" Неизведанное рядом"
материал по окружающему миру
Доклад по экологии о создании условий в нашем ДОУ для познавательно – исследовательской деятельности на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko_doklad.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Североонежская школа»
филиал ДО «Центр развития ребёнка
– детский сад «Ёлочка»
«Неизведанное рядом»
(создание условий в ДОУ для познавательно – исследовательской деятельности на прогулке)
Воспитатель 1 категории
Елена Анатольевна Зыкова
В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Познавательно – исследовательская деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка.
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.
Наш детский сад расположен на окраине поселка и с двух сторон окружён лесопарковой зоной. Это даёт нам уникальную возможность знакомить наших дошколят с природой в естественных условиях.
Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2.Развивать понимания взаимосвязей в природе.
3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4.Формировать элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека, растительного и животного мира.
5.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Несколько лет назад педагогами была оборудована «Земляничная поляна», которую на протяжении всех лет мы активно используем в своей работе. Здесь проходят экскурсии, праздники и занятия. Мы наблюдаем за сезонными изменениями природы, поведением птиц, насекомых, можем любоваться красотой природы в любое время года (кроме лета – по безопасности). Каждый год осенью мы приводим её в порядок. В этом году мы привлекли для её реорганизации большое количество родителей, приурочив нашу акцию к программе развития моногородов России «Чистый город». Теперь этот природный объект готов к использованию и мы продолжим знакомиться, наблюдать и любоваться природой (знакомимся с ягодными кустарниками: черника, брусника, земляника, рассматриваем мох, наросты на деревьях, на пнях считаем кольца, наблюдаем за муравейниками и т.д.)
В нашем саду существует давняя традиция: выпускники сажают деревья. За 30 лет на территории участка их выросло большое количество. У нас есть своя березовая рощица, красавицы ели, которые мы наряжаем к Новому году, сосны, лиственница и другие деревья и кустарники, распространенные в нашей местности. Прошлые мои выпускники посадили дуб и клёны, которые благополучно прижились и радуют нас на протяжении последних лет. С детьми младшей и средней группы мы только за ними наблюдали. Со старшими дошкольниками мы уже их изучаем: строение листа, как изменяется их рост и толщина ствола.
С каждым годом у нас на территории всех участков всё больше появляется зеленых насаждений, нам с коллегами пришлось обновить паспорт экологической тропы. В нём мы прописали основные объекты, за которыми удобно наблюдать, проводить с ними познавательно – исследовательскую работу (измеряют толщину стволов деревьев, исследуют на ощупь, изучают строение стволов, листьев, веток, почек растений; выращиваем рассаду, высаживаем и ухаживаем за ней, ухаживаем за птичьими кормушками и т.д.).
«Деревья»
Объекты для наблюдений: березы, сосны, лиственница, ели, клены, дуб, ольха, рябина.
Задачи:
-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
-Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
-Воспитывать интерес к деревьям и заботу о них.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, изменение в жизни деревьев с сезонными изменениями в природе
-Проведение исследований: измерение толщины деревьев, измерение высоты вновь посаженных деревьев и наблюдение за их ростом, сравнение частей деревьев между собой - ствол, ветки, листья, почки, кора, цветы, плоды, семена и др.
-Забота человека о деревьях.
-Использование луп для наблюдений за корой дерева, почками, листьями.
-Использование измерительных приборов для сравнивания деревьев по толщине, высоте, размеру листьев ( метр, сантиметровая лента, линейки)
-Связь с животными и насекомыми.
Игры с детьми: "Мы деревца", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года"
«Кустарники»
Объекты для наблюдений: сирень белая и сиреневая, спирея
Рекомендации по организации работы с детьми:
- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
-связь с животным миром;
-польза для человека и забота человека.
«Огород»
Объекты для наблюдений: картофель, томат, свекла, морковь, петрушка, укроп, лук, горох, салат
Задачи:
- Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях.
- Показать значимость овощных культур для развития , роста и здоровья человека.
- Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-Наблюдение за трудом взрослых.
-Посадка семян на рассаду.
-Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
-Рассматривание и сбор семян растений.
-Проведение опытно- экспериментальной, трудовой деятельности детей.
-Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Игры с детьми: "Урожай", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить", «Что из чего».
«Муравьишкин дом»
Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи и др. насекомые.
Задачи:
-Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьёв и о том, какой вред в лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
-Объяснить, что строительство муравейника – это большой труд многих тысяч этих шестиногих созданий
-Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.
-Разъяснить, почему нельзя разорять муравейники.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-Наблюдение за муравейником в разные времена года.
-Связь с растительным и животным миром.
-Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку про муравьишку"
«Цветник»
Объекты для наблюдений: ромашка, календула, ирис, бархатцы, тюльпаны, настурция и др.
Задачи:
-Уточнить представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
-Закрепить названия цветов; строение цветущего растения; способы ухода; условия роста.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
-наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
-сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
-проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
-видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
-Беседа «Радуга на клумбах» (Рассказ воспитателя о нарциссах, пионах, ирисах, настурциях, бархатцах и других цветках, растущих на клумбах).
Игры с детьми:
"Мы растения", «Магазин семян»,"Четвертый лишний", "Чей листочек".
Задания детям: рисование «Краски лета», «Наша клумба», аппликация «Тюльпаны», коллаж из засушенных цветов, собираем гербарий и др.
«Аптека Айболита»
Объекты для наблюдений: подорожник, клевер белый и красный, земляника, мать – и –мачеха, лопух, одуванчик.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-наблюдение за появлением растений в весеннее время, за их ростом, цветением;
-рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;
-рассматривание и сбор семян растений;
-беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения и их применением в медицине;
-исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.)
«Птичий городок»
Объекты наблюдений: воробъи, снегири, синицы, голуби, вороны, галки, грачи, дятлы и др.
Задачи: Закреплять и расширять представления о перелетных и зимующих птицах, об изменении их образа жизни по сезонам; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-наблюдение за птицами, их особенностях, о том, чем они питаются;
-беседы о пользе птиц в природе, о том, как человек может помочь птицам;
-наполнение кормушек кормом.
Задания и игры для детей: «Узнай птицу по описанию», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Расскажи про…», рисоввание, лепка, аппликация птиц.
За летний период на территории нашего участка вырос новый – научный городок – это метеостанция. Волонтёрский отряд нашего посёлка СОВА сделал и установил основные его объекты. Наша задача была оснастить его оборудованием и составить план работы в этом научном центре.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
Флюгер, ветровой рукав - приборы для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит ля измерения количества осадков.
Снегомер- служит для определения глубины снежного покрова.
Водный термометр - служит для измерения температуры воды в тёплое время года.
Задачи:
-Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
-Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.
-Учить анализировать, делать выводы, знакомить с назначением приборов, их названием.
-Обучать детей снятию показаний приборов.
-Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой.
-Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года.
-Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями.
-Обеспечение условий для проведения детьми исследований.
Задания детям:
- Ведение календаря погоды.
- Рисунки явлений природы.
- Наблюдение и измерение количества осадков.
- Наблюдение за ветром.
- Определение времени по солнечным часам.
Наблюдения
В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листья растений по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете), составляем гербарии, собираем природный материал для изготовления поделок.
В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой, наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комки и рассматриваем их по величине, форме, сравниваем деревья и кустарники; рассматриваем следы на снегу; проводим опыты со снегом; развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.
В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений; развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной; осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их, измеряем длину ручейков шагами, глубину - с помощью палочки; наблюдаем за снежным покровом, за лужами, сосульками
В летний период на прогулках с детьми развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов.
Экспериментирование.
На прогулке можно проводить следующие эксперименты:
- «Твердое - жидкое»;
- «Лед-вода»;
- «Где быстрее растает лёд»;
- «Следопыты»;
- «Взаимодействие воды и снега»;
- «Свойства снега, воды, песка»;
- «Почва на участке»;
- «Жизнь под снегом»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Откуда берутся семена»;
- «Почему семена прорастают?»;
- «Куда дует ветер?»;
- «Свойства песка» и др.
Объекты исследования
Неживая природа
«Почва»
- Песок, глина, камень – составные части почвы.
- Разные виды почвы. Свойства песка
- Почва – среда обитания растений и животных.
- Определение благоприятности почвы для развития некоторых растений (влажность, плотность, заражённость микроорганизмами).
«Воздух»
- Значение температуры воздуха для жизни растений и животных.
- Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
- Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.
- Что такое ветер
- Воздух, его сила. Использование воздуха человеком (флюгер, ветряная мельница)
- Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух)
- Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).
«Вода»
- Сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
- Чистая и грязная вода. Способы очистки воды.
«Солнце»
- Дать представление о Солнце, Луне,. Познакомить с причинами смены дня и ночи, времён года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Живая природа
«Растения»
- Выявление основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений.
- Выявление основных функций частей растения.
- Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло)
- Сформировать умения определять видоизменения строения растений как приспособление к природно – климатическим условиям зонам Земли.
«Насекомые»
- Влияние температурного режима окружающей среды на жизнедеятельность насекомых.
Вывод:
Считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами формулировать выводы в ходе совершения практических действий, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия для того, чтобы дети могли наблюдать, сравнивать, исследовать, экспериментировать с объектами живой и неживой природы. А самое главное – любоваться красотой нашей северной природы и учиться её беречь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
неизведанное рядом для детей подготовительной группы
Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...
Неизведанное рядом. Вода.
Цикл занятий по ознакомлению с окружающим - вода....
Неизведанное рядом. Воздух.
Опытно-эксперементальная работа -воздух....
Неизведанное рядом. Песок. Глина.
Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»
Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...
Программа по экспериментированию "Неизведанное рядом"
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию окружающего мира....