Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_snezhok.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»
(вторая группа раннего возраста)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста(2-3 года) , воспитатели, родители.
Длительность проекта: краткосрочный (две недели).
Реализация проекта: декабрь.
Предмет исследования: природный объект- снег.
Актуальность проекта: Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений, поэтому с наступлением зимы мы решили дать детям знания об одном из признаков этого времени года – снеге.
Проблема: недостаточные знания детей о снеге как природном объекте.
Цель: исследовать, что такое снег; дать представление о свойствах снега, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о зимних природных явлениях: стало холодно, дует сильный ветер, идет снег;
- познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок;
- формировать познавательную активность детей при проведении простых экспериментов, наблюдений;
- обогащать активный словарь детей: зима, снег, снежинки, холодный, белый.
Развивающие:
- способствовать развитию активной речи детей посредством общения в процессе наблюдений;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать интерес к художественным произведениям о зиме, снеге.
Задачи для родителей в период реализации проекта:
-способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу;
-совместно искать информацию по теме в литературе и интернет- источниках.
Предполагаемые продукты проекта: фотовыставка совместно с родителями «Снежные истории», творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок».
Предполагаемый результат:
- дети имеют элементарные представления о свойствах снега;
- проявляют интерес к познавательной деятельности;
- слушают доступные по содержанию литературные произведения (стихи, потешки);
- эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу;
- обогатится активный и пассивный словарь детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный).
Изучалась методическая литература по теме, материалы в интернет- ресурсах по данной теме, осуществлялась подготовка иллюстраций, необходимого оборудования для проведения экспериментов, атрибутов для игр, подборка художественной литературы в соответствии с темой.
Подготовлен информационный материал для родителей «Занимательные опыты с малышами», размещена информация в закрытой группе социальной сети Viber о проведении проекта, его задачах, предложено совместно организовать фотовыставку «Снежные истории».
2 этап (деятельностный).
Во время бесед организовано рассматривание с детьми иллюстраций о зиме, зимних явлениях; сопровождением этой работы стала подборка яркого выразительного художественного слова.
На прогулке организованы наблюдения и игры со снегом: дети собирали его в ведерки, при возможности лепили из него снежки, подбрасывали вверх, наблюдали за снегопадом, смотрели, как старшие дети строили горки, катались на санках. В заключение прогулки отряхивали снег на улице, потому что он растает, обувь будет сырой.
Снег много раз «приглашали» в гости поиграть, вносили тазик полный снега в группу, малыши дотрагивались до него. Набирали в ладони, сжимали. Смотрели, как он тает, прятали маленькие игрушки в снегу. Пытались слепить разные формы. Опускали снег в теплую воду и наблюдали – что же произойдет? Устраивали снежную «песочницу», делали снежные пирожки с помощью лопаток и формочек.
Особое внимание детей было обращено на свойства снега- холодный, белый, тает, лепится, насыпается. Малыши раскрашивали снег яркими красками и наблюдали, что будет происходить с ним, выкладывали цветной снег на листы бумаги и любовались получившимися рисунками. Такие эксперименты способствовали формированию представления детей о свойствах снега, позволяли проявлять инициативу, воспитывали умение взаимодействовать со сверстниками.
В группе играли в бумажные снежки, которые дети сделали самостоятельно, создавали в танце образы снежинок, на прогулке перепрыгивали через сугроб, проходили по снежному мостику, перешагивали через снежные комочки, проводили пальчиковые игры, в которых дети развивали не только мелкую моторику, но и знакомились с поэтическими образами зимних явлений.
В дидактических играх: «Большая и маленькая снежинка», «Кто спрятался за сугробом», «Одень куклу на прогулку», «Разноцветные сказки», «Разрезные картинки» организованно закрепление представлений у детей о сезонных изменениях в зимний период, о цвете, форме, величине, что способствовало развитию памяти, мышления, восприятия.
В изобразительной деятельности дети передавали образ снега в творческих работах- с помощью кисточки оставляли на тонированных листах снежные следы зайчика, мишки, лисички, снежинками укутывали деревья, дома на рисунке. Из пластилина лепили снежные шары, снеговиков, снежные дорожки. Это помогло развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, формированию представлений о свойстве художественных материалов.
3 этап (заключительный).
Совместно с детьми выполнена творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок», организована фотовыставка «Снежные истории», в которой семьи воспитанников поделились своими интересными снимками о зимних забавах своих малышей. В завершение на странице в социальной сети размещен фотоотчет о реализации проекта и отмечены достигнутые результаты.
В ходе реализации проекта дети познакомились в экспериментальной деятельности со свойствами снега, проявляли свободу в выборе материалов, своих желаний и отношений к окружающим явлениям.
Перспективный план по реализации проекта «Снег – снежок».
1-й день
- Беседа «Вот и зимушка пришла, много снега принесла». Рассматривание иллюстраций о зимних явлениях в природе.
Цель: развивать у детей умение внимательно рассматривать рисунки, объяснять содержание увиденного; учить узнавать и находить на иллюстрациях знакомые предметы; активизировать диалогическую речь.
- Рассматривание снега на прогулке с обращением внимания на его свойства. Предложить поддержать снег на ладони и на рукавичке, посмотреть, что произойдет.
- Прогулка: игры со снегом, с выносным материалом.
2-й день
- НОД. Познавательное развитие. «Вот и зимушка пришла, много снега принесла».
- Прогулка «Наблюдение за снегопадом».
- Опытно-экспериментальная деятельность «Куда делся снег».
Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой. После прогулки заносим снег в группу. Предлагаем подумать, что будет со снегом, если его оставить в теплой комнате. После тихого часа воспитатель и дети рассматривают талую воду.
3-й день
- Наблюдение на прогулке за трудовой деятельностью детей младшей группы - уборка снега с дорожек, постройка горки.
Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.
- Пальчиковая игра «Снеговик».
- Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки».
4-й день
- НОД. Художественно – эстетическое развитие (лепка) «Снежные комочки».
Цель: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
- Наблюдение за сугробами. Ветер намел снег в сугробы, они бывают высокие и низкие.
- Подвижная игра на прогулке «Берегись, заморожу!».
- Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».
Цель: способствовать развитию правильного дыхания.
5-й день
- Прослушивание детских песенок о зиме: «Зимняя сказка», «Белые снежинки».
- НОД. Художественно – эстетическое развитие (рисование) «Выпал первый снежок».
Цель: Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию.
Учить ритмично, наносить мазки на бумагу, вызвать у детей радость от восприятия белого снега. - Подвижная игра в группе «Снежки».
Цель: Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой. Формировать умение энергично выполнять бросок. Развивать координацию движений.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
6-й день
- Чтение стихотворения Г.Ладонщиков «Здравствуй, зимушка – зима».
Цель: воспитывать умение слушать новые произведения; предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы из стихотворения.
- Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Игры-эксперименты со снегом в помещении:» Спрячь игрушки в снег», «Сожми в ладошке», «Слепи разные формы».
7-й день
- Разучивание пальчиковой игры «Снежок»
- Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
8-й день
- Игра «Собираем снежки»
На полу - много снежков (комочков ваты). У каждого участника игры - ведёрко. По команде дети начинают собирать снежки. Игра закончится, когда ни одного снежка не останется на полу. Победит тот, у кого окажется снежков больше, чем у других.
- Пальчиковые игры «Снег зимой летает», «Снежок».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма. - Игры-эксперименты со снегом в помещении: что произойдет, если снег опустить в теплую воду.
9-й день
- Подвижная игра «Снег кружится».
Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры. - Дидактическая игра «Большая и маленькая снежинка».
- Чтение А.Барто «Снег», Б.Радмила «Снег, снежок», А.Романова «Легкий, беленький снежок…», О.Высотская «Снежинки».
10-й день
- Дидактические игры «Укрась рукавичку», «Волшебный сундучок», «Веселый снеговик».
Цель: учить выполнять действия соответственно игровым правилам. - Творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок» с использованием разных художественных материалов.
- Игры со снегом в помещении- раскрашивание разными цветами снега, выкладывание цветного снега на лист бумаги, рассматривание получившихся изображений, на что похожи.
Итог проекта:
Проект «Снег - снежок» длился две недели. В рамках данного проекта дети узнавали о свойствах снега в групповом помещении и на территории участка во время прогулок. Они имели возможность потрогать снег руками, понюхать, послушать хруст ломающихся под ногами снежинок в морозный день, проводили опыты совместно с воспитателем, делали выводы.
Дети принимали участие в лепке снежков из пластилина и бумаги, рисовали снег на бумаге.
Проект помог вызвать у детей интерес к исследовательской и творческой деятельности, они узнали, что снег белого цвета, холодный, тает в теплом помещении, превращается в воду.
Итогом проекта стала творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок».
В течение всего времени проекта дети играли в подвижные игры, что способствовало сплочению детского коллектива и физическому развитию, дидактические игры, развивающие умственные способности, рассматривали иллюстрации и картинки, развивая речевые навыки, знакомились с новыми литературными произведениями.
Таким образом, работа над проектом помогла укрепить здоровье детей, сплотить детский коллектив, повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности, пополнить словарный запас.
Перспектива развития:
Данный проект позволил детям получить новые знания в процессе игр, экспериментов и творческой деятельности. Процесс обучения происходил естественно и непринужденно.
В дальнейшем планирую продолжить опытно-экспериментальную деятельность со льдом, водой и песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Снег-снежок"
В ходе реализации проекта у детей закрепится представления о снеге, его свойствах, вреде и пользе....
Проект" Снег-снежок"
В проекте даётся краткое описание работы воспитателя по теме "Снег"г в разных видах деятельности....
Проект "Снег - снежок"
Проект "Снег - снежок" для средней группы. Эксперименты со снегом....
Познавательно-исследовательский проект "Снег-снежок" для детей раннего возраста
С наступлением зимы появляется возможность познакомить малышей с удивительным веществом-снегом...
Познавательно-исследовательский проект "Снег - снежок"
Познавательно-исследовательский проект "Снег - снежок"...
Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»
Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок» (младшая группа)...
Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»
Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»...