлагаю узнать -пахнет вода или нет. Каждому ребёнку предлагает это сделать.
В. -Что вы можете сказать?
Д. -Вода не имеет запаха.
В. -А теперь узнаем. пахнет ли сок?
Д. -Да! Пахнет сладким, вкусным!
В. -А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. В. Какой он на вкус?
Д. Сок сладкий, прохладный, приятный, вкусный!
В. Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?
Д. Вода не имеет вкуса.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Правильно, Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (В. Показывает льдинки на тарелочке. Почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому что, когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Попробуем все вместе?
Д. -Дети проводят опыт.
Волшебница-Вода хвалит детей.
В. - А теперь все вместе рассмотрим картинки. Дети рассматривают иллюстрации.
Д. Дети показывают, на каких картинках превращается вода в снег (Зима, снежный ком, снеговик, снежинка); в лёд (Сосулька, каток); в пар (пар из кипящего чайника, дыхание на морозе, росу (капельки на лепестках и траве, дождь.
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. - Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Поиграем все вмете.
Раз, два, три, четыре, пять.
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
В. -А вы знаете почему ещё воду называют Волшебницей?
Д. - Ответы.
В. - Вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! Раз, два, три -ребятки покружились и в фокусников превратились. Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
В. -Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
В. - Подуйте теперь на свои баночки. Дети говорят слова, дуют…
В. -А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Д. - Водичка окрасилась.
В. В какой цвет превратилась?
Д. - Дети называют цвет (жёлтый).
В. - Правильно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
В. -А теперь фокусники наши покружились, в ребяток превратились.
В. Я пришла к вам с сюрпризом, и принесла с собой волшебные картинки, я же волшебница-Вода! При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными!
Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
Д. -Дети рисуют, видят в конце цветные изображения.
В. Что у вас получилось?
Д. -Водичка покрасила наши картинки, они стали разноцветными.
В. Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Д. -Дети подходят к центру воды и песка.
В. Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки получше.
Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д. потому, что она жидкая!
В. Правильно, вытирайте ручки салфетками.
В. - Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного?
Д. Ответы детей (вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу. может окрашиваться в разные цвета, вода льётся, она жидкая).
В. -А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебница вода"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ «Волшебница - вода» проект по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)...