Конспект Экскурсия старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
В ГОРОДСКОЙ ПАРК
с детьми старшей группы
«Лес в октябре»
Цель: формирование экологических представлений у старших дошкольников.
Образовательные задачи:
— расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;
— продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края.
Развивающие задачи:
— уточнение пространственных направлений и отношений, освоение действия условного обозначения ведущего признака наблюдаемого объекта;
— развитие наблюдательности при определении особенностей сосновых шишек, их строения;
— формирование навыков элементарного экспериментирования (побуждать детей задавать познавательные вопросы на природоведческую тему, искать на них ответы).
Воспитательные задачи:
— воспитание эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на красоту родного края;
— формирование умения действовать по указанной инструкции
Предварительная работа:
- зарисовка условных обозначений природных явлений;
- отгадывание загадок о природе, животных деревьях;
- заучивание стихов и песен об осени;
- повторение названия деревьев.
Материалы и оборудование:
1 часть: синица (игрушка или изображение), конверт с письмом, иллюстрации (цветы, деревья, кустарники летом, летний пейзаж), плоскостные изображения ели, лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов, панно «Времена года» из четырех частей.
2 часть: маршрутная карта экологической тропы, условные значки с изображением признаков разных времен года, корзинки.
3 часть: синица (игрушка или изображение), панно «Времена года» из четырех частей, плоскостные изображения ели, лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов; иллюстрации (цветы, деревья, кустарники осенью, осенний пейзаж), лупы, шишки, собранные на прогулке.
Ход экскурсии:
Экскурсия проводится в близлежащий парк в октябрьский день, когда дети могут заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней. За синицу говорит педагог.
1 часть — вступительная (мотивационная)
Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду появилась птица, которая прилетела к нам из леса. (Воспитатель показывает детям синицу, предлагает рассмотреть птицу, отметить особенности ее внешнего вида, сравнить с другими птицами, уже знакомыми детям (воробей, голубь)).
Воспитатель: Эта птица называется синица. Скажи, пожалуйста, зачем ты прилетела к нам в детский сад?
Синица: Я прилетела к детям, а зачем и почему — они должны догадаться сами. Помочь им в этом сможет письмо, которое я принесла из леса.
Воспитатель: Что ж, давайте почитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам лесные жители — растения! Мы знаем, что совсем недавно вы все были в отпуске, «отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами — растениями леса — тоже произошли изменения. Хотите узнать, какие? Приходите к нам в парк, сами все увидите и, наверное, догадаетесь, почему улетают птицы и куда прячутся насекомые. Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы, захотите рассказать об этом «своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты и сделать поделку из природного материала».
Показать детям иллюстрации с изображениями отдельных цветов, деревьев и кустарников в летнем наряде, картину с изображением летнего пейзажа, по которой беседует с детьми.
Воспитатель: Какого цвета летнее небо? (Летнее небо голубого цвета)
Воспитатель: Чем покрыта земля летом? (Земля летом покрыта травой, цветами)
Воспитатель: Какого цвета листья на деревьях? (Листья на деревьях зеленого цвета)
Воспитатель: Чем пахнет летний лес? (Летний лес пахнет цветами, свежей зеленью)
Воспитатель: Кто живет в летнем лесу? (В летнем лесу живут белочки, зайчики, бабочки, стрекозы, комары, птицы)
Воспитатель: Чьи голоса можно услышать в летнем лесу? (В летнем лесу щебечут птицы, стрекочут стрекозы, жужжат комары)
Обратить внимание детей на панно «Времена года», изображения располагаются на панно: заполнена первая часть — «лето».
Предложить рассмотреть карту экологической тропы, обратить внимание детей на условные обозначения остановок. Обговорить предстоящий маршрут:
«Выйдем за ворота детского сада. Перейдем автомобильную дорогу по пешеходной дорожке, зайдем в парк».
Первая остановка - «Парк», вторая - «Цветочная клумба», третья - «Кустарники», четвертая - «Хвойная полянка». При этом отмечается местоположение «остановок» относительно пути следования: справа, слева, прямо и т.д.
2 часть — прогулка в парк (познавательная)
Следовать по намеченному маршруту, проговаривая направления движения, на остановках, выполнять задания.
Проводится игровое упражнение «Расскажи, что слева, расскажи, что справа».
Воспитатель: Какого цвета осеннее небо? (Осеннее небо серое, солнце спрятано за облаками)
Воспитатель: Назовите деревья, которые вы видите. (Дети называют знакомые деревья, педагог может познакомить детей с новыми названиями)
Проводится подвижная игра «Беги к своему дереву»
Цель — закрепление названий деревьев.
Воспитатель: Где цветы, которые вы видели летом? (Цветы завяли)
Воспитатель: Чем покрыта земля? (Земля покрыта опавшими листьями)
Воспитатель: Откуда они? (Листья опали с деревьев)
Воспитатель: Какие деревья сбросили листья? (Лиственные — осины, ивы и березы)
Подвижная игра «Ветер и листья»
Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда воспитатель произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбегаются в разные стороны, приседают.
Воспитатель: Какие деревья остались зелеными? (Зелеными остались хвойные деревья — сосны и ели)
Воспитатель: Под какими деревьями лежат шишки? (Шишки лежат под соснами)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что под чешуйками что-то есть, но узнать это можно, если взять шишки с собой в детский сад и рассмотреть их более внимательно. (Сбор природного материала)
Воспитатель: Какого цвета осенние листья? (Осенние листья желтые, красные, оранжевые, есть и зеленые)
Воспитатель: Какого цвета осенний лес? (Золотой)
Педагогическое сопровождение: Обращать внимание детей на красоту природы в парке, на яркость красок осенней листвы, отмечаем, что большинство листьев желтого цвета. Сообщать детям, что желтый — любимый цвет осени.
Воспитатель: Чем пахнет лес?
Дыхательные упражнения:
«Птицы летят», «Сдуй листик», «Ворона», «Шарик».
Воспитатель: Правильно, лесной воздух пахнет грибами, ягодами, опавшей листвой. Кого мы встретили в нашем парке? Почему не видно бабочек, стрекоз, птиц, белочек и т.д.?
Вспомнить летний пейзаж и сказать, какие изменения они заметили в осенней природе.
Дети вместе с воспитателем устанавливают последовательную цепочку взаимосвязанных явлений: солнце слабо греет — стало холоднее — листья желтеют — дует холодный ветер — с деревьев срывает желтые листья — деревья становятся голыми — насекомые прячутся от холода внутрь деревьев — птицам нечем питаться — они улетают в теплые края.
Воспитатель: Почему эти изменения произошли?
Воспитатель: Ребята, что можно взять из осеннего леса, чтобы показать другим детям и родителям о тех изменениях, которые произошли в природе с уходом лета и наступлением осени? (Дети собирают желтые и красные листья и сосновые шишки)
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться в обратный путь. Посмотрите внимательно, мы чистую полянку оставили, или на ней появились бумажки и другой мусор.
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)
На обратном пути следовать согласно маршруту, проговаривая направления своего движения.
3 часть — заключительная (рефлексивная)
Проводится в группе.
Воспитатель: Ребята, не забудьте рассказать родителям о том, что вы увидели в осеннем парке.
Предлагаю изобразить все осенние признаки, составить портрет осеннего дерева, нарисовать осенний лес.
Дети укрепляют условные значки осенних признаков на маршрутной карте экологической тропы. На панно заполняется вторая часть — «осень». На плоскостном изображении лиственного дерева зеленые листья заменяются на желтые, часть листьев — опавшие. Рядом с летним пейзажем вывешиваем осенний пейзаж.
Загадки:
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья.)
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки. (Березы.)
У меня длинней иголки, Чем у ёлки.
Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь.)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Исследовательская деятельность (проведена на образовательной деятельности по ознакомлению с природой).
Воспитатель: Ребята, вот вам первое задание: возьмите лупы и рассмотрите сосновые шишки, которые мы с вами принесли с прогулки.
Наблюдение 1: «Чудесные чешуйки».
Рассматриваем с детьми собранные шишки, предложить потрогать их, погладить, понюхать. (Дети называют их цвет, форму, показывают чешуйки, отмечают их расположение на шишке, определяют внешние признаки: шершавые, липкие, пахнут смолой).
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие были шишки в лесу, как располагались их чешуйки? ответы детей. Погладьте шишки и попробуйте объяснить, как они изменились и почему. (Чешуйки у шишки раскрылись в теплом помещении)
Наблюдение 2: «Что спряталось в чешуйках шишек?»
Дети рассматривают шишки, заглядывают под чешуйки, обнаруживают семена. Обращаю внимание детей на размер шишек, их форму, цвет, легкость, наличие пленки.
Воспитатель: Из каждого семечка может вырасти сосна, но для этого нужны хорошие условия: влажная земля (почва) и бережное отношение людей (на маленький росток нельзя наступать). Давайте, собирем семена в коробку, а весной посеем.
Задание (домашнее): «Кому в лесу нужны сосновые шишки?»
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поговорите о том, кому в лесу нужны сосновые шишки. Нарисуйте животных, которым нужны шишки, составьте об этом рассказ и попросите родителей записать его на обратной стороне рисунка.
Дети вместе с педагогом благодарят синицу за то, что она передала им приглашение лесных жителей — растений. Говорят, что они догадались, почему он прилетел к ним в детский сад: в лесу становится холодно и голодно. Обещают приходить к ней в гости, кормить его и рассказывать обо всех изменениях, которые будут происходить в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...
Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа
Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....
Конспект экскурсии в группе раннего возраста
Экскурсия в медицинский кабинет....
Экскурсия (старшая группа)
10 февраля воспитанники старшей группы "Непоседы" посетили выставочный зал м-на "Северный". По словам детишек, они впервые посетили этот зал. Нас встретили очень приветливо и добродушно, и провели о...