Социальный проект " Преданья старины далекой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Гурова Ирина  Викторовна

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_16.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                  СОЦИАЛЬНЫЙ   ПРОЕКТ

             В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГР. № 4

           «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ»

                             Руководители проекта: Сафронова О.В.

                                                                       Гурова И.В.

                                             Актуальность: 

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, чугунок, ухват, коромысло, керосиновая лампа, прялка, веретено и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

. Из опроса родителей видно, что они недостаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея, организации мини-музея народного быта, целиком поддержанная родителями, которая переросла в долгосрочный педагогический проект.

Вид проектатворческий, исследовательский.

Участники проектавоспитатели, дети, родители.

Продолжительность проектадолгосрочный

Цель проектаСоздание мини-музея «Уголок русской избы» для ознакомления дошкольников с историей и культурой своего народа, формирования у детей представления о старинных предметах быта. 

Задачи проекта:

1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини-музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

Ожидаемый результат:

-Дошкольники приобщатся к традициям, обычаям русского народа.

-Сформируeтся представление о музее, как центре культуры своего народа.

-Обогатится словарный  запас названиями старинных предметов быта.

-сформируется духовно-нравственная личность посредством приобщения к народным традициям

 

      Первый этап: (подготовительный)

  1. Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.
  2. Составление плана работы по реализации данного проекта.

3. Оформление мини- музея в групп

      Второй этап; (основной)

                                                                  ОКТЯБРЬ:

                  Тема; «Знакомство с образом жизни людей Древней Руси

  1. Беседа «Русская изба»
  2. Д/ И « Что сначала, а что потом»

     3.Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок

     4. Чтение художественной литературы.

      - сказка « По щучьему веленью»

      -сказка «Василиса Прекрасная»

    5.Слушание  песни « Русская изба» М.Пляцковского

    6. Обыгрывание песни « Где был Иванушка»

    7. Беседа « Прялка и суеверия, связанные с ней»

                                                  НОЯБРЬ:

             Тема;  «Фольклор  нашего народа»

  1. НОД по развитию речи « Русское народное творчество»
  2. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками
  3. Беседа на тему « Живет в народе частушка»
  4. Сочинение небылиц, нелепиц

      5.Выставка в группе русских народных сказок

     6. Рассматривание иллюстраций к сказкам

     7. Д\ И  « Узнай сказку»

                                                ДЕКАБРЬ:

       Тема ; « История русской одежды»

  1. Беседа о том, что носили на Руси
  2. Рассматривание альбома «Русская национальная  в будни и праздники»
  3. Декоративное рисование  «Раскрась сарафан»

      4. Ручной труд « Сделай свою игрушку из ниток»

      5. Аппликация  « Кукла в национальном костюме»

                                              ЯНВАРЬ:

       Тема: «Народные поверья, приметы «

  1. Беседа «Рождественские посиделки»
  2. Мастер- класс с родителями «Обереги»

3.  РАЗВЛЕЧЕНИЕ « Святки- колядки»

  1. Разучивание колядок
  2. Знакомство детей с приметами и поверьями

                                           ФЕВРАЛЬ:

               Тема: « Народные праздники»

  1. Ручной труд «Изготовление куклы Масленица»
  2. Беседа о празднике Масленица»
  3. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен
  4. НОД  Лепка « Жаворонки

        5. Проведение праздника на свежем воздухе « Прощай ,масленица»

  1. Беседа « Русские богатыри- наши папы, дедушки»
  2. Рассматривание картины « Три богатыря»

                                             МАРТ

           Тема: «Чем питались наши предки «

         1. Беседа « Знакомство с традициями и разнообразием русского          

         национального стола

    2.Чтение художественной литературы

      К.Паустовский  « Теплый хлеб»

      Н.Телешов «Уха»

      Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, масленый»

        3. Беседа «Веселые ложки»

        4. Исполнение частушек с сопровождением игры на ложках

        5.  НОД Рисование  «Раскрась ложку»(хохлома)

        6. Театрализованная сказка «Как Бага Яга стала доброй»

                                                 АПРЕЛЬ:

           Тема: « Праздник русских народных игр»

       1.Разучивание  русских народных игр « Гуси-лебеди», «Ручеек»  ,

          «Заря- заряница»

       2.Беседа с детьми о праздновании праздника Пасха

       3.Катание яиц на Красную горку

       4. Рисование «Раскрась пасхальное яйцо»

       5. Конкурс на лучшее украшенное яйцо

       6. Физкультурный досуг «Игры нащих бабушек»

                                                    МАЙ:

               Тема:  «В мастерской народных умельцев»

  1. Изготовление лэпбука «Народные промыслы России
  2. Беседа с детьми «Народные игрушки»
  3. Составление рассказов « Что я знаю о русской культуре»

        4.Выставка литературы « Народные промыслы России»

        5. Д.и «Обведи и раскрась», «Найди дымковскую игрушку», «Откуда

        пришла матрешка», «»Магазин игрушек», «Собери посуду»(по видам

        росписи)

  1. Беседа на тему; «Знакомство с русской матрешкой»

        6. НОД  для родителей «День русской березки»

  Третий этап  (заключительный)

  1. Викторина «Как люди раньше жили на Руси»
  2. Выставка декоративно-прикладного искусства
  3. Презентация результатов проектной деятельности

    4 Выставка детских рисунков «Предметы русского быта»

  Работа с родителями:

  1.Оформление мини-музея «Русская изба»

  2.Организация экскурсии на Большой Дуб

  3.Консультации для родителей

-«Нвродное искусство и детское творчество»

-«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей»

  л4.Выставка народных промыслов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет - викторина "Предания старины далекой"

Обобщить знания педагогов об истории цивилизации человека...

Выставка для детей старшего дошкольного возраста "Преданье старины далекой"

Данный материал рассказывает о такой форме ознакомления детей с окружающим миром как выставка и целевая экскурсия....

Проект на тему «Преданья старины глубокой»

Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.(В. А. Сухомлинский)...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

к проекту «Преданья старины глубокой»

Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формир...

к проекту "Преданья старины глубокой"

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утверд...