Конспект организованной образовательной деятельности Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» на тему: «Фрукты» Возрастная группа: дети 3-4 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Жарикова Галина Иосифовна

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательные области: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально - коммуникативное развитие»

 

Тема: «Фрукты»

Возрастная группа: дети 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frukty.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательные области: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально - коммуникативное развитие»,

 «Физическое развитие»

Тема: «Фрукты»

Возрастная группа: дети 3-4 лет

Цель: Расширять представления и активный словарь детей по теме «Фрукты».

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять умение различать по внешнему виду фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин; выделять их цвет, форму, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности (гладкий или шершавый);

- закреплять знание основных цветов и их оттенки: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый;

- формировать умения определять и называть запах фруктов (ароматный);

- активизировать практическое употребление в речи предлогов (в, на);

- продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, используя предложения из 3–4 слов;

- формировать умение слушать и воспринимать короткие тексты о фруктах;

- формировать умения наклеивать картинки - наклейки с изображением фруктов в середину листа бумаги.

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать словарь детей;

- развивать связную речь детей, помогать детям отвечать на простейшие вопросы («что?») и более сложные вопросы («какого цвета?», «какой формы?»);

- развивать сенсорное восприятие, привлекая детей к сенсорному обследованию фруктов (обводить руками, гладить, мять);

- оптимизировать основные психические процессы с помощью кинезиологических приемов: артикуляционные и дыхательные упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания и голоса; упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики и общей двигательной активности; упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение выполнять работу, не мешая друг другу, желание оказывать посильную помощь окружающим;

- вызывать интерес к содержанию аппликации;

- воспитывать бережное отношение к книге; 

- воспитывать культуру поведения: умение здороваться и прощаться.

Виды детской деятельности: познавательная, речевая, исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Методические приёмы: вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы детей, речевой образец, решение проблемной ситуации, комплекс дыхательных и артикуляционных упражнений, пальчиковый массаж, речедвигательная гимнастика, показ способов выполнения, сенсорное обследование фруктов, дидактическая игра «Четвертый лишний» с использованием ИКТ.

Словарная работа:

Существительные (слова - предметы): яблоко, груша, банан, апельсин, фрукты, форма, цвет, запах, корзинка, книжка.

Прилагательные (слова - признаки): ароматный, сладкий, кислый, круглый, овальный, гладкий, шершавый, твёрдый, мягкий, красный, жёлтый, зелёный. Глаголы (слова - действия): скользит, помните, понюхайте, пахнет, несла, собирать, растеряла, приклеить.

Наречия: ароматно.

Предварительная работа: рассматривание книги В.Степанова «Фрукты», беседа о фруктах, макси - пазлы «Фрукты», обследование натуральных фруктов, просмотр мультфильма «Маша и медведь» - серия «Сбор урожая».

Средства: стулья по количеству детей, столы, мольберт; 2 натуральных яблока (1 яблоко разрезанное), муляжи фруктов, наклейки «Фрукты», листы бумаги А-5 по количеству детей, обложка книжки - малышки, степлер, корзинка, слайдовый демонстрационный материал по игре «Четвертый лишний», мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук), костюм Маши для взрослого, подарок детям – игра про фрукты.


Ход организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с педагогом.

Педагог:

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

2. Основная часть.

Раздаётся стук в дверь.

Педагог:

- Ой, дети, вы слышите, к нам кто-то стучится в дверь? Кто же это к нам пришёл?

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» появляется Маша. В руках она держит корзину, покрытую белой салфеткой. В роли Маши - воспитатель группы.

Маша здоровается с детьми:

- Здравствуйте! Вы меня узнали? Я Маша!

Дети:

- Здравствуй, Маша! Проходи к нам в гости.

Маша рассказывает детям свою историю.

- Меня Медведь пригласил в гости. Я несла ему корзинку с фруктами и по дороге их растеряла. Маша плачет.

Педагог:

- Маша, не плачь! Дети, поможем Маше найти фрукты? Смотрите, в Машиной корзинке что - то осталось. Ах! Как от неё приятно и ароматно пахнет! Дети, понюхайте.

Дети по очереди нюхают спрятанный в корзине фрукт и называют, какой фрукт они узнали по запаху.

Педагог:

- Дети, вы угадали что это?

Дети:

- Яблоко.

Педагог:

- А давайте посмотрим. Правильно, яблоко!

Педагог достаёт яблоко.

- Маша хочешь, мы тебе расскажем все об этом яблоке?

Маша:

- Да.

Педагог дает каждому ребёнку подержать яблоко в руках, ознакомиться с ним, обследовать.

Педагог обращается к детям:

- Дети, расскажем?

Дети:

- Да.

Педагог:

- Какого цвета яблоко?

Дети:

- Красное.

Педагог:

- Правильно! Это красное яблоко.

Педагог:

- Какой формы яблоко?

Дети:

- Круглое.

Педагог:

- Правильно! Яблоко круглое. Повтори (имя ребенка) вместе со мной: «Яблоко круглое»

Педагог показывает руками, какое яблоко. Просит детей вместе с ней показать.

- Проведите рукой по яблоку. Дети, яблоко шершавое или гладкое?

Дети:

- Гладкое.

Педагог:

- Правильно! Яблоко гладкое. Рука скользит по яблоку, значит оно гладкое. Повторите вместе со мной: «Яблоко гладкое».

- Помните яблоко. Дети, яблоко мягкое или твёрдое?

Дети:

- Твёрдое.

Педагог:

- Правильно! Яблоко твёрдое. Повтори (имя ребенка) вместе со мной: «Яблоко твёрдое».

- Яблоко - это овощ или фрукт?

Дети:

- Фрукт.

Педагог:

- Где яблоко растёт?

Дети:

- На дереве.

Педагог:

- Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

Дети:

- Яблоня.

Педагог:

- Если на дереве растут яблоки, то это дерево называется яблоня.

Маша убирает яблоко в корзину. Педагог вместе с детьми и Машей остаются в центре группы.

Комплекс дыхательных и артикуляционных упражнений:

Педагог:

- А теперь мы с вами поиграем. Маша, дети надуем обе щечки. Ваши щечки круглые, как яблочки. Дети выполняют упражнение «Щечки - яблочки».

- Высунем язычок и спрячем его. Это червячок в яблочке. Дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке».

- Жуем твердое яблочко. Дети тоже решили попробовать. Дети выполняют упражнение «Жуем твердое яблочко».

- Втянули щечки - худышки. Остались от яблок только огрызки. Дети выполняют упражнение «Огрызок яблока».

Маша обращается к детям:

- А где же остальные фрукты?

Педагог:

- Мы не знаем, давайте вместе поищем фрукты.

Педагог предлагает детям найти в группе муляжи фруктов. Маша вместе с детьми и Педагогом ищут фрукты.

Педагог обращается к Маше:

- Маша, вспомни дорогу, по которой ты шла, это нам поможет быстрее отыскать фрукты.

Маша:

- Дети, вот здесь я проходила.

Педагог:

- Давайте, вот здесь посмотрим. (Имя ребенка) что ты нашла?

Ребенок:

- Грушу.

Педагог:

- (Имя ребенка), повтори за мной: «Я нашла грушу».

- Где ты её нашла?

Ребенок:

- На полке.

Педагог:

- Молодец! Повтори вместе со мной: «Я нашла на полке».

Педагог:

- Расскажите Маше всё о груше.

- Какого цвета груша?

Дети:

- Груша зелёная.

Педагог:

- Еще какая груша? Какой формы груша?

Дети:

- Груша овальная.

Педагог:

- Молодцы! А вы знаете, что из груши можно сварить ароматное и вкусное варенье.

Педагог обращается к Маше:

- Маша, где ты еще была?

Маша:

- Дети, вот здесь я была.

Педагог:

- А ты что нашла, (имя ребенка)?

Ребенок:

- Я нашла апельсин.

Педагог:

- Где он был?

Ребенок:

- Апельсин был в шкафу.

Педагог:

- Расскажи Маше всё об апельсине.

Педагог:

- Какого цвета апельсин?

Ребенок:

- Оранжевый.

Педагог:

- Еще какой апельсин? Какой формы?

Ребенок:

- Апельсин круглый.

Педагог:

- Апельсин гладкий или шершавый?

Ребенок:

- Апельсин шершавый.

Педагог:

- Дети, апельсин оранжевый, круглый, шершавый. В апельсине содержится волшебный витамин «С», который помогает нам не заболеть простудой.

Педагог:

- Дальше пошли.

Маша:

- А-А-А вот здесь я могла потерять фрукт!

Педагог:

- Что ты нашёл, (имя ребенка)?

Ребенок:

- Я нашел банан.

Педагог:

- Где он был?

Ребенок:

- Банан был на стуле.

Педагог:

- Молодец! Какого цвета банан?

Ребенок:

- Банан желтый.

Педагог:

- Дети, бананы растут в жарких странах.

Дети находят все муляжи фруктов и кладут в корзину Маше.

Педагог:

- Дети, что мы с вами нашли, как назовём одним словом?

Дети:

- Фрукты.

Педагог:

- Все Машины фрукты мы собрали. Давайте поиграем, встанем в круг.

Речедвигательная гимнастика «Уборка урожая» (аудиозапись-музыка)

Мы по саду гуляем,                    (Дети водят хоровод.)

Фрукты с дерева срываем.   (Поднимаются на носки и тянут руки вверх.)      

Их в корзину мы кладем. (Сжимают и разжимают пальчики. Дети наклоняются вниз - показывают руками как срывают и складывают в корзину.)

Вот какой огромный сад,          (Поднимают руки вверх.)

Увидели и удивились: «О-о-о-о-о-о!»

Много фруктов для ребят.        (Разводят руки в стороны.)

Педагог:

- А сейчас все вместе за столы присядем!

Игра «Четвертый лишний».

Педагог:

- Маша, дети сели ровно, красиво, спина прямая, ножки вместе.

Педагог:

- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Пожалуйста, посмотрите на экран. Давайте назовем, что здесь изображено.

- Груша, апельсин, яблоко, кошка. (Слайд 1)
- Назовите что лишнее?

Дети:

- Кошка.

Педагог:

- Почему?

Дети:

- Кошка – потому что это животное, а остальные фрукты.

Педагог:

- Проверим, правильно ли вы назвали. Правильно. Молодцы!

Педагог:

- Назовите что лишнее и почему?

- Пирамидка, апельсин, груша, банан. (Слайд 2)

Дети:

- Пирамидка – потому что это игрушка, а остальные фрукты.

Педагог:

- Давайте проверим, правильно ли вы назвали. Правильно. Молодцы!

Педагог:

- Давайте назовем, что здесь изображено.

- Воробей, яблоко, груша, банан. (Слайд3)

Педагог:

- Назовите что лишнее и почему?

Дети:

- Воробей – потому что это птица, а остальные фрукты.

Педагог:

- Давайте проверим, правильно ли вы назвали. Правильно. Молодцы!

Педагог обращается к Маше:

- Маша, мы помогли тебе найти фрукты. А для Медведя мы тоже хотим с детьми сделать приятное. Может быть, мы ему книжку изготовим и подарим?

Дети:

- Да.

Педагог:

- Перед тем, как мы с вами будем клеить картинки, давайте разомнем наши пальчики волшебными мячиками. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Педагог проводит пальчиковый массаж с помощью мячика Су-Джок.

Пальчиковый массаж «Корзина с фруктами».

У девочки Маши фрукты в корзине, (Дети делают ладошку « корзиночкой».)

В ней банан и лимон,      (Перекладывайте мяч из одной ладони в другую.

И яблоко, и груша.        Зажмите мяч в ладонях) 

Фрукты, что найдём мы в ней,            (Делайте круговые движения,

Нет полезней и вкусней!                          катая мяч по ладоням.)

Педагог:

- Дети, а теперь поможем всем фруктам попасть в нашу будущую книжку, посмотрите, как я буду это делать.

Педагог показывает детям на мольберте, как наклеивать картинку с изображением фрукта на лист бумаги.

- Я беру наклейку, отделяю ее от бумаги медленно и аккуратно, чтобы не порвать и приклеиваю ее в середину нашего листа.

Педагог:

- Теперь, дети, приступайте к работе, а ты Маша посиди и посмотри.

Самостоятельная работа детей. По окончании работы Педагог вставляет листы с наклеенными фруктами в книжку.

- Как аккуратно вы приклеили. Молодцы! Листы бумаги я скрепила степлером. Посмотрите, какая красивая книжка про фрукты у нас получилась!

Педагог предлагает детям подойти в Маше, показывает ей книжку и читает стихотворение Г. Давыдовой «Фрукты», пролистывая страницы книги.

Книжка всё нам покажет,

Книжка про всё нам расскажет:

Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше фруктов -
Самых витаминных продуктов.

Педагог обращается к Маше:

- Маша, передай книжку Медведю. Пусть он ее бережет, не рвет и рассматривает книжку за столом.

Маша с корзиной фруктов и книжкой прощается с детьми.

- Спасибо, вам дети! Я отнесу фрукты Мише и передам ему ваш подарок – книжку. Вы мне сегодня очень помогли и на память о нашей встрече я хочу подарить вам интересную игру про фрукты.

Педагог:

- Спасибо. Дети, теперь давайте попрощаемся с Машей. Ей надо уходить. До свидания!

3. Итог занятия.

Педагог вместе с детьми подводят итоги.

- Какие вы молодцы, дети!

- А кто к нам сегодня приходил в гости?

Дети:

- Маша.

Педагог:

- А что с ней случилось? Что она потеряла по дороге?

Дети:

- Маша потеряла фрукты.

Педагог:

- Дети, какие фрукты Маша потеряла?

Дети:

- Банан, грушу, апельсин.

Педагог:

- А как мы сегодня помогли Маше? Что мы делали?

Индивидуальные ответы детей. Педагог отмечает работу каждого из детей на занятии.

Педагог:

- Вы сегодня очень постарались. Я рада за вас!

- Спасибо всем. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»

закреплять знания о времени года, характерных признаках осени,  сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени.    Помочь увидеть мног...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие» в средней группе

Конспект занятия  на тему «Приключения пиратов» с интеграцией  образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»;  &l...

Конспект занятия в младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цели: - учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью, - расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов; - воспитывать интерес и бережное отно...

Конспект занятия «Мир в капле воды» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...