Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»
проект по окружающему миру (младшая группа)

 Егорова Ольга Петровна

Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg_snezhok.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:


Познавательно-исследовательский проект «Снег – снежок»

(вторая группа раннего возраста)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста(2-3 года) , воспитатели, родители.
Длительность проекта:  краткосрочный  (две недели).
Реализация проекта: декабрь.
Предмет исследования: природный объект- снег.

Актуальность проекта: Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений, поэтому с наступлением зимы мы решили дать детям знания об одном из признаков этого времени года – снеге.
Проблема: недостаточные знания детей  о снеге как природном объекте.
Цель: исследовать, что такое снег; дать представление о свойствах снега, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о зимних природных явлениях: стало холодно, дует сильный ветер, идет снег;
- познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок;
- формировать познавательную активность детей при проведении  простых экспериментов, наблюдений;
- обогащать активный  словарь детей: зима, снег, снежинки, холодный, белый.
Развивающие:
- способствовать развитию активной  речи детей посредством общения в процессе наблюдений;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать  интерес  к художественным произведениям о зиме, снеге.

Задачи для родителей в период реализации проекта:

-способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу;

-совместно искать информацию по теме в литературе и интернет- источниках.

Предполагаемые продукты проекта: фотовыставка совместно с родителями «Снежные истории», творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок».
 Предполагаемый результат:
- дети имеют элементарные  представления о свойствах снега;

- проявляют интерес к познавательной деятельности;
- слушают доступные по содержанию литературные произведения (стихи, потешки);
- эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу;
- обогатится активный и пассивный словарь детей.

Этапы реализации проекта:
1 этап  (подготовительный).

 Изучалась методическая литература по теме, материалы в интернет- ресурсах по данной теме, осуществлялась подготовка иллюстраций, необходимого оборудования для проведения экспериментов, атрибутов для игр, подборка художественной литературы в соответствии с темой.

     Подготовлен информационный материал для родителей «Занимательные опыты с малышами», размещена информация в закрытой группе социальной сети Viber о проведении проекта, его задачах, предложено совместно организовать фотовыставку «Снежные истории».

2 этап (деятельностный).

   Во время бесед организовано рассматривание с детьми иллюстраций о зиме, зимних явлениях; сопровождением этой работы стала подборка яркого выразительного художественного слова.

  На прогулке организованы наблюдения   и игры со снегом: дети собирали его в ведерки, при возможности лепили из него снежки, подбрасывали вверх, наблюдали за снегопадом, смотрели, как старшие дети строили горки, катались на санках. В заключение прогулки отряхивали снег на улице, потому что он растает, обувь будет сырой.

  Снег много раз «приглашали» в гости поиграть, вносили тазик полный снега в группу, малыши дотрагивались до него. Набирали в ладони, сжимали. Смотрели, как он тает, прятали маленькие игрушки в снегу. Пытались слепить разные формы. Опускали снег в теплую воду и наблюдали – что же произойдет? Устраивали снежную «песочницу», делали снежные пирожки с помощью лопаток и формочек.

  Особое внимание детей было обращено на свойства снега- холодный, белый, тает, лепится, насыпается. Малыши раскрашивали снег яркими красками и наблюдали, что будет происходить с ним, выкладывали цветной снег на листы бумаги и любовались получившимися рисунками. Такие эксперименты способствовали формированию представления детей о свойствах снега, позволяли проявлять инициативу, воспитывали умение взаимодействовать со сверстниками.

 В группе играли в бумажные снежки, которые дети сделали самостоятельно, создавали в танце образы снежинок, на прогулке перепрыгивали через сугроб, проходили по снежному мостику, перешагивали через снежные комочки, проводили пальчиковые игры, в которых дети развивали не только мелкую моторику, но и знакомились с поэтическими образами зимних явлений.

  В дидактических играх: «Большая и маленькая снежинка», «Кто спрятался за сугробом», «Одень куклу на прогулку», «Разноцветные сказки», «Разрезные картинки» организованно закрепление представлений у детей о сезонных изменениях в зимний период, о цвете, форме, величине, что способствовало развитию памяти, мышления, восприятия.

  В изобразительной деятельности дети передавали образ снега в творческих работах- с помощью кисточки оставляли на тонированных листах снежные следы зайчика, мишки, лисички, снежинками укутывали деревья, дома на рисунке. Из пластилина лепили снежные шары, снеговиков, снежные дорожки. Это помогло развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, формированию представлений о свойстве художественных материалов.

 
3 этап (заключительный).

  Совместно с детьми выполнена творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок», организована фотовыставка «Снежные истории», в которой семьи воспитанников поделились своими интересными снимками о зимних забавах своих малышей. В завершение на странице в социальной сети размещен фотоотчет о реализации проекта и отмечены достигнутые результаты.

  В ходе реализации проекта дети познакомились в экспериментальной деятельности со свойствами снега, проявляли свободу в выборе материалов, своих желаний и отношений к окружающим явлениям.

Перспективный план по реализации проекта «Снег – снежок».

1-й день

  • Беседа «Вот и зимушка пришла, много снега принесла». Рассматривание иллюстраций о зимних явлениях в природе.

Цель: развивать у детей умение внимательно рассматривать рисунки, объяснять содержание увиденного; учить узнавать и находить на иллюстрациях знакомые предметы; активизировать диалогическую речь. 

  • Рассматривание снега на прогулке с обращением внимания на его свойства. Предложить поддержать снег на ладони и на рукавичке, посмотреть, что произойдет.
  • Прогулка: игры со снегом, с выносным материалом.

2-й день

  • НОД. Познавательное развитие. «Вот и зимушка пришла, много снега принесла».
  • Прогулка «Наблюдение за снегопадом».
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Куда делся снег».

Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой. После прогулки заносим снег в группу. Предлагаем подумать, что будет со снегом, если его оставить в теплой комнате.  После тихого часа воспитатель и дети рассматривают талую воду.

3-й день

  • Наблюдение на прогулке за трудовой деятельностью детей младшей группы - уборка снега с дорожек, постройка горки.

            Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры. 

  • Пальчиковая игра «Снеговик».
  • Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки».

4-й день

  • НОД. Художественно – эстетическое развитие (лепка) «Снежные комочки».

            Цель: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми      движениями.

  • Наблюдение за сугробами. Ветер намел снег в сугробы, они бывают высокие и низкие.
  • Подвижная игра на прогулке «Берегись, заморожу!».
  • Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».
    Цель: способствовать развитию правильного дыхания.

5-й день

  • Прослушивание   детских песенок о зиме: «Зимняя сказка», «Белые снежинки».
  • НОД. Художественно – эстетическое развитие (рисование) «Выпал первый снежок».
    Цель:  Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию.
    Учить ритмично, наносить мазки на бумагу, вызвать у детей радость от восприятия белого снега.
  • Подвижная игра в группе «Снежки».

Цель: Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой. Формировать умение энергично выполнять бросок. Развивать координацию движений.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

6-й день

  • Чтение стихотворения Г.Ладонщиков «Здравствуй, зимушка – зима».

Цель: воспитывать умение слушать новые произведения; предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы из стихотворения. 

  • Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

  • Игры-эксперименты со снегом в помещении:» Спрячь игрушки в снег», «Сожми в ладошке», «Слепи разные формы».

7-й день

  • Разучивание пальчиковой игры «Снежок»
  • Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
  • Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

8-й день

  • Игра «Собираем снежки»

На полу - много снежков (комочков ваты). У каждого участника игры - ведёрко. По команде дети начинают собирать снежки. Игра закончится, когда ни одного снежка не останется на полу. Победит тот, у кого окажется снежков больше, чем у других.

  • Пальчиковые игры «Снег зимой летает», «Снежок».
    Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
  • Игры-эксперименты со снегом в помещении: что произойдет, если снег опустить в теплую воду.

9-й день

  • Подвижная игра «Снег кружится».
    Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры. 
  • Дидактическая игра «Большая и маленькая снежинка».
  • Чтение А.Барто «Снег», Б.Радмила «Снег, снежок», А.Романова «Легкий, беленький снежок…», О.Высотская «Снежинки».

10-й день

  • Дидактические игры «Укрась рукавичку», «Волшебный сундучок», «Веселый снеговик».
    Цель: учить выполнять действия соответственно игровым правилам.
  • Творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок» с использованием разных художественных материалов.
  • Игры со снегом в помещении- раскрашивание разными цветами снега, выкладывание цветного снега на лист бумаги, рассматривание получившихся изображений, на что похожи.

Итог проекта:

Проект «Снег - снежок» длился две недели. В рамках данного проекта дети узнавали о свойствах снега в групповом помещении и на территории участка во время прогулок. Они имели возможность потрогать снег руками, понюхать, послушать хруст ломающихся под ногами снежинок в морозный день, проводили опыты совместно с воспитателем, делали выводы.

Дети принимали участие в лепке снежков из пластилина и бумаги, рисовали снег на бумаге.

Проект помог вызвать у детей интерес к исследовательской и творческой деятельности, они узнали, что снег белого цвета, холодный, тает в теплом помещении, превращается в воду.

Итогом проекта стала творческая коллективная работа «На полянку, на лужок тихо падает снежок».

В течение всего времени проекта дети играли в подвижные игры, что способствовало сплочению детского коллектива и физическому развитию, дидактические игры, развивающие умственные способности, рассматривали иллюстрации и картинки, развивая речевые навыки, знакомились с новыми литературными произведениями.

Таким образом, работа над проектом помогла укрепить здоровье детей, сплотить детский коллектив, повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности, пополнить словарный запас.

Перспектива развития:

Данный проект позволил детям получить новые знания в процессе игр, экспериментов и творческой деятельности. Процесс обучения происходил естественно и непринужденно.

В дальнейшем планирую продолжить опытно-экспериментальную деятельность со льдом, водой и песком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Снег-снежок"

В ходе реализации проекта у детей закрепится представления  о снеге, его свойствах, вреде и пользе....

Проект" Снег-снежок"

В проекте даётся краткое описание работы воспитателя  по теме "Снег"г в разных видах деятельности....

Проект "Снег - снежок"

Проект "Снег - снежок" для средней группы. Эксперименты со снегом....

Познавательно-исследовательский проект "Снег-снежок" для детей раннего возраста

С наступлением зимы появляется возможность познакомить малышей с удивительным веществом-снегом...

Познавательно-исследовательский проект "Снег - снежок"

Познавательно-исследовательский проект  "Снег - снежок"...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект  «Снег-снежок» (младшая группа)...

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»

Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»...