Конспект ООД по эксперементальной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Путешествие в мир воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 88_konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

через экспериментально - проектную деятельность» 

для детей старшей группы

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.»

Китайская пословица.

Тема: «Сказка «Путешествие в сказочный лес».

Актуальность:        

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма деятельности: совместная деятельность детей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная.

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами различных видов экспериментирования.

Программные задачи:

Образовательная область«познание»

- Закреплять представления об основных физических свойствах воды, бумаги, льда, магнита.

- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

Учить строить предположения о результатах опыта, делать простейшие выводы на основе проведенного опыта.

- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.

Образовательная область«коммуникация»

- Продолжать развивать речь детей, активизировать слова: прозрачная, бесцветная; твердый, скользкий, как стекло; летучий, газообразный, влажный, прозрачный.

- Способствовать развитию мышления, любознательности.

Формировать умение работать парами.

Закреплять умение вести диалог с воспитателем.

Развивать связную речь.

Упражнять детей узнавать сказку по отдельному отрывку из текста, называть автора сказки.

Материал и оборудование: проектор с презентацией, музыкальное сопровождение, Цветы из бумаги, карандаши, блюдца с водой, пластиковые стаканы, магнит, булавки, вода, пластиковая банка, лёд, насекомые (игрушка, пищевая плёнка, презентация.

Деятельностная структура экспериментальной работы: постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.

Предварительная работа: 

Словарная работа: 

Составление дидактического и раздаточного материала.

Ход экспериментального занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Дети поздоровайтесь с гостями. 

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Я приглашаю вас в путешествие в лес, но не в обычный. - А в сказочный лес. – Но перед тем как мы начнем наше путешествие, нам необходимо попасть в сказочный лес. – Для этого нам нужно проговорить волшебные слова.

 – Давайте дружно:

Топнем, топнем мы три раза.

Хлопнем, хлопнем мы два раза.

Лес волшебный ты явись,

Нашим деткам покажись.

(Воспитатель обращает внимание детей  на проектор. Появляется слайд с волшебным лесом и с троллем по имени Розочка)

2. Сюрпризный момент.

Слайд №1

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: - Это тролль по имени Розочка.

Розочка: - Здравствуйте ребята!

Дети: - Здравствуйте.

Розочка: - Хотите, я покажу вам наши красоту нашего леса?

 Дети: - Да.

3. Основная часть.

Розочка: - Тогда пошли:

За горами, за долами,
За дремучими лесами,
Под пологом синим неба,
Где никто из нас и не был,
Есть таинственное место,
Но дорога неизвестна...
Путь туда лежит озёрный
Да крутой - по тропкам горным...

(Появляется фрагмент  Волшебного озера»)

Воспитатель:  - Посмотрите, какое красивое озеро, и как много в нем загадочных цветов. - Как вы думаете, как они называются?

Дети: - Кувшинки.

Розочка: - Правильно. – Смотрите как красиво они распускаются.

 (Показ распускания кувшинчика на слайде)

Воспитатель: - Как красиво распускаются кувшинчики в волшебном озере. – Ребята, а вы хотите увидеть, как  распускаются эти прекрасные цветы у нас? 

Дети: - Да.

(Воспитатель с детьми проходят на первую лабораторную станцию)

Опыт №1

Воспитатель: - Ребята, на столе лежат цветы с длинными лепестками, сейчас с помощью карандаша мы закрутим лепестки к центру, и у нас с вами тоже получится кувшинка. - Получилась?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, но у нас закрытые кувшинки, еще не распустились. - Давайте, опустим, кувшинки в пруд, и посмотрим, распустятся ли наши кувшинки. 

(Ребята опускают кувшинки в пруд, и наблюдают)

Воспитатель: - Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются. - А как вы думаете, почему они распускаются?

Дети: Разные виды ответов детей.

Воспитатель: Вывод: - Я вам расскажу секрет, лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд №2

Розочка: - Ой, ребята я нечаянно уронила в озеро булавочку который подарил мне мой друг Цветан. – Что же теперь делать?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Розочке достать булавочку? – Как вы думаете, каким способом можно достать из воды булавочку? 

Дети: Разные виды ответов детей (удочкой, нырнуть, попросить рыбку).

Опыт № 2

(Воспитатель с детьми проходят во вторую лабораторную станцию)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стаканчики с водой, опустите булавки в воду. - Что произошло с булавками?

Дети: - Утонули.

Воспитатель: - Почему утонули? 

Дети: - Утонули потому что железные.

Воспитатель: - А, если мы бросим, в воду кубик он утонет? 

Дети: - Нет, потому что он деревянный.

Воспитатель: - Правильно. - Ребята чтобы достать булавочки не обязательно мочить рук. - Булавочку можно достать и сухими руками. -  Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: - Удочкой, магнитом.

Воспитатель: - Давайте попробуем. - Рамина, ты попробуй удочкой достать булавочку, а ты Тимур, попробуй магнитом. Для этого нужно поймать магнитом булавку на дне стакана, подтянуть её к стенке стакана, и по стенке протянуть её до края. После чего можно спокойно взять булавку. – Получилось?

Тимур: - Да.

Воспитатель: - Было легко?

Тимур: - Да.

Воспитатель: - Рамина, а ты смогла поймать булавку?

Рамина: - Нет.

Воспитатель: - Было тяжело?

Рамина: - Да.

Воспитатель: - Почему? 

Дети: Разные виды ответов детей.

Воспитатель: Вывод: Так как булавка металлическая, а магнит притягивает к себе металлические предметы, наша булавка примагнитилась и мы легко её достали из воды.

Слайд №3

Розочка: - А вы знаете, что мы тролли, очень любим танцевать?

Воспитатель: - Очень интересно.

Розочка: - Давайте дружно:

(появляется музыка с танцем)

Физкультминутка.

Слайд №4

 (На слайде появляется дождь. Розочка прячется под деревом)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите в волшебном лесу идет дождь. – А давайте и мы с вами здесь устроим дождь.

Опыт№3

(Воспитатель с детьми проходят на третью лабораторную станцию)

Воспитатель: - Перед нами банка. Сейчас в неё мы нальём горячую воду, и накроем крышкой с дырочками, сверху положим несколько кубиков льда. – Посмотрите, что происходит? - Что вы видите?

Дети: Разные виды ответов детей.

Воспитатель: - Появился пар, который, поднялся к верху как облачко, появились капли воды на стенках банки, лёд стал таять и капать. - Почему появился пар, как вы думаете?

Дети: - Потому что вода горячая.

Воспитатель: - Почему стал таять лёд?

Дети: Разные виды ответов детей.

Воспитатель: Вывод: - Это произошло потому, что горячая вода поднялась облачком пара к верху, в верху встретилась с холодным воздухом ото льда, и стекла капельками по стенкам банки, лёд стал таять и капать каплями дождя. - Ребята похожи капельки на дождь, который льет по окнам?

 Дети: - Да.

Слайд №4

(На слайде появляется радуга. Розочка выходит из под дерева)

Воспитатель: - Ребята, дождик прошел. – Посмотрите какая красивая радуга появилась.- Хотите и мы сделаем радугу?

 Дети: - Да.

Опыт №5

(Воспитатель с детьми проходят на четвертую лабораторную станцию)

Воспитатель: - Нужно тазик наполнить водой. Берем зеркало и опускаем его на дно. Правой рукой мы держим лист белой бумаги. Берем фонарик и направляем его  на зеркало. Отраженный свет нужно поймать на бумаге, на которой должна появиться радуга.

Воспитатель: Вывод: - Луч света состоит из нескольких цветов. Когда он проходит сквозь воду, он раскладывается на составные части – в виде радуги.

Розочка: - Ребята, мне так было с вами интересно. – А вам понравилось?

 Дети: - Да.

Розочка, спасибо тебе за увлекательное путешествие по сказочному лесу. - Но нам уже пора возвращаться.

В мире много всего увлекательного.  - На этом, и наши с вами открытия не закончены, мы тоже будим узнавать много нового и интересного. - На память о себе  и о волшебном лесе Розочка приготовила вам картинки. – До свиданья Розочка.

Розочка: - До свиданья ребята. До новых встреч.

Воспитатель: - Ребята, чтобы вернуться обратно в детский сад надо проговорить волшебные слова:

Если дружно встать на ножке

Топнуть, прыгнуть - не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Слайд №6

(На слайде появляется детский сад)

5. Рефлексия.

Вопросы:

(Детям даются раскраски для закрашивания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по эксперементальной деятельности в подготовительной группе "Делаем облака". (6-7 лет)

Каждый день дети выступают в роли маленького исследователя, им интересно всё вокруг, они наблюдают , запоминают и фантазируют. Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все ви...

Опытно-эксперементальная деятельность детей средней группы на тему: "Ищем невидимку"

На данном занятии дети получат представления о физических свойствах воздуха с помощью технологий развивающего обучения....

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в старшей группе

Цель: Познакомиь детей  с оргоном-тела, изучить общие функции  кожи, уточнить представление  о значение   кожи, развивать желание экспериментировать, запомнить как правильно ухажив...

Эксперементальная деятельность детей средней группы.

Познакомить детей со свойствами воды, песка, воздуха....

Конспект по опытно эксперементальной деятельности в средней группе ДОУ

Индивидуальная работа по конструированию : «Я художник» (выкладываем картину из бросового материала  (финиковых косточек).Автор : Потемкин Егор воспитанник 2 младшей группы.Руководите...

Перспективное планирование опытно-эксперементальной деятельности в средней группе

Перспективное планирование опытно-эксперементальной деятельности в средней группе...

"Волшебная соль". Опытно- эксперементальная деятельность в средней группе.

Цель. Систематизировать представления детей о соли и её свойствах. Задачи. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных орга...