Проект "Преданья старины глубокой ..."
методическая разработка (подготовительная группа)
Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы. В проекте принимали участие дошкольники 6-7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной «Преданья старины глубокой…» для детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель: Алферова И.А.
Цель:
Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А.С. Пушкина.
Задачи:
1.Расширить знания дошкольников о сказках Пушкина, через речевую, игровую и театрализованную деятельность.
2.Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, способствовать развитию таких навыков, как интонация, жесты и мимика.
3.Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
4.Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые гости, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
(Дети заходят в зал ручейком под музыку «В гостях у сказки …»)
Наш зал превратился в литературную гостиную, где сегодня будет звучать музыка и стихи. Уже прошло более 200 лет со дня рождения поэта, но дух его произведений, его сказок живет в каждом русском человеке.
Начало презентации "А. С. Пушкин "
Велик и разнообразен сказочный мир.
Всех героев этих сказок
все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон
И Людмила, и Руслан
Кто эти сказки написал?
Дети отвечают: (А.С. Пушкин)
Ведущий:
Правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А.С. Пушкин.
С раннего детства рядом с ним была его любимая няня. Скажите мне, как звали няню Пушкина.
Дети: Арина Родионовна.
Ведущий:
Правильно, Арина Родионовна. Всю жизнь поэт очень любил ее вспоминал ее и посвятил ей свои стихи.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Скажите, ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.)
Выходит, родитель (бабушка)-Арина Родионовна, одетая в русский сарафан
Был Пушкин маленьким когда-то
любил играть, как вы, ребята.
И петь любил, и танцевать,
И вечером под сказки
Тихонько засыпать.
А сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Каждый вечер, она рассказывала ему захватывающие, прекрасные истории.
Инсценировка " Няня и Саша "
(к няне-взрослому выходит мальчик «маленький Саша Пушкин»)
няня-Арина Родионовна и маленький Саша.
Няня: Сашенька, милок, уже давно пора спать. Время позднее.
Саша: Не хочу - у - у. Нянюшка, нянюшка, ну расскажи мне еще одну сказку. Ну, пожалуйста.
Няня: А, какую же сказку тебе рассказать?
Саша: Хочу с чудесами!
Арина Родионовна и Саша уходят
Выходят дети (под музыку)
1-й ребенок
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
2-й ребенок
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
3-й ребенок
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
4-й ребенок
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
5-й ребенок
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
6-й ребенок
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
7-й ребенок
Там ступа с Бабою Ягой-
Идёт, бредёт сама собой,
8-й ребенок
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
8-ой ребенок
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Дети садятся под музыку.
Под музыку «В гостях у сказки» выходит кот, выносит сундучок.
Проходит и останавливается на ковре по центру.
Кот:
Здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу!
Ведущий:
В гости милости прошу! Уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу загадку. Приготовились? Внимание!
Выходят дети показывать инсценировку фрагмента «Сказки о золотой рыбке»
Море изображают четыре мальчика с помощью полотна ткани синего цвета, автор, рыбка, старик, старуха
Музыка Чайковский «Колыбельная»
Ребенок от автора:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Рыбка:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Дед:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."
Автор:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:
Старуха:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Дети кланяются и садятся под музыку
Кот:
Эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Ведущий:
Давайте поиграем в игру «Рыбкины секреты». Ребята, выходите. Загадаем родителям загадки.
Выходят дети и загадывают по две загадки
1. Сколько лет жили старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Назовите первое желание старухи? (корыто)
7. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
Ведущий:
Молодцы ребята и ты кот.
Кот:
А у меня для вас загадка посложнее. (Демонстрирует волшебный ларец.)
Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы – сказку называть!
Музыка «В гостях…»
Кот достает три платочка из ларца.
Кот: Из какой сказки предметы?
Дети отвечают.
Кот:
Закрываем глазки и повторяем заклинанье: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. 1, 2, 3 сказка к нам приди!»
Звучит русская народная мелодия.
Выходят дети для инсценировки «Три девицы»: автор,
три девочки берут спицы, вышивание, пряжу.
На скамейке три девицы.
Автор:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица:
Кабы я была царица, -
Няня: Говорит одна девица, -
1 девица:
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица:
Кабы я была царица, -
Автор: Говорит ее сестрица, -
2 девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица:
Кабы я была царица,
Автор:
Третья молвила сестрица.
То для батюшки царя родила богатыря.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь, стороны той государь,
Ведущий:
Все девицы выходите, хоровод нам заводите!
Выходят девочки танцуют, садятся.
Ведущий:
Писатели и поэты пишут сказки и стихи, а как назвать человека, который сочиняет музыку?
Дети отвечают (композитор)
Ведущий:
Я предлагаю всем послушать музыкальное произведение.
Звучит фрагмент пьесы «Полёт шмеля» Н.А.Римский-Корсаков
Ребенок-шмель выходит, танцует, говорит слова.
«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»
Ведущий:
Что напоминает вам музыка? Кто её написал? Для какой сказки?
кто в шмеля превратился? (ответы детей)
под музыку Кот достает орехи.
Кот:
Из какой сказки этот предмет, кому он принадлежит и о чем говорит?(дети отвечают) Правильно, о белочке, это первое чудо. Чудо мы сейчас увидим. Раз, два, три - сказка к нам приди!
Мальчики-богатыри уходят переодеваться.
Выходят два ребенка и показывают отрывок из сказки
«О царе Салтане …»
Звучит мелодия «Во саду ли…..»
1-й ребенок:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
2-й ребенок:
Белка песенки поет
да орешки все грызет.
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
Девочка в костюме белочки и девочки с «золотыми» орехами исполняют танец.
После танца, белочка обращается к зрителям.
Белочка:
Ребята, помогите мне, пожалуйста. У меня все смешалось в корзинке. Необходимо все разложить отдельно: орехи, изумруды и шишки.
Ведущая: Поможем?
Дети: Да!
Эстафета " Поможем белочке "
Дети сортируют названные предметы и относят на свой стол.
Кот: а у нас продолжаются чудеса.
Кот достает меч.
Кот: Из какой сказки предмет? (Дети отвечают).1,2,3 сказка к нам приди!
Выходят " Богатыри "
1-й ребенок:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
2-й ребенок:
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
3-й ребенок: - Никита
Расплеснется в скором беге
И останутся на бреге,
33 богатыря,
В чешуе златой горя.
4-й ребенок:
Все красавцы молодые
Великаны удалые
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор,
С ними из моря выходит.
И попарно их выводит.
Танец " Богатырская сила "(музыка С Намина)
Кот: а теперь скажите кто творил чудеса в этой сказке?
Дети: Царевна Лебедь
Кот: Сейчас мы с вами с ней встретимся. 1,2,3 сказка к нам приди!
Выходит девочка в костюме царевны
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц плод косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
выступает, будто пава,
А как-речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Танец Царевны Лебеди (музыка П.И.Чайковского)
Кот достаёт предметы (яблоко, зеркальце).
Кот:
Мой вопрос совсем простой: из какой сказки предметы
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Кому из героев сказки принадлежит волшебное говорящее зеркальце (показывает зеркало). (Ответы детей).
Кот: 1,2,3 сказка к нам приди
Выходит девочка в костюме царицы.
Царица:
Свет, мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Кот:
Кто в этой сказке обращался за помощью к солнцу, луне и ветру?
Выходит, Елисей (с конем) и ребенок-автор, ребенок-ветер
Автор:
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
К красну солнцу наконец,
Обратился молодец,
За месяцем с мольбой погнался,
Елисей не унывая, к ветру кинулся, взывая:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её,
Ветер:
Постой,- отвечает ветер буйный-
Там за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора….
Кот:
Вот так сказка это диво…..
Посмотрим, что еще в волшебном ларце лежит?
Кот достает петушка
Кот: Из какой сказки герой? (дети отвечают).1,2,3 сказка к нам приди
Выходят мудрец, Дадон, Петушок, ребенок-автор
Автор:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,
Молвил он царю,- на спицу,
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой
Коль кругом все мирно
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит,
«За такое одолженье,
Волю первую твою.
Я исполню, как мою»
«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Кот: Опустел мой ларец. Вот игре и конец.
Ведущая:
Ребята, мы сегодня вспомнили с вами сказки А. С. Пушкина.
Читайте Пушкина, друзья,
Читайте сказки
И будет жизнь полна тогда тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья,
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года,
Вы радость сказки!
Воспитатель:
Спасибо кот-дружок, до свидания, до новых встреч!
Кот уходит под музыку «В гостях у сказки..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"
мои рассуждения по поводу.......
Предания старины глубокой.
1.Вход Сказителя, беседа с ним.2.Стихи о богатырях.3.Составление кратких рассказов о богатырях.4.Физминутка "Дубок".5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.6.Игра "Собери богатыря в дорогу и з...
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"Цель: Познакомить детей с образом жизни людей древней Руси , с их обрядами; с орудиями труда, исп...
Предания старины глубокой
Занятие в подготовительной группе по истории Отчизны на примере Отечественной Войны 1812 года...
Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....
Презентация "Бабушкин сундук - дыханье старины глубокой"
Данная презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста со старинными вещами, которыми пользовались наши бабушки....
к конкурсу «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» номинация "Святки"
Представлена презентация из 2 частей с детскими работами и описаниями Рождественских традиций, обычаев. примет.Материал создан совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В....