к проекту «Преданья старины глубокой»
учебно-методический материал (старшая группа)

Холод Елена Викторовна

Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формируется благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Проект «Преданья старины глубокой» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б ыт и культура русского народа

Слайд 2

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой.

Слайд 3

В избе была одна комната – горница. Она была и кухней и спальней. В обстановке избы нет ни одного лишнего предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и место. В горнице стояли сундуки, которые служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 4

Русская печь в избе Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Топили печь дровами. Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит. В чугуне готовили пищу. Ухват использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол.

Слайд 5

На Руси за водой ходили с коромыслом

Слайд 6

Русский национальный костюм Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные . Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета . Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава. Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса .

Слайд 7

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Слайд 8

Семьи были большие. Жили вместе бабушки с дедушками, их дети и внуки. В семье было несколько детей. Старшие дети помогали младшим и уважали взрослых. Семья

Слайд 9

Русский народный фольклор

Слайд 10

Угадай русскую народную сказку


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231

«Детский сад комбинированного вида»

https://212d.ru/site_ds/files/62/images/576-1f54991d526d041de9f11ee225e32c6e.jpg

Проект

«Мини-музей для дошколят»

Автор проекта:

воспитатель МАДОУ Холод Е. В.

Кемерово 2021.

Актуальность:

      Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью  нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей?

      В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.

      Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

       Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения.

   Музей выступает как часть образовательного процесса:

– является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

– способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

– помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

     Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

     Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.  

Цель проекта:

Формирование  у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических,  культурных, исторических ценностях  посредством музейной педагогики Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музее в ДОУ.

  • Задачи.
    Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры.
  • Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с экспонатами музея.
  • Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе диалога с культурным наследием, художественного восприятия действительности.
  • Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки.
  • Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
  • Формировать толерантное отношение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
  • Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. 

Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников

Основные преимущества при создании  мини-музеев в ДОУ:

- Мини-музей расположен в ДОУ;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

- Дети – создатели, участники;

- Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

- Можно пригласить детей других групп ДОУ;

- Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс

- Совместной работы воспитателя, детей и их семей

Принципы организации мини-музеев:

Принцип интеграции

Принципы деятельности и интерактивности

Принцип научности

Принцип природосообразности

Принцип культуросообразности

Принцип гуманизации

Принципы динамичности и вариативности

Принцип разнообразия

Принцип экологичности

Принцип безопасности

Принципы глобализма и регионализма

Принцип креативности

Принцип непрерывности

Принцип партнерства и др.

Выделяют следующие педагогические функции мини-музеев:

– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Пути и механизмы реализации проекта:

  • Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
  • Организация выставок, экскурсий;
  • Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
  • Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых.

Ресурсное обеспечение проекта:

1)Научно-методическое:

  • Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
  • Методическое сопровождение проектной деятельности.

2)Организационное

  • Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
  • Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми  и родителями.

3)Информационное:

  • Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
  • Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ.

          4)Материально-техническое:

  • Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Создание мини–музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
  • Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
  • Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

 

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный  процесс новыми интерактивными формами.

Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный этап

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

содержание

Организация работы с педагогами

1

Анализ ситуации в ДОУ

2

Изучение литературы по музейной педагогике

3

Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ

4

Анализ реализации подготовительного этапа проекта

Организация работы с детьми

1

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

2

Посещение краеведческого музея

3

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.

4

Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми

5

Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

6

Творческие работы детей(ИЗО, аппликации)

Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике

2

Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей»

3

Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению  творческих работ.

  • Основной этап

Цель: разработка методических материалов

Содержание

Организация работы с педагогами

1

Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея

2

Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности.    экскурсий по мини-музею

3

Просмотр  мероприятий по организации работы в мини-музее

4

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

5

Анализ реализации проекта в целом

Организация работы с детьми

1

Совместная исследовательская и творческая деятельность

2

Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей

3

Театрализация и игры

4

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ

Взаимодействие с родителями

1

Изготовление с детьми творческих работ

2

Посещение мини-музея в ДОУ

3

Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов

  • Заключительный этап

Цель: оценка и представление результатов проекта

Содержание

Организация работы с педагогами

1

Презентация мини-музеев

2

Анализ реализации проекта

Организация работы с детьми

1

Диагностика знаний детей о музее

2

Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности

3

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Темы мини-музеев могут быть разнообразными:

-«Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

-  «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;

- Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

- «Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

- «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

- «Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

- «Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

- Мини-музей «Мульти-пульти», создание которого позволило на новом уровне пробудить у детей интерес к мультипликационному искусству, объединить педагогов, детей и родителей общим захватывающим делом сбора и создания экспонатов, подготовкой тематических экспозиций и развлечений под общим названием «Союзмультфильм представляет».

- Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья.

- Мини-музей «Картинная галерея»

На стенах размещены фотографии, репродукции картин с изображением видов природы. Экспозиция меняется в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года.

- Мини-музей «Воинской доблести и славы»

Экспонаты могут быть такие:

  • Рода войск Вооруженных сил РФ.
  • Дети-герои.
  • Герои ВОВ.
  • Города-герои.
  • Письма с фронта.
  • После боя.
  • Военная техника.

 

Заключение:

Создание мини-музея в ДОУ позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей место познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Мини-музей станет  неотъемлемой частью развивающей предметной среды  ДОУ и непременно покажет свою значимость в воспитании и развитии детей.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  2. Микляева Н.В.  Инновации  детском  саду.  Пособие  для  воспитателей.  —  М.:  Айрис-пресс,  2008.  —  160  с.  —  (Дошкольное  воспитание  и  развитие).
  3. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как создать инновационную площадку в системе образования: учебно-методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2016 г.
  5. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
  6. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
  7. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
  8. Н.А. Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008




Предварительный просмотр:

Обычаи и традиции русского народа

"Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим..." В статье рассказывается об основных традиционных праздниках на Руси, о том, что очень важно не потерять нить, связывающую прошлое с настоящим и передать подрастающему поколению всю прелесть и самобытность русских традиций и обычаев.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней мы старины своей не помним, забываем мы о ней. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки . Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями.  Например: русское гостеприимство)

Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. « Дорогих гостей встречаем  пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном с белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим!

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки, частушки и многое другое.

Одной из традиций на Руси являлась Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении. Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами. Праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной работы: косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д. На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю). В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряженые.

19 января праздновалось православное Крещение. В этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год

Масленица (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю и, начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.

Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник. На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день. Она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

На седьмой неделе после Пасхи  праздновали Именины березки (Семик и Троица):  Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье. В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж.. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Сборы (хороводы) - летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Ильин день - один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Одни из самых почитаемых праздников осени был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у детей уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"

мои  рассуждения  по  поводу.......

Предания старины глубокой.

1.Вход Сказителя, беседа с ним.2.Стихи о богатырях.3.Составление кратких рассказов о богатырях.4.Физминутка "Дубок".5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.6.Игра "Собери богатыря в дорогу и з...

Проект на тему «Преданья старины глубокой»

Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.(В. А. Сухомлинский)...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

к проекту "Преданья старины глубокой"

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утверд...

Проект по нравственно патриотическому воспитанию "Преданье старины глубокой. Татарская изба"

Цель данного проекта: пробудить интерес дошкольников  к  культуре и традициям нашего народа .Воссоздание мини музея Ттарская изба....