Русская изба
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Русская изба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с бытом и кухонными принадлежностями в русской избе | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русская изба». Подготовительная группа.
Цель:
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи; с предметами русского быта и кухонными принадлежностями (печь, самовар, ухват, чугунок, прялка, люлька, деревянные ложки);
- знакомство с предметами русского народного костюма (сарафан, рубашка - косоворотка, кокошник).
Развивающие:
- развивать познавательную активность и интересы детей;
- обогатить словарь детей загадками, небылицами, расширять кругозор детей новыми словами.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории, культуре и традициям своего народа;
- создать условия для проявления чувства патриотизма и любви к Родине.
Инструменты и оборудование: интерактивная доска, слайды с картинками русской народной одежды, магнитофон, «Русская изба», чугунок, ухват, самовар, сундучок, веретено, прялка, картинки с предметами старины, баранки, дрова, картинки мальчика и девочки для наклеивания русских народных костюмов).
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, беседа, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация презентации, бумажные куклы мальчика и девочки с русскими народными костюмами).
Ход занятия:
Здравствуйте, меня зовут Юлия Александровна.
Проходите, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Встанем рядком, да поговорим ладком. Посмотрите сколько у нас гостей. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями.
- Я хочу Вас пригласить в путешествие в прошлое.
Давайте отправимся туда.
Раз, два, три, четыре, пять – хотим в прошлом побывать!
Вот мы и оказались в настоящей русской избе. Посмотрите, как уютно и тепло в избе, а сколько добра всякого - видимо-невидимо.
Ребята, посмотрите, я пришла к Вам в гости в русском народном костюме.
Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? Правильно, это произошло очень давно, одежда служила человеку для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. Давайте посмотрим как раньше одевались люди.
Показ слайдов с русскими народными костюмами (слайды).
Воспитатель: Ой, смотрите печка. Печь была главной частью жилища. Печь топили дровами (показывает детям дрова). Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. А здесь, смотрите,
Книзу узок,
Вверх широк,
Не кастрюля… (чугунок).
Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.
Воспитатель показывает чугунок. Просит подержать, спрашивает: «Тяжелый чугунок или нет?».
В таком чугунке пища долго могла оставаться горячей, поскольку стенки у него очень толстые.
Воспитатель: А вот знаете ли вы, чем вынимали горячий чугунок из печи? Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить. «Чугунок очень рад, что его схватил…(ухват)».
2. Давным-давно в старину, долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, зажигали свечи, пели песни, водили хороводы, такие вечера назывались - посиделками. Давайте и мы с вами посидим. Я предлагаю отгадать загадку, что ставили на стол, когда люди собирались?
- Стоит толстячок подбоченивши бочок, шипит и кипит - всем пить чай велит (Самовар). Правильно. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. (Если скажут чайник, то сказать, что чайником мы пользуемся сейчас, а раньше использовали для этого самовар).
По русскому обычаю гостей угощали чаем. Ребята, а вы с чем любите пить чай? (Ответы детей). А пироги вы любите? А баранки?
Пальчиковая игра:
Бублик
Баранку
Батон и
Буханку…
Пекарь испек из муки спозаранку
Бублик
Баранку
Батон и
Буханку.
Жили на Руси наши предки дружно, несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней. И не одни посиделки не обходились без русских народных игр. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру: «Золотые ворота».
- Ребята, посмотрите, что это за сундучок? Давайте его откроем и посмотрим, что в нем?
Загадки:
- Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке? (Матрешки).
- Не сапоги, не туфли, не шиты, не вязаны, а к ногам тесьмой привязаны? В них ходили раньше люди, плели их из березовой коры, а чтобы с ножки не спадали, их веревкой привязали? (Лапти).
- Шелковое поле, четыре угла, цветы на нем не вянут, не сохнет трава? (Платок).
- Утром, вечером и днем соберемся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка, а поможет есть их..(Ложка).
Игра с ложками под песню «Ах вы сени».
( Плач ребенка) Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? Дети: Ребенок. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную. А какую ребята, вы песню слушаете, когда засыпаете?
А в мое детство папа пел песню «Жила была бабка у самой речки».
Вот видите какие разные песни поют люди для засыпания малышей.
4. А еще ребята русский народ очень трудолюбивый, летом в поле, в огородах трудились, зимой пряли, шили, вязали, да лапти плели. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен – моток ниток) и пряли с помощью веретена. Про него говорили: верчусь, верчусь – не потею, только более толстею. Это предмет для наматывания нити (клубок).
А рядом посмотрите, прялка. Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. Приспособление для ручного прядения.
Любит наш народ отдохнуть, пошутить. Вот какие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках:
- Чепуха, чепуха это просто враки, куры съели петуха говорят собаки.
- Между небом и землей поросенок рылся и нечаянно хвостом к небу прицепился.
- Сидит ежик на березе новая рубашечка на головке сапожок на ноге фуражечка.
- На горе стоит телега слезы капают с дуги, под горой стоит корова надевает сапоги
Ребята, предлагаю вам игру: «Что было, что стало»
Разложены картинки, вам надо найти пару.
Лапти – кроссовки;
Чугунок – кастрюля;
Самовар – чайник;
Печь – электроплита;
Ухват – прихватка;
Веник (голяк) – пылесос;
Лавка – стул;
Прялка – машинка швейная;
Люлька – кроватка детская;
Ложка деревянная – ложка железная.
Ребята, у меня есть куклы бумажные, я предлагаю вам их нарядить в русские народные костюмы. Мальчиков в рубашки - косоворотки с кушаком, брюки и сапоги. А девочек в сарафаны, рубашки, головные уборы и сапожки.
Воспитатель:
Ребята вот и пришло время возвращаться опять в настоящее.
- Раз, два, три, четыре, пять, хотим в группу мы опять!
Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать, вы оказались очень любознательными и любопытными. Давайте еще раз вспомним предметы русского быта, с которыми мы сегодня познакомились. Какие слова вы запомнили? А вам понравилась наша прогулка по русской избе?
Ответы детей: Да. Очень. Пришло время расставаться с вами.
Дети: До свидания
Самоанализ.
Создала условия для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом, познакомила с убранством русской сельской избы.
Познакомила детей с особенностями устройства быта, традициями сельской семьи.
Поиграла с детьми в русскую народную игру «Золотые ворота»; рассказала небылицы; отгадывали загадки.
Оценка организации занятия:
а) подготовка помещения к образовательной деятельности включала в себя соблюдения режима проветривания, подготовку и размещение интерактивной доски и магнитофона для проигрывания русской народной песни «Ах вы, сени»
б) подготовка к занятию включала в себя рациональное размещение, необходимого материала для образовательной деятельности. На занятиях были соблюдены техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.
Занятие проводилось с воспитанниками подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. На занятиях присутствовало 8 детей. Вся информация и задания соответствуют возрасту воспитанников. Воспитанники восприняли материал с должным интересом; узнали много нового о быте и традициях русского народа, поняли значение новых слов, услышанных на занятиях, познакомились с основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них.
Проведенное занятие отложится в памяти детей в связи с многообразием наглядного материала и даст определенный толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.
Проведение игры «Что было, что стало», способствовало подведению итогов о предметах прошлого и настоящего. С заданием дети справились хорошо, что благоприятно сказывается на их самооценке, самоутверждении в своих навыках.
В конце занятия дети нарядили кукол в русские народные костюмы. Ребята запомнили названия, такие как: сарафан, косоворотка, кокошник, кушак, рубашка).
Система работы воспитанников. Дети организованы, активны, проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение к педагогам, гостям, друг другу, хорошо усвоили материал.
Общие результаты занятия. Все запланированные методы и приемы (беседа, рассказ, танец с ложками, использование ИКТ, музыкальное сопровождение) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей.
Психологический климат на протяжении всего занятия был благоприятный.
Предложить родителям в быту обращать внимание на русские народные праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи, для привития любви и уважения к своей Родине – России.
Осуществлена интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...