Конспект занятия "Сказочный сундучок"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Шевцова Любовь Николаевна

В необычный «Музей в сундуке» отправились малышам группы раннего возраста. Внутри сундука, оформленного в русском народном стиле расположились мини-экспонаты предметов быта времен старины. Перед воспитанниками открылась страница истории, на которой нам с ребятами представилась возможность рассмотреть интерьер русской народной избы. Детям было любопытно подержать в руках и поиграть с тряпичными куклами. В сундуке есть печка, стол с посудой, детская люлька, сундучки и прялка, коврики и лавки, утюг и много всего, чего уже не встретить в нашей современной домашней обстановке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_obychnyy.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

В необычный «Музей в сундуке» отправились малышам группы раннего возраста. Внутри сундука, оформленного в русском народном стиле расположились мини-экспонаты предметов быта времен старины. Перед воспитанниками открылась страница истории, на которой нам с ребятами представилась возможность рассмотреть интерьер русской народной избы. Детям было любопытно подержать в руках и поиграть с тряпичными куклами. В сундуке есть печка, стол с посудой, детская люлька, сундучки и прялка, коврики и лавки, утюг и много всего, чего уже не встретить в нашей современной домашней обстановке.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в мини-музей русского быта «Русская изба»

Тема: Экскурсия в музей.

Цель: познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)

Задачи.

- продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

- продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи

-воспитывать патриотические чувства, доброту и любовь к близким, уважение к старшим.

Словарная работа. Сруб, изба, ставни, береста, лапти, ухват, чугунок, кочерга, люлька, рубель

Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Семьей и горох молотят», «Чем больше рук, тем легче труд», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т. д.

Материал. кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме, предметы мини – музея «Народного быта».

Предварительная работа. Беседа по сказкам, заучивание пословиц о труде.

Ход экскурсии-занятия

Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?

Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:

«В тереме расписном я живу.

Приглашаю всех гостей к себе в избу».

Воспитатель: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.

Воспитатель и дети проходят в музей русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали?

Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)

- А почему он так назван? (ответы детей)

- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т. е. использовали их в быту.

- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)

- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.

- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».

- Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)

- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.

-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата - не хата» - говорили люди.

Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней,произносит:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам,боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)

- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.

- Во многих русских народных сказках упоминается печь.

- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)

- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.

Хозяюшка:

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.

Дети рассматривают чугунок.

- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

- В нём и кашу варили и картошку. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.

-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).

Хозяюшка: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

- Это делали с помощью ухвата.

Хозяюшка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.

Хозяюшка: А вот ещёодна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.

Дети рассматривают кочергу.

Хозяюшка: Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Дети рассматривают коромысло.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: ребенок

Хозяюшка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Хозяюшка:

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Хозяюшка: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.

Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».

Хозяюшка: отгадайте «Для чего нужны?» (Слайд №10) (По каждому предмету загадывает загадки)

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга).

Хозяюшка: Молодцы, ребята. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы Вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СРИ «Сундучок со сказками»

Сюжетно-ролевая игра; игра-драматизация....

Конспект занятия "Сундучок сказок"

конспект по развитию речи...

Математическое и сенсорное развитие . Конспект НОД "Сундучок со сказками"

Развитие логико-математического мышления детей среднего дошкольного возраста...

План – конспект «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Через проблемный ме...

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа

Конспект «Волшебный сундучок» старшая группа...

Конспект НОД "Сундучок бабушки Арины"

Помогает проявлять интерес к посещению ″Русской избы″; познавательный интерес к старинным предметам (сундуку), к русскому народному костюму....

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки»

Конспект развлечения «Сундучок бабушки рассказушки» Задачи: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в с...