Конспект занятия "Сказочный сундучок"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
В необычный «Музей в сундуке» отправились малышам группы раннего возраста. Внутри сундука, оформленного в русском народном стиле расположились мини-экспонаты предметов быта времен старины. Перед воспитанниками открылась страница истории, на которой нам с ребятами представилась возможность рассмотреть интерьер русской народной избы. Детям было любопытно подержать в руках и поиграть с тряпичными куклами. В сундуке есть печка, стол с посудой, детская люлька, сундучки и прялка, коврики и лавки, утюг и много всего, чего уже не встретить в нашей современной домашней обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_obychnyy.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
В необычный «Музей в сундуке» отправились малышам группы раннего возраста. Внутри сундука, оформленного в русском народном стиле расположились мини-экспонаты предметов быта времен старины. Перед воспитанниками открылась страница истории, на которой нам с ребятами представилась возможность рассмотреть интерьер русской народной избы. Детям было любопытно подержать в руках и поиграть с тряпичными куклами. В сундуке есть печка, стол с посудой, детская люлька, сундучки и прялка, коврики и лавки, утюг и много всего, чего уже не встретить в нашей современной домашней обстановке.
Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в мини-музей русского быта «Русская изба»
Тема: Экскурсия в музей.
Цель: познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)
Задачи.
- продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.
- продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи
-воспитывать патриотические чувства, доброту и любовь к близким, уважение к старшим.
Словарная работа. Сруб, изба, ставни, береста, лапти, ухват, чугунок, кочерга, люлька, рубель
Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Семьей и горох молотят», «Чем больше рук, тем легче труд», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т. д.
Материал. кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме, предметы мини – музея «Народного быта».
Предварительная работа. Беседа по сказкам, заучивание пословиц о труде.
Ход экскурсии-занятия
Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?
Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:
«В тереме расписном я живу.
Приглашаю всех гостей к себе в избу».
Воспитатель: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.
Воспитатель и дети проходят в музей русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали?
Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)
- А почему он так назван? (ответы детей)
- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т. е. использовали их в быту.
- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)
- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.
- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».
- Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)
- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.
-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата - не хата» - говорили люди.
Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней,произносит:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам,боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)
- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.
- Во многих русских народных сказках упоминается печь.
- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)
- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.
Хозяюшка:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.
Дети рассматривают чугунок.
- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.
- В нём и кашу варили и картошку. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.
-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).
Хозяюшка: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
- Это делали с помощью ухвата.
Хозяюшка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.
Хозяюшка: А вот ещёодна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.
Дети рассматривают кочергу.
Хозяюшка: Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Дети рассматривают коромысло.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Хозяюшка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Хозяюшка:
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Будут Вани ворковать,
Будет Ваня крепко спать;
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу накормить;
Полетят они в лесок и найдут там колосок
Станут кашу варить, станут Ваню кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Хозяюшка: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.
Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Хозяюшка: отгадайте «Для чего нужны?» (Слайд №10) (По каждому предмету загадывает загадки)
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга).
Хозяюшка: Молодцы, ребята. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?
Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!
Спасибо Вам, Хозяюшка!
Наделил бы Вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьицем!
Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект СРИ «Сундучок со сказками»
Сюжетно-ролевая игра; игра-драматизация....
Конспект занятия "Сундучок сказок"
конспект по развитию речи...
Математическое и сенсорное развитие . Конспект НОД "Сундучок со сказками"
Развитие логико-математического мышления детей среднего дошкольного возраста...
План – конспект «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Через проблемный ме...
Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа
Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа...
Конспект НОД "Сундучок бабушки Арины"
Помогает проявлять интерес к посещению ″Русской избы″; познавательный интерес к старинным предметам (сундуку), к русскому народному костюму....
Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки»
Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки» Задачи: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в с...