Перспективное планирование по ознакомлению с живой природой детей младшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Перспективное планирование по ознакомлению с живой природой детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по
ознакомлению
с живой
природой детей младшего
дошкольного возраста.
Воспитатель: Карпова Н.Н.
Месяц | НОД | Наблюдения | Беседы | Игры | ||
Тема | Цель | Растительный мир | Животный мир | |||
сентябрь | Овощи с огорода | Формирование умения различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширение представления о выращивании овощных культур | Цель: Формирование представления: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огурцах, помидорах, репе; - об особенностях строения деревьев (ствол, ветки, листья). Формирование умения различать овощи по вкусу, виду, форме. | Цель: Формирование: - общего представления о птицах (голубь, ворона, воробей) - умения узнавать пернатых по внешнему виду - представления о насекомых (бабочки, жуки, божьи коровки) | «Птицы». Цель: Формирование общего представления о птицах (имеют крылья -летают, живут в гнёздах, тело птиц покрыто перьями). «Об овощах» Цель: формирование обобщенных представлений об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнение представления о многообразии овощей. | Д/ игра: «Найди такую же». Цель: формирование умения находить и узнавать птиц, образуя парные картинки. Рассказать, как они называются. Д/ игра: «Домашние птицы». Цель: активизирование в речи и уточнение названий домашних птиц, развитие умения узнавать их на картинках. Д/ игра: «Кто как кричит». Цель: закрепление умения издавать звуки птиц; развитие внимательности воспитание любви к природе. Д/ игра: «Деревья и их плоды». Цель: развитие умения подбирать плоды деревьев, зрительной памяти, внимания. |
октябрь | Меняем воду в аквариуме | Расширение знания о декоративных рыбках. Формирование элементарного представления об уходе за декоративными рыбками. Формирование доброго отношения к окружающему миру. | Цель: Формирование умения - любоваться осенними листьями; - различать высокие и низкие - различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). - замечать, что осенью листья деревьев меняют окраску. Ознакомление с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы – листопадом. Закрепление знания о фруктах: яблоках и грушах. | Цель: Формирование - умения замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.), - понимания, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются, – умения замечать отличительные особенности насекомых. | «Рыбки в аквариуме» Цель: Уточнение представлений о рыбке: её особенностях внешнего вида, строении, о том, что рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в различных направлениях; «Труд людей осенью» Цель: расширение знаний о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. | Д/ игра: «Летает, плавает, бегает, прыгает» Цель: Закрепление знания об объектах живой природы. Д/игра: «Звери, птицы, рыбы » Цель: Закрепление умения, классифицировать животных, птиц, рыб. Д/игра: «Кто лишний». Цель: формирование умения выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность. |
ноябрь | В гостях у бабушки | Формирование и углубление знаний о домашних животных и их детенышах. Формирование умения правильно обращаться с домашними животными. | Цель: Расширение представления о том, что осенью собирают фрукты. Формирование умения: -различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши; -бережно относиться к растениям; -различать деревья по листьям. | Цель: Закрепление представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формирование: - эмоциональной отзывчивости; - желания наблюдать за насекомыми. | « Домашние животные». Цель: обогащение и углубление знаний о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни ); развитие умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитание заботливого отношения к домашним животным. | Д/И «Дикие и домашние животные». Цель: развитие умения называть диких и домашних животных; классифицировать их, развитие речи, памяти, внимания; воспитание любви к природе. Д/И Кто пришел? Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним. Д/И Кто где живет. Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. |
декабрь | Подкормим птиц зимой | Закрепление знания о зимних явлениях природы. Формирование желания подкармливать птиц зимой. Расширение представления о зимующих птицах, кормушках для птиц. | Цель: расширение представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Формирование умения - замечать особенности травянистых растений в зимний период, - уточнять строение комнатных растений: различать и называть стебель, лист, цветы | Цель: расширение представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах, снегирях. Закрепление - умения узнавать воробья по внешнему виду. - умения наблюдать за повадками птиц около кормушки | Беседа о птицах (зимующих). - обобщенных представлений о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, - представлений о том, как птицы приспособлены к жизни в это время года; - желания помогать и заботиться о птицах зимой; Развитие умения сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель. | Д/И «Освободите птичку из клетки». Цель: развитие - умения узнавать и называть птиц; - зрительной памяти, мышления; Воспитание любви к природе. Д/И «Назвать дерево». Цель: развитие - умения узнавать и называть деревья на уличной площадке; - зрительной памяти, мышления; Воспитание любви к природе. Д/И «Название птицы». Цель: развитие - умения узнавать и называть птиц; - зрительной памяти, мышления; Воспитание любви к природе. |
январь | В январе, в январе много снега во дворе... | Уточнение знаний о зимних явлениях природы. Формирование эстетического отношения к окружающей природе. Обогащение словарного запаса. | Цель: Формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях в зимний период. Развитие умения любоваться красотой деревьев в зимнем уборе. Воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам. Ознакомление с одним из комнатных растений (название растения и его частей). | Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости на общение с живыми существами. | «Кто как зимует». Цель: расширение и углубление представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. | Д/И «Угадай растение по описанию».Цель: развитие умения находить предметы по перечисленным признакам (по загадке-описанию).Д/И «Узнай по контуру» Цель: развитие умения находить и называть листья по контуру.Д/И «Найди листочек».Цель: развитие умения различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развитие речи; воспитание внимания и эстетических чувств. |
февраль | У меня живет котенок... | Формирование умения правильно обращаться с животными. Развитие желания наблюдать за котенком и делиться полученными впечатлениями. | Цель: развитие умения видеть красоту заснеженных деревьев. Продолжать знакомиться с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду) | Цель: формирование желания помогать птицам в зимний период, развитие умения наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, закрепление названий птиц. | "Мое любимое животное". Цель: Формирование умения делиться впечатлениями, составлять описательные рассказы о своем любимце (как выглядит, как с ним играть, какие у него привычки). | Д/И «Животные и их малыши». Цель: развитие умения находить малышей домашних животных и называть их; развитие памяти, речи, внимания. Д/И «Кто пришел»? Цель: развитие умения правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитание бережного отношения к ним. Д/И «Кто что ест». Цель: закрепление знаний о домашних животных (что они едят) развитие мышления, внимания, памяти, воспитание желания заботиться о домашних животных. |
март | Уход за комнатными растениями | Расширение представлений о комнатных растениях. Закрепление умения поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой. Развитие интереса к комнатным растениям и желания ухаживать за ними. | Цель: Формирование представлений об изменениях, происходящих с деревьями в весенний период. Закрепление представлений о кустарниках. | Цель: Расширение представлений о поведении птиц весной, формирование умения различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец). | «Как ухаживать за комнатными растениями». Цель: обобщение представлений об уходе за комнатными растениями. Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений, уточнение знаний о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщение представления о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. | Д/И «Магазин цветов». Цель: закрепление знания названий и внешних признаков цветов, растущих в «уголке природы»; развитие умения описывать растения двумя-тремя предложениями, развитие связной речи, памяти. Д/И «Ухаживаем за цветами». Цель: закрепление умения ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развитие памяти, внимательности, воспитание желания заботиться о растениях. Д/И «Какого цветка не стало». Цель: развитие умения называть цветы «уголка природы» (фикус, фиалка, бегония), развитие зрительной памяти, воспитание желания заботиться о растениях. Д/И «Найти цветок». Цель: закрепление умения находить и называть цветы «уголка природы». |
апрель | Прогулка по весеннему лесу | Формирование представлений о характерных особенностях весенней погоды. Расширение представления о лесных растениях и животных. Формирование элементарных представлений о простейших связях в природе | Цель: формирование желания любоваться появившейся зеленой травкой, первыми весенними цветами, изменениями, происходящими с кустарниками в весенний период. Знакомство с процессом посадки овощей. | Цель: Формирование представлений об отличительных особенностях червей, времени появления насекомых и их отличительных особенностях. | Беседа о весне. Цель: уточнение и систематизация знаний о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). | Д/И «Кто в лесу живет». Цель: закрепление знаний о диких животных; развитие памяти, речи; воспитание любви к животным. Д/И «Узнаете по описанию». Цель: развитие умения узнавать деревья и кусты по описанию; развитие внимательности, памяти. |
май | Экологическая тропа | Расширение знания о растениях. Формирование бережного отношения к ним, трудовых навыков, формирование представления о посадке деревьев. | Цель: формирование бережного отношения к природе, умения наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы). Формирование представления о посадке лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями. Формирование желания любоваться красотой цветущего сада, наблюдать за всходами овощных культур. | Цель: формирование доброго отношения к миру природы. Расширение представлений о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) | «По тропинке в лес пойдем» Цель: формирование - интереса к лесу и его обитателям; - представлений о правилах поведения в лесу и правилах сбора грибов; - стремления охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу. | Д/И «Узнай животного по описанию». Цель: совершенствование знаний о домашних животных; умения находить картинки по описанию; развитие внимательности, памяти, мышления. Д/И «Что где растет». Цель: расширение и уточнение представлений об овощах и фруктах, развитие памяти, речи, внимательности. |
Месяц | Задачи | Наблюдения | Беседы | Игры | ||
Растительный мир | Животный мир | |||||
июнь | Расширение знаний о растениях. Формирование - бережного отношения к растениям, - трудовых навыков, - представления о посадке деревьев. | Цель: формирование представлений о травянистых растениях луга, уточнение названий, особенностей внешнего вида (колокольчики, ромашки); формирование представлений о растениях цветника, уточнение их цвета, формы листиков и правилах ухода за ними. | Цель: формирование умения отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки), уточнение знаний о собаке и щенках, особенностях внешнего вида. | «Чудо рядом с тобой» Цель: развитие познавательного интереса; желания видеть необычное в привычном; развитие чувства удивления и восхищения. | Д/И «Назвать дерево». Цель: развитие умения узнавать и называть деревья на уличной площадке; развитие зрительной памяти, воспитание любви к природе. Д/И «Сварите вкусный борщ». Цель: развитие умения называть посуду, выбирать нужные овощи для борща; развитие логического мышления, внимательности. | |
июль | Расширение знаний о растениях. Формирование представлений о посадке деревьев, бережного отношения к ним, трудовых навыков. | Цель: формирование представлений о том, как растут овощи летом, об овощных культурах, которые начинают созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор), формирование умения различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху. | Цель: Расширение представлений о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики) | Беседа о лете. Цель: обобщение и систематизация представления о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнение представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. | Д/И «Волшебный мешочек». Цель: закрепление умения называть овощи и их цвет; развитие зрительной памяти, внимания. Д/И «Овощи и фрукты». Цель: закрепление умения находить названные овощи или фрукты, развитие внимания, памяти. Д/И «Отгадайте на вкус». Цель: закрепление умения - различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец; - определять - овощ это или фрукт. Развитие речи; воспитание внимания. | |
август | Расширение знаний о растениях. Формирование представлений о посадке деревьев, бережного отношения к ним, трудовых навыков. | Цель: Расширение представлений о кустарниках (малина, смородина), о том, что на кустарниках созревают ягоды | Цель: Расширение знаний об отличительных чертах насекомых. | Беседа о бережном отношении к природе. Цель: воспитание бережного отношения к природе, формирование умения правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. | Д/И «С какого дерева листочек». Цель: формирование умения узнавать и называть листья с деревьев, развитие зрительной памяти, внимания. Д/И «Где живут витамины». Цель: формирование умения отбирать только те картинки, на которых нарисована полезная для здоровья пища; развитие внимательности, памяти, мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию у детей раннего возраста начальных экологических знаний
Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....
Перспективное планирование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора». Авторская разработка.
Планирование на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425502-1395768940.jpg)
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-376344-1398791060.jpg)
Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста
Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-376344-1398791060.jpg)
Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста
Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606766-1426171913.jpg)
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
Перспективное планированиеработы по ознакомлению детей дошкольноговозраста с народным фольклором...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/29/picture-271230-1372522011.jpg)
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...