Конспект НОД по экологии "Органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ситник Марина Владимировна

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Наши помощники – органы чувств»

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

  • Образовательные:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

- пополнить словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (сладкий, солёный и т.д.)

  • Развивающие:

- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

  • Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Ход НОД

Воспитатель: Собирайтесь дети в круг, ты мой друг, и я твой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: На нашу почту пришло письмо жителей цветочного города. Самый умный коротышка Знайка пишет: малыши и малышки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Они просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств. Поможем, ребята? (Да!)

Воспитатель: Дети назовите, пожалуйста, какие органы чувств вы знаете?

Дети: Рот, нос, глаза, уши, кожа.

Воспитатель: Я вам загадаю загадки:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам…(
глаза)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет…
(нос)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши…(
ушки)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…(
рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…(
кожа)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами в Цветочном городе…  Наша первая остановка у дома Тюбика. Как вы думаете, что больше всего любит делать Тюбик? (Рисовать).

Воспитатель: А кто он по профессии? (Художник).

Воспитатель: Правильно. Но Тюбик разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся.

Дидактическая игра «Что художник нарисовал неправильно?»

Педагог предлагает детям взглянуть на рисунок художника и найти ошибки.

Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Воспитатель: Какие вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила:

•        Нельзя тереть глаза грязными руками.

•        Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

•        Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

•        Нельзя долго играть в компьютерные игры

•        Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель: Послушайте стихотворение про правила охраны зрения.

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя,

Тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть – упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.

И смотри не все подряд, а передачи для ребят.

Воспитатель: Если ваши глаза устали смотреть телевизор, нужно выполнить гимнастику для глаз «Лучик солнца».

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо)

Воспитатель: Подходим к домику Гусли. Кто он по профессии?  (Музыкант).

Воспитатель: Правильно, Гусля - музыкант. Он разучился слышать и совершенно запутался в звуках разных музыкальных инструментов. Что нам помогает слышать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Давайте вспомним что для этого нужно делать.

Дети: - нужно их мыть;

- не ковырять в ушах;

- уши не любят шума;

- нельзя засовывать мелкие предметы в уши;

- защищать от сильного ветра

Воспитатель: Послушайте стихотворение про то, как нужно мыть уши («Уши» Э.Мошковская)

 - Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?..

Отвечает доктор:

- ЕЖЕ... -

Отвечает доктор гневно:

- ЕЖЕ

– ЕЖЕ

- ЕЖЕДНЕВНО!

Воспитатель: А ещё наши уши любят когда им делают массаж.

Массаж:

Мы ладошки разотрём

Смело ушки мы возьмём

Сверху вниз мы их пощиплем

Пальчиками разотрём.

Воспитатель: Ребята, ваши уши готовы сыграть в игру «Какой музыкальный инструмент звучит?» (Да!)

Дидактическая игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог просит одного ребёнка пройти за ширму и поочередно сыграть на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Воспитатель: Продолжаем путешествие по городу и подходим к домику Синеглазки. Синеглазка разучилась определять запахи. Как вы думаете, почему?

Дети: Она заболела, у неё нос забит.

Воспитатель: Действительно у Синеглазки - насморк, и она совершенно разучилась распознавать запах. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?

Дети: Его нужно понюхать.

Воспитатель: Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники - носы нам в этом помогут.

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Огурец, апельсин, лук, мыло, духи) После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.

Воспитатель: Дети, а что нужно делать что бы нос чувствовал запахи?

Дети: Лечить насморк; гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус. )

Давайте подойдем к домику Сиропчика. Сиропчик любит угощать своих друзей чем-нибудь вкусненьким. Но не смог ничего приготовить, потому что не может определить где у него сироп, где рассол, а где подкислённая вода для лимонада… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду?

Дети: Попробовать на вкус.

Воспитатель: Какой орган чувств есть для этого у человека? (Язык)

Воспитатель: Какие 4 вкуса вы знаете?  (Сладкий, соленый, кислый, горький)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести звук И.

«Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

«Покусывание кончика языка»

«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта, влево - вправо.

«Лошадка» Поцокать языком.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дидактическая игра «Узнай на вкус» (банан, груша, огурец, яблоко, апельсин).

После игры педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот.

Воспитатель: Ребята, а о каком органе чувств мы с вами ещё ничего не сказали?

Дети: О коже.

Воспитатель: правильно об органе осязания. Давайте узнаем насколько чувствительна кожа на кончиках ваших пальцев.

 Д/и «Чудесный мешочек».

- Выберите игрушку в мешочке и скажите, какая она: мягкая или твёрдая, гладкая, шершавая или пушистая?

Воспитатель: Пальчики размяли, а теперь приглашаю вас к столам. На картинках - органы чувств. Посмотрите внимательно и приклейте наклейки, которые подходят каждому органу.

Работа в тетрадях (О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», ч.1).

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и представьте, что перед вами на экране телевизора показывают наше путешествие, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся и снова в группу мы вернемся.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Настроение и чувства в музыке" для старшей группы

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение?  (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторя...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...

Конспект занятия. Эмоции и чувства героев сказки «Курочка – Ряба».

Цель:Развитие понимания себя и других, снятие барьеров в общении.Задачи:             Развивающие:Развитие психических процессов (памяти, лог...

Конспект НОД "Как мы чувствуем разные запахи".

Цели :познакомить с особенностями работы носа, его строением;сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа обоняния.Материал : -схематичное изображение носа; рис...

Конспект НОД "Музыка - язык чувств и образов"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей четвёртого года жизни "Музыка - язык чувств и образов"...

Конспект НОД "Настроения и чувства в музыке"

Конспект музыкальной НОД в подготовительной группе...